Пора в детский сад! Почем аэропорт продаете? Когда финансы поют романсы и муниципальная выборная кампания. Главные темы 32 недели 2020 года изучаем и анализируем в еженедельном обзоре Пульса Хакасии.
Пора в детский сад!
На этой неделе Хакасия вернулась к привычной жизни. С понедельника в республике снято большинство ограничений, связанных с коронавирусом. Начался плановый прием в поликлиниках, открылись стоматологии, крупные объекты торговли и детские развлекательные центры. И хотя ситуация с COVID-19 еще нестабильная, на это уже мало кто обращает внимание. Пожалуй, единственное, что напоминает о жизни в новой коронавирусной реальности – это ношение масок в магазинах, административных зданиях, местах отдыха и развлечений. Впрочем, к этому тоже все привыкли, и даже традиционные фотографии на память после официальных мероприятий делают в масках. На этом в целом благоприятном фоне с каждым днем все нелогичнее и противоречащее здравому смыслу выглядела ситуация с закрытыми детскими садами в начале недели.
Правительство Хакасии в очередной раз переложило всё с больной головы на здоровую, поручив муниципалитетам самим решать, открывать или нет детские сады. Что касается позиции Роспотребнадзора, то санитарные врачи всегда стоят за то, чтобы лишний раз перестраховаться. В итоге, главы муниципальных образований столкнулись с непростым выбором. С одной стороны местные жители не скрывают возмущения закрытыми детсадами, с другой – брать на себя ответственность не каждому хочется.
Первыми в понедельник проявили инициативу представители Общероссийского народного фронта, которые изучив опыт других регионов, например Подмосковья, пришли к выводу, что открытие детских садов в Хакасии, при строгом соблюдении всех санитарно-эпидемиологических требований, вполне реально. Сформулировав свои мысли, общественники направили соответствующее предложение в правительство Хакасии, так как именно республиканский кабмин является высшим органом исполнительной власти и должен принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия.
“Для правительства, конечно, такая позиция – “засунуть голову в песок” и снять с себя всякую ответственность, просто все запретив, – это идеально, с точки зрения безопасности своих позиций, но мы видим, что на другой чаше весов социально сложная ситуация. Это доходы семей, тысяч, а может, даже десятков тысяч. С нашей точки зрения, правительство должно учитывать и этот фактор, а не просто себя обезопасить”, – рассказал в эфире “Вести-Хакасия” руководитель исполкома ОНФ Хакасии Евгений Мамаев.
Муниципалитеты берут инициативу в свои руки
Позиция ОНФ оказалась как нельзя кстати. Возможно, почувствовав поддержку, но все-таки на свой страх и риск, в крупных городах Хакасии, начали готовиться к открытию детских садов. Одними из первых об этом заявили в Черногорске. Мотивы местной власти понять несложно: буквально через месяц выборы градоначальника города угольщиков и терять политические очки из-за невнятной позиции республиканкой власти, действующий глава вряд ли намерен. В Черногорске дошкольные учреждения начнут работать с 10 августа. Второй понедельник августа, в качестве отправной точки для открытия детских садов, также выбрали в Саяногорске и Абакане. В столице республики, прежде чем привести ребенка в детсад, необходимо получить стандартную справку у педиатра. График посещения врачей уже подготовлен. Ежедневно медосмотр смогут проходить порядка пятисот дошколят. Таким образом, ребята будут приходить в детские сады поэтапно. Процедура может затянутся на 2-3 недели, но в городской администрации, по возможности пообещали ускорить процесс.
В детских садах Абакана ко встрече со своими воспитанниками уже все готово. Но COVID-19 и здесь внес свои коррективы, у детей каждое утро будут измерять температуру, помещения и игровые площадки обрабатывать средствами дезинфекции, а ребята из разных групп между собой не будут пересекаться. Это сделано, чтобы в случае проникновения в одну из групп инфекции не закрывать на карантин весь детский сад. Как отмечают специалисты управления образования республиканской столицы, к открытию детских садов в Абакане подготовились основательно.
“А вот в районах пока полный бедлам. К коронавирусу добавились еще другие проблемы: вновь выросшие долги, отсутствие ресурсов для дезинфекции… Как будут выходить из этой ситуации сельские и поселковые садики, пока непонятно, и надежды особой на правительство региона нет”, – пишет “Пульс Хакасии”.
Почем аэропорт продаете?
Сегодня в Хакасию можно добраться железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Каждый выбирает для себя наиболее приемлемый по предпочтениям и кошельку вариант. Очень много людей пользуется услугами железной дороги, другие привыкли ездить по Сибири и стране на своем автомобиле, а кому-то гораздо проще перенестись в другую часть страны за несколько часов, пусть это даже будет немного дороже. Эти пассажиры выбирают авиасообщение.
В советские времена из Абакана можно было улететь даже в Тбилиси, а в Красноярск некоторые летали просто так на часок-другой. В девяностые и начале нулевых аэропорт кое-как выживал за счет транзита грузовых самолетов (воздушной гавани помог статус международного аэропорта), а для пассажиров единственной возможностью улететь в Москву из Абакана был рейс из столицы страны во Владивосток (в Абакане самолет приземлялся на дозаправку). Но затем ситуация стала постепенно меняться.
С 2013 по 2018 годы региональные власти стали активно лоббировать вопрос реконструкции воздушной гавани. Из федерального бюджета на ремонт взлетно-посадочной полосы и установку современного аэронавигационного оборудования было привлечено более 1,6 миллиарда рублей. Отремонтировали и привели в надлежащий вид само здание аэровокзала, и в результате вложенные силы и средства начали давать отдачу.
По итогам 2019 года выручка аэропорта составила 311 миллионов рублей, чистая прибыль порядка 20 миллионов, а в региональный бюджет в качестве дивидендов поступил 1 миллион рублей. Немного, конечно, но, учитывая, что еще несколько лет назад аэропорт приносил только убытки, очень даже неплохо. Открылись рейсы в соседние города – Красноярск, Новосибирск, с переменным успехом Томск и Иркутск. Пассажиры из Абакана полетели в Турцию и Таиланд, что стало привычным явлением, а согласно статистике за прошлый год услугами абаканского аэропорта воспользовались около 210 тысяч человек, что также настраивает на позитивный лад.
“Но еще до того, как стало известно о возобновлении полетов из Абакана по нескольким направлениям, в узких кругах республиканской элиты яростно обсуждалась тема реализации пакета акций аэропорта, находящегося в собственности республики, стороннему частному инвестору. Обсуждение стало достоянием широких масс, и правительству пришлось выступать с официальными заявлениями с опровержением. На время жители Хакасии успокоились, а напрасно…”, – отметил “Пульс Хакасии”.
Аэропорт покрылся позолотой?
И действительно, когда аэропорт начал вставать на ноги, в правительство Хакасии, которое владеет контрольным пакетом акций воздушной гавани, начали поступать коммерческие предложения. На горизонте нарисовалась компания “Эра Групп”, пообещавшая инвестировать в развитие аэропорта порядка 1,2 миллиарда рублей, увеличить пассажиропоток до 500 000 человек, помимо сибирских городов открыть прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Казанью, Хабаровском и Владивостоком, увеличить количество транзитных рейсов и привлечь в Хакасию авиакомпанию “Победа”. Возникает вполне резонный вопрос: за что жителям Хакасии такое счастье привалило? Все очень просто. Взамен компания просит часть акций аэропорта (в кулуарах говорят о 30%). Цена вопроса 600-700 миллионов рублей.
“Отметим, что неофициально прослеживается связь “Эра Групп” с крупнейшим оператором аэропортов “Базэл-АЭРО”, входящей в группу компаний Олега Дерипаски “Базовый элемент”. Именно эта компания уже владеет частью пакета акций авиапредприятия в Абакане, республиканский остаток позволит сконцентрировать контрольный пакет акций”, – сделал вывод “Пульс Хакасии”.
На этой неделе из собственных источников “Пульсу Хакасии” стало известно, что глава республики срочно вылетел в Москву, для решения судьбы аэропорта. Вероятнее всего, инвестор актуализировал свое предложение по сделке. Привлекательность абаканского аэропорта возросла, а вот позиции правительства Хакасии из-за плачевного состояния бюджета республики, напротив – ослабли. На неделе многие ждали, что по этому поводу, вернувшись из Москвы, скажет Валентин Коновалов. Вопрос на эту тему ему задали во время общения с подписчиками в социальных сетях. Ответ как всегда получился ни о чем. Коновалов от всего открестился и попытался переложить ответственность на Верховный Совет республики.
“Конечно, у нашего аэропорта есть проблемы: из-за эпидемии пассажиропоток упал, и это отражается на прибыли предприятия. Если в прошлом году она была, то по этому году аэропорт вполне может сработать в минус. Тем не менее мы ведем работу с депутатами Верховного Совета, и, видимо, нам придется поддержать предприятие из бюджета. Но, в том числе, рассматриваем и возможность привлечения инвесторов. Четких планов по приватизации на ближайшее время нет. В любом случае будем исходить из интересов республики”, – приводит слова Валентина Коновалова пресс-служба главы Хакасии.
Сегодня положение дел в АО Аэропорт “Абакан” далеко не безоблачное. Чтобы решить многие вопросы, необходимо увеличить пассажиропоток и таким образом снизить стоимость перелетов (по сравнению с вылетами из Красноярска цена билета, конечно, “кусается”). Но, несмотря на все существующие проблемы, то, что республике нужен такой стратегически важный объект, как аэропорт – медицинский факт. Однако вариант переноса пассажирских рейсов из Абакана в Красноярск, при котором нам остается лишь участь дозаправки грузовых бортов, вновь обретает реальные черты.
Общественное мнение
Интересно, что по этому поводу думают в обществе. Материал на эту тему сделал телеканал “Абакан 24”, журналисты которого провели опрос горожан, выразивших свое мнение по вопросу возможной продажи аэропорта, республиканскими властями:
– Коновалов сделал хорошую прививку от коммунизма нам – жителям Хакасии… У нас и так уже всё поразбазарили.
– Как вы думаете, почему он это делает?
– Потому что понимает, видимо, что он ненадолго.
–“Это ужасно, я считаю. Это будет потеря большая.
– Как вы считаете, хорошо это (продажа аэропорта) или плохо?
– Конечно плохо. Это же активы республики. Если они уйдут, что в этом хорошего.
– Что же хорошего в этом может быть? Передавать в частные руки стратегически важный объект. Нет в этом ничего положительного со всех сторон.“
Развивать аэропорт, конечно, необходимо, в том числе привлекая инвесторов. Но есть подозрение, что молодого губернатора “обведут вокруг пальца” (да он и сам, вероятно, обманываться рад). Причем, если вспомнить исторические факты, то Хакасия в подобной ситуации уже была. В начале девяностых республика передала контрольный пакет акций Саяно-Шушенской ГЭС–РАО ЕЭС России. Взамен компания обещала региону льготный тариф на электричество “до скончания веков”. Но с течением времени “голубые мечты” развеялись, а о каких–либо серьезных преференциях для жителей региона и особенно для бизнеса, находящихся в зоне вероятного подтопления, вообще забыли. Вот и ситуация, связанная с продажей акций аэропорта, далеко не однозначная.
Кстати, в ту пору, когда РАО ЕЭС передали акции Саяно-Шушенской ГЭС, председателем Совета министров республики был коммунист Евгений Смирнов, который во время отбора кадров в новое правительство Валентина Коновалова играл практически первую скрипку. Сегодня, судя по разговорам в кулуарах, он также остается для губернатора старшим товарищем и непререкаемым авторитетом.
Когда финансы поют романсы
Тема продажи аэропорта время от времени возникает не случайно. Ситуация с пополнением бюджета Хакасии с каждым днем все более плачевная. В этом году республиканская казна недополучит порядка 30% собственных доходов. Тем временем, на регионе мертвым грузом висит огромный бюджетный долг. Эту проблему решают эпизодически, при случае стараясь залатать дыры и дальше жить одним днем.
Вот, например, на этой неделе стало известно, что республике удалось взять коммерческий кредит в размере 1 миллиарда 750 миллионов рублей. Деньги нужны, чтобы расплатится с федеральной казной, за ранее взятый бюджетный заем. То есть регион на некоторое время решит текущие проблемы, а что дальше? Эксперты убеждены, что света в конце тоннеля не видно и ситуация ухудшается с каждым днем. В частности, по словам экономиста Евгения Мамаева, сама по себе сумма госдолга вещь малоинформативная. Гораздо важнее, как она соотносится с собственными доходами. Ведь именно от этого зависит тяжесть долга и способность безболезненно его погашать.
“Очевидно, что долг в миллион рублей имеет совсем разный вес при зарплате в 30 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Поэтому стоит посмотреть на отношение госдолга к собственным доходам – на 1 июля 2020 года сумма госдолга в 2,88 раза превышает объем собственных доходов за первое полугодие. Годом ранее это соотношение составляло 1,93”, – отмечает Евгений Мамаев.
Когда в кошельке пусто, здравомыслящие люди задумываются о его пополнении, ну а пока денег нет, экономят. В правительстве Хакасии об этом сегодня речь не идет. “Пульс Хакасии” на днях изучил заказы администрации главы и кабмина по закупкам канцтоваров. Вроде бы мелочь, а между тем на эти цели уходят существенные средства, которые можно направить на решение более важных задач. Об этом подробно рассказано в публикации “Аппарат правительства Коновалова продолжает сорить бюджетными деньгами”. Дело в том, что, делая закупки канцелярских принадлежностей за казенный счет, чиновники приобретают самые дорогие товары.
“При этом все наименования в лотах в магазинах можно спокойно купить как минимум 2 раза дешевле. То есть, вместо 317 тысяч рублей, заявленных в вышеуказанных лотах, можно уложиться в 150 тысяч, а то и меньше. А по уму, можно и вовсе перенести эти траты на кошелек чиновников. Врачам и учителям же никто канцелярию не покупают, всё сами, на свою зарплату, которая намного меньше доходов команды Коновалова. Вам так не кажется, Валентин Олегович?”, – задается вопросом “Пульс Хакасии”.
Между тем на этой неделе “Ассоциация Совет муниципальных образований Республики Хакасия” вновь обратилась к Валентину Коновалову с просьбой о финансовой помощи, так как в районах республики могут возникнуть проблемы с оплатой труда работников школьных столовых (им должны платить зарплату местные власти). Цена вопроса – несколько десятков миллионов рублей, которых в муниципальных бюджетах нет.
“Ситуация с финансовым положением дел местных бюджетов до боли напоминает ситуацию прошлого года, когда муниципальные власти криком кричали о своем бедственном положении. Первый звоночек уже прозвучал. «Умно» сверстанный бюджет уже практически пуст. Пока речь идет о каких-то 80 млн рублей, но впереди еще 4 месяца 2020 года. Как их проживет республика – большой вопрос”, – подчеркнул “Пульс Хакасии”.
Таких вопросов уже к сентябрю, когда жители республики выйдут из отпусков, а политическая активность существенно вырастет, появится масса. Одновременно придется решать очень много задач, а возможности закрыть проблемы обильными финансовыми потоками у правительства Коновалова просто нет.
Муниципальная выборная кампания
В сентябре в республике может существенно смениться политический ландшафт в муниципальных органах власти, избирательная кампания в которые, впрочем, пока идет ни шатко ни валко. В этом году особой активности не наблюдается даже в Черногорске, где наградой за победу станет кресло мэра города. Что уж говорить о выборах в поселковые и муниципальные советы.
“Подводя промежуточные итоги предвыборной кампании этого года, где до голосования осталось 37 дней, испытываешь разочарование: при необходимости заместить 41 вакансию глав поселения и 851 депутатский мандат, особой активности кандидатов и партий не видно. Кампания идет в вялотекущем режиме, без особой изюминки, мобилизации, активности. Да и при общении с избирателями на территориях складывается ощущение, что наши граждане процессом выборов даже в собственных селах и поселках не интересуются от слова совсем”, – пишет политолог Дмитрий Буреев.
Возможно, что после официальной регистрации претенденты на депутатские мандаты и должности местных руководителей будут проявлять большую активность и привлекут в избирательный процесс своих сторонников. В Избиркоме Хакасии официальные данные о зарегистрированных кандидатах планируют сообщить на следующей неделе, после 12 августа. Кстати, по погоде последний месяц лета в этом году обещает быть более ровным, чем июль. В первой половине месяца, днем столбик термометра будет колебаться от 23 до 28, во второй половине от 20 до 23 градусов. Осадки умеренные.
На этом обзор событий 32-й недели этого года в Хакасии сегодня закончим. Следите за происходящим в республике вместе с “Пульсом Хакасии”.
Да еслиб Коновалов по оперативней работал вместе со своим штабом, все бы раньше открылось