Коронавирус, кризис, Коновалов — три К стали основополагающими для событий прошедшей недели. А «апрельские тезисы» тандема Штыгашева-Коновалова стали бонусом для общественных настроений — обывателям было что пообсуждать в самоизоляции и социальных сетях.
Пандемия коронавируса как зеркало сегодняшнего дня вполне справляется со своей задачей. Разговоров о новой инфекции хватает со всех сторон, но все же граждан волнуют конкретные ответы власти на конкретные жизненные ситуации. Однако эффективность работы республиканского штаба по борьбе с COVID-19 на минувшей неделе была подвергнута массовой обструкции. Критики хватало с избытком, поскольку до населения просто не доводится оперативная информации о ситуации с вирусом, а это породило в очередной раз волну самых разных слухов.
Решение губернатора Хакасии последовать примеру главы Красноярского края Александра Усса по поводу блокировки магистралей ввергло жителей в недоумение — если это и надо было делать, то недели три назад еще. Теперь же в связи с перспективой введения цифровых пропусков в республике многие жители просто готовы к открытому выражению своего недовольства. Еще пара пассажей от руководителя региона вообще перевозбудила жителей республики — Валентин Коновалов в прямом эфире рассказал о процедуре захоронения погибших от коронавируса и порядке выезда на дачи. И в этом вся результативность работы республиканских чиновников. В отличие от них, абаканский городской штаб к теме дачных автобусов отнесся намного серьезней, поскольку для горожан, особенно старшего и пожилого возраста эта тема сегодня намного актуальней всех остальных.
Глава Абакана Алексей Лемин сообщил: «Сенатором от Хакасии Александром Аркадьевичем Жуковым из личных средств оплачены и подарены Абакану четыре тысячи масок, это очень нужная нам помощь, которая пришла вовремя. Сейчас мы должны оперативно определиться с тем, где они необходимы в первую очередь. Основное направление – это обеспечение людей, которые будут пользоваться дачными автобусами, и сотрудников детских садов. Также необходимо продолжать обеспечивать средствами индивидуальной защиты и работников коммунальных предприятий и организаций, и работников муниципального транспорта». Но самым «чудесным» образом на неделе отличилось медицинское ведомство Хакасии — со времен скандалов с министром Любовью Бурнаковой такого цейтнота в здравоохранении не было. Причем речь идет именно об аппарате министерства, а не о тех врачах и медсестрах, которых перевели на «казарменное» положение. Опубликованное в четверг сообщение о необходимости помощи продуктами питания и одноразовой посудой коллектив Республиканской инфекционной больницы вскрыл всю ущербность хакасской медицины в условиях пандемии. Но прошло всего несколько часов, и данное сообщение удалили с правительственного сайта, хотя было уже поздно: информация разлетелась по сетям и стала достоянием федеральных СМИ и властей. Вместо того, чтобы дать пояснения и реальную информацию, пресс-служба Валентина Коновалова не нашла ничего лучше, чем заявить в прямом эфире одного из местных телеканалов следующее, дословно: «Мы были не в курсе происходящего в инфекционной больнице, но примем все меры, чтобы разрешить ситуацию. А пресс-релиз минздрава не был согласован перед тем как попал в рассылку и в СМИ».
Давать какую-либо оценку этим событиям бесполезно — неразбериха и забюрокраченность службы, способствующей контактам главы республики со СМИ, работать умеет только на опровержение или замалчивание событий, ограничиваясь общими фразами в комментариях, не Коноваловым даже написанных. Отметим, что пресс-служба подставляет не только самого главу республики, но и его первого зама Николая Миронова, как главного идеолога команды Валентина Олеговича. Впрочем, Миронову и так непросто в последнее время.
Но информационная возня Серого дома вокруг инфекционной больницы — это цветочки. Ягодками стало закрытие на карантин новой хирургии Республиканской больницы, Белоярской больницы, других лечебниц. Между тем в Хакасии пять человек скончались, но опять же по заявлению чиновников «не от коронавируса, а в присутствии COVID19 на фоне других хронических заболеваний». Хотя в общероссийскую статистику по коронавирусу уже два умерших. Еще по троим предстоит получить результаты экспертизы. Стоит заметить, что какие бы ни были хронические заболевания и возраст, люди, вполне возможно, могли бы жить еще год, два, пять, десять. Но прибавился коронавирус – и… всё.
Республиканские власти между тем не спешат информировать людей о происходящем на коронавирусном фронте. Так, по опубликованным в субботу днем данным уже следовало, что два человека умерли. На сайте правительства РХ сообщение о смертях (но уже не двух, а трех человек) появилось только поздним вечером. Возможно, если бы республиканские власти оперативно информировали жителей Хакасии, в том числе о скончавшихся, больше людей серьезно относились бы к этому и соблюдали меры безопасности, а не писали бы в соцсетях о «заговорах» и «обмане» насчет вируса.
Всего в Хакасии по состоянию на 25 апреля выявлено 151 случай заражения коронавирусом. В субботу же зафиксирована самая крупная вспышка – плюс 49 заболевших. В то же время и Хакасия по темпам увеличения количества подтвержденных случаев заражения вышла на первое место в Сибири. Но и это еще не все. Тревогу о возможной вспышке коронавируса на неделе объявил глава Саяногорска Михаил Валов. По его словам, два вахтовика из Москвы не ушли на самоизоляцию в Черемушках, а бурно отмечали свой приезд. Круг общения оказался очень широким.
И тут самая пора задать вопрос о компетентности как управленца министра здравоохранения Владимира Костюша. Хирург он, может, и классный, но с пандемией его ведомство явно не справляется. Поэтому теперь ожидаемым событием становится его отставка с министерской должности. Но пока Костюш работает. Только на неделе жители Хакасии могли его увидеть и услышать около десятка раз на ТВ и в эфире радио. Однако новые политические и социальные реалии на фоне коронавируса уже не обойдут Хакасию стороной, оргвыводы от федерального центра обязательно будут.
* * *
Но Хакасия не была бы Хакасией, если бы в ней не случился очередной управленческий и политический кризис. Впрочем, это уже перманентное состояние. Главными зачинщиками нового витка стали депутаты Верховного Совета, которые 24 апреля сорвали сессию. Такое случилось второй раз за 17 лет – в конце февраля 2003 года группа депутатов отказом от участия в сессии протестовала против неудержимого давления спикера Владимира Штыгашева при принятии бюджета республики. Сейчас случился похожий случай, и 20 депутатов из 50, сославшись на самоизоляцию или производственную необходимость, на сессию не явились. И тут же стали героями публикации Валентина Коновалова, который опубликовал список прогульщиков.
При этом он сам и его партнер по политическому тандему Штыгашев попытались сохранить лицо при плохой игре. Для того, чтобы провести через Верховный Совет отчет Валентина Коновалова о работе исполнительной власти в 2019 году при наименьшем участии общественности, руководство парламента не погнушалось выставить в повестку обращение к премьеру Мишустину о выделении 10,5 миллиардов рублей бюджету Хакасии, хотя аналогичный документ был уже однажды принят и отправлен в Москву в начале этого года. Реакция на срыв сессии последовала незамедлительно со всех сторон. Экономист Евгений Мамаев усмотрел причину в заинтересованности скрыть подробности отчета губернатора в перерасходах 3 миллиардов рублей из бюджета за счет авансов и кредиторки. Свое мнение высказали и известные в Хакасии и за ее пределами люди.
Большинство оценок сторонних наблюдателей сходится в одном — Владимир Николаевич Штыгашев сам своими руками роет себе глубокую политическую яму, вот-вот в нее упадет с высоты своего трона бессменного руководителя парламента и патриарха хакасской политики. И для очень многих политиков, особенно перспективных, несостоявшаяся сессия обязательно станет знаковой и послужит наглядным уроком как НЕ НАДО работать с депутатами. Но похоже, что искусство политического диалога и компромисса, терпения и выдержки, умения ориентироваться в системе политических координат утеряно вместе с практически неадекватной реакцией высшего руководства республики. В понедельник депутаты будут решать, когда сессия пойдет на второй круг.
Очень вероятно, что это не последний скандал в недрах парламента. За всем этим не особый резонанс вызвали декларации депутатов за 2019 год. Надо сказать, картинка в них прелюбопытная. Но менее интересная, чем декларации чиновников из правительства Валентина Коновалова, с публикацией которых исполнительная власть пока не спешит и даже пытается оттянуть дату обнародования, пользуясь ситуацией с коронавирусом.
* * *
Неделя, не лукавлю, явно не задалась для Хакасии. Разгон темпов системного кризиса в Хакасии явно дестабилизирует общую ситуацию. И в глазах обывателя вся эта «мышиная» возня ради политического самоудовлетворения отдельных деятелей выглядит неприличной.
Желание снести всю существующую управленческую надстройку становится у жителей все больше и очевиднее. Ответственность же власти настолько упала, что будь выборы в ближайшее время, избиратели Хакасии наверняка отказали бы в своем доверии всем участникам нынешних скандалов, которые полтора года терзают республику.
Пожалуй, больше новостей за неделю и не надо — хватило и так с избытком. Но, оставаясь на самоизоляции, жители республики вместе с «Пульсом Хакасии» всегда смогут найти и позитивные новости. В нынешние времена это полезно не только для психического, но и физического здоровья.
Дмитрий Буреев
Коновалов явно не справляется.Да это и не удивительно с таким окружением,подбором кадров.Афонин хозяйничает у нас тут,варягов поставляет,министерские должности продает и не только.Пора самим коммунистам заняться Афониным.Мошенник,заворовался,дальше некуда.Изгнать из Госдумы,исключить из партии и на нары его.Если Новиков заговорит,Афонину,Исмагиловой,Миронову и Коновалову мало не покажется.
тоже надеюсь что новиков язык развяжет