Знаменитая первая фраза из “Манифеста Коммунистической партии”, написанного в 1848 года Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, – “Призрак бродит по Европе призрак коммунизма” – для современной России приобретает совершенно новый смысл.
Если в середине 19 века сравнение с призраком отождествлялось с новым явлением, набирающим силу и мощь, то сейчас диаметрально противоположная ситуация. Призрак коммунизма в современном понимании для в России – это больше нематериальная слабая субстанция, которая ждёт упокоения, чем идейная сила, способная сплотить массы.
Буквально до 2019 года можно было ещё сказать, что партия КПРФ является носителем и продолжателем коммунистических идей, но как говорил один из столпов коммунистической теории В.И. Ленин: “Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности”.
Представители КПРФ, руководящие целыми регионами, наглядно показывают, что от коммунистических идеалов у современных политических участников нет и следа.
Многое уже сказано про доходы Зюганова, про его дружбу с церковью, вопреки классическому атеизму; о том, что его правая рука Юрий Афонин чуть ли не миллиардер, а левая, Валерий Рашкин, плотно связан с криминалитетом; о том, “народный совхоз” Грудинина по факту оказался не народным, а очень даже капиталистическим и т.д. Но исход коммунистов из Иркутской области и показатели работы в Хакасии, являются не менее яркими примерами именно призрака коммунизма, нежели его идейной силы.
Безусловно, сама по себе идея ещё где-то теплится и где-то даже есть истинные следователи идеи всеобщего равенства, но то, что проводниками этих идей будет КПРФ или же “Коммунисты России”, уже маловероятно.
Всё только по фактам. Уже второй год Хакасией управляют представители КПРФ, которые контролируют исполнительную власть, имеют внушительное представительство в законодательном органе, но из непосредственно коммунистических идей не реализовано ровным счетом ничего.
В период предвыборной кампании республике были обещаны “народные предприятия”, но по факту не появилось ни народных, ни каких-либо других.
Коммунизм подразумевает социальную справедливость между различными слоями населения и вообще отход от классовой принадлежности, но правительство Коновалова оскандалилось ровно на диаметральном походе. Премии чиновникам, квартиры чиновникам за счёт бюджета, неоправданные бюджетные траты, надбавки отдельным категориям служащих (юристам), золотые парашюты ушедшим приближенным. А по социальным выплатам наоборот – снижение.
Коммунизм подразумевает борьбу с буржуазными элементами, а вопреки этому представители КПРФ успешно лоббируют льготы для крупного бизнеса.
Предполагается свобода мысли и слова, но ведущие представители КПРФ даже СМИ делят на свои и вражеские, которым, по выражению товарища Назаренко, “не могут заткнуть рты”.
Коммунизм предполагает чистую персональную репутацию, а Хакасия столкнулась с таким явлением как “варяги”. Какие только элементы не посетили нашу республику:
- Богдан Павленко, которого чуть не осудили за разбитую камеру;
- Лев Урман, который оставил только информационный след;
- должник по алиментам Константин Харисов, получивший огласку скандала с “выбросом из авто”;
- скандально ушедший варяг Виталий Булдаков…
Но далеко не все покинули республику, кто-то и остаётся до сих пор работать, как, например, Сергей Новиков, который чудом избежал уголовного наказания, а при власти КПРФ занимает пост министра. И ведь эти процессы не только в Хакасии, посмотрите видео из Димитровграда, куда перебрался Богдан Павленко. Судя по записанному выступлению на митинге, смена мест дислокации сути не меняет.
Я не хочу сказать, что этих явлений нет у других политических сил (в “Единой России” их вагон и маленькая тележка), но разве надо под такой образ подстраиваться другим? Какое должно быть лицо конструктивной оппозиции и какие персоны левого фланга могут подавать пример для формирования новой России?
Если не КПРФ, то, может, “Коммунисты России”? Я вас умоляю. Всего лишь два примера. Иннокентий Стряпков, избранный главой Бейского района от этой партии, уже прослыл как “чудо-руководитель”, который берёт подарки от олигархов, считает что нужно ездить на дорогих машинах, вместо того чтобы, к примеру, взять несколько российских авто ЛАДА, и который навлек на себя массу недовольств из-за проведения публичных “позорных” слушаний в пользу разреза Майрыхский.
А руководитель комросов в Хакасии Денис Бразаускас? Здесь всё ещё проще. Откройте его страницы в соцсетях – любой его пост начнется словами “принял участие”. Это какое-то пассивное лицо, которое где-то и когда-то для чего-то появляется. Сделал-то что, какие результаты деятельности? Непонятно, но зато видно, что овладел словарем канцеляризмов.
Повторюсь, оппозиция закостенелой “Единой России” в нашей стране просто обязана быть, и должна она представлять собой как правый фланг (предпринимателей, стремящихся к большей свободе частной собственности), так и левый (сторонников государственного контроля и распределения над частной жизнью). Есть ли выход, относительно левых идей? Безусловно есть. Приведу в пример очень хорошее интервью на эту тему с руководителем Объединённой коммунистической партии России Эриком Чернышевым – Эрик Чернышев об Объединенной коммунистической партии в РХ. Диалог с Александром Мяхаром, но при одном “но”. На мой, достаточно субъективный взгляд, надо уже по честному определение “коммунистический” отбросить совсем.
Опять же вспомню классиков коммунизма, которые базировали теорию на том, что построение коммунизма возможно при двух условиях: полная отмена частной собственности и проведение всемирной пролетарской революции.
Выполнение первого условия невозможно в принципе. Каждый человек и далеко даже не олигарх привык к тому, что у него есть собственная земля, квартира, дом, машина и т.д. Ведь речь в классической теории коммунизма не просто о пересмотре собственности на недра и крупные предприятия, речь именно о полной отмене частной собственности. На это точно уже никто не пойдет.
Всемирная пролетарская революция также невозможна в силу объективных причин. По сути, в той же классической схеме стройки коммунизма движущий класс этого процесса – пролетарии. Но этот класс довольно хорошо чувствует себя в буржуазном капиталистическом обществе, имея институты защиты своих прав и стабильные доходы. А если говорить про люмпен-пролетариат, то пособиям по безработице во многих капиталистических странах позавидуют и рабочие из стран третьего мира.
Не зря Отто фон Бисмарк говорил, что “социализм построить, конечно, можно, но для этого надо выбрать страну, которую не жалко”. После 1917 года, на примере России в части террора и ужасов гражданской войны, многие страны хорошо поучились и для предотвращения кровавых событий выстроили систему капиталистических отношений с относительно высоким уровнем социальной справедливости.
Собственно, сама по себе на тот момент ещё объединенная партия и большевиков и меньшевиков изначально называлась как Российская социал-демократическая партия. Ключевое словосочетание здесь социал-демократия, которое не только характеризует направление идеи, но и используется сегодня сильными европейскими партиями. (Социал-демократическая партия Германии — СДПГ, Лейбористы в Англии, “Левые, экология, свобода” в Италии, Социалистическая партия во Франции…)
Понятие коммунизма пришло уже позже, как стремление к идеалу, но время показывает, что это лишь несбыточная фантазия. Для сплочения масс больше подходит всё-таки не коммунистическая идея, а идея социальной справедливости, которую не надо путать с равенством. Равенство – это иллюзия, его никогда не было и никогда не будет. Представители КПРФ очень часто вспоминают, как жили во времена СССР (кстати, при этом не могут объяснить, на каких принципах сейчас работает Китай и каким путём двигаться России дальше, – есть воспоминания, но нет плана действий). По сути, члены Политбюро при СССР и партийная верхушка были “дворянами при социализме”, людьми, имеющими не сравнимые с обычными гражданами доходы и привилегии. Социальная справедливость характеризует достойную жизнь в рамках существующего общества, то, что человек должен получать и достойную заработную плату и обслуживание во всех сферах жизни, иметь не только право на достойный отдых и пенсию, но и возможность для этого.
И именно это надо взять за постулаты как идеи, так и работы, избавившись от иллюзорной призрачной идеи коммунизма, которой надо дать уже упокоиться, о чем, наверно, мечтают все призраки. Мечтательством не только некогда заниматься, но и, как показывает практика Хакасии, неэффективно – экономика от этого не развивается, а жить хочется здесь и сейчас. И жить при этом достойно. Справедливость должна быть для всех, а счастье для каждого.
Александр Мяхар
Читайте также:
«Я – коммунист, а власть в Хакасии – претвоолигархи»
Система Юрия Афонина даёт сбой, но почему не в Хакасии?
Депутат призвал Хакасию «дать отпор вредоносным идеям» Юрия Афонина