Верховный Совет Хакасии провел публичные слушания по исполнению бюджета в 2019 году. Итоговые цифры давно уже озвучены, проанализированы, одобрены или раскритикованы. Окончательно депутаты их утвердят на сессии 8 июля, поэтому особый интерес сейчас вызывают лишь отдельные детали. Их и обсуждали накануне.

Так, свою оценку прошлогоднему бюджету дала Контрольно-счетная палата Хакасии. Ее председатель Ольга Лях была достаточно жесткой, чтобы признать работу Минфина и правительства Валентина Коновалова в бюджетно-финансовой сфере положительно. Даже наоборот – все хрустальные, в выражениях Ирины Войновой, исключительные достижения бюджета были разбиты железной логикой аудиторов.

В частности, КСП Хакасии подвергла критике долговую политику исполнительной власти. Правительство к концу прошлого года получило профицит бюджета на уровне свыше миллиарда рублей. Но направило его не на помощь муниципалитетам, которые просили увеличить лимиты для погашения долгов и разблокировку счетов, а превратило указанные средства в ресурс погашения долговых обязательств по погашению государственного долга и процентов по нему.

Читайте также: Бедная Хакасия. Во дворце балы, а в землях долги

В итоге местные бюджеты остались при своих долгах, а долг правительства сократился лишь на несколько скромных процентов. И все равно госдолг Хакасии составляет почти 23 миллиарда рублей.

Еще одна деталь от КСП Хакасии. Уже в прошлом году бюджет республики почти на 33% зависел от поступлений из федерального центра, это 10,5 млрд рублей. Именно такую сумму власти Хакасии запрашивали и в текущем году на помощь республике. Но текущее исполнение нынешнего бюджета упрямо говорит, что сейчас такая зависимость от федерального центра уже достигла 50% и даже выше.

Читайте также: Мнение экономиста: “Федеральные власти спасают правительство Валентина Коновалова, заваливающего исполнение бюджета по собственным доходам”

Такая тенденция наращивания зависимости от федералов ставит под вопрос компетентность региональных властей в бюджетной сфере и судьбу руководителя региона лично, как неспособного организовать оптимальный бюджетный процесс. При этом ссылки на коронавирус в этой ситуации не самое главное оправдание.

Сразу шесть министерств в 2019 году допустили неосвоение доведенных лимитов свыше 100 миллионов рублей: от 1,2 миллиарда рублей по линии минобразования до 112 миллионов рублей по линии республиканского минфина. В числе штрафников – Минстрой, минтранспорта, минздрав, минтруда. Всего не исполнено бюджетных ассигнований по итогам 2019 года – 3,7 миллиарда рублей.  Почти 160 миллионов рублей республиканский бюджет не выплатил персоналу казенных учреждений и муниципальных органов управления; еще 140 миллионов рублей – публичные социальные выплаты гражданам; остались без финансовой подпитки бюджетные инвестиции на сумму 368 миллионов рублей; субсидии автономным учреждениям не дошли на сумму 170 миллионов рублей.

Другими словами, положительные на первый взгляд показатели прошлогоднего бюджета были достигнуты простым путем – отказом от финансирования отдельных направлений и существенным сокращением бюджетной обеспеченности ряда расходных обязательств.

Единственный положительный момент, который был отмечен аудиторами КСП – отказ республиканских властей от строительства в Абакане ледовой арены и передачи объекта на уровень городских властей. И вот накануне стало известно, что абаканским властям центр доверяет больше. По специальному указу Президента РФ Абакану выделяется 700 миллионов рублей для возведения крытой ледовой арены на полторы тысячи зрительских мест в новом микрорайоне Арбан.

Большой вклад в модернизацию системы ЖКХ внес не республиканский бюджет, а Федеральный фонд реформирования ЖКХ: расселение граждан из аварийного жилья, строительство и ремонт магистральных водоводов и систем теплоснабжения, монтаж нового оборудования на источниках тепла и водоснабжения и многое другое. Только для Черногорска Фонд выделяет десятки миллионов рублей на обновление сетей, чтобы СГК имела возможность подключить город к своим мощностям.

Много вопросов у аудиторов и к дебиторской задолженности бюджета. В 2019 году она увеличилась в три раза и составила 6,5 млрд рублей, из-за использования нового федерального стандарта бухучета по разделу “Доходы”.

В общем подходы к оценке исполнения прошлогоднего бюджета у разных специалистов разные. Для минфина важно, что власти в прошлом году настойчиво снижали уровень госдолга (850 миллионов рублей), для аудиторов Контрольно-счетной палаты Хакасии осталось неприемлемым, что многие жизненно важные отрасли остались недофинансированными, а ряд расходных обязательств и вовсе были проигнорированы. И все это на фоне постоянных заявлений о казначейском сопровождении исполнения бюджета Хакасии.

Стоит ли тут говорить о продуманной бюджетно-финансовой стратегии правительства Валентина Коновалова?

С очень низкой вероятностью… Потери доходов бюджета из-за падения цен на уголь в сумме свыше 1 миллиарда рублей по налогу на прибыль заставляет думать, что с бюджетным планированием в Хакасии дела обстоят реально хуже, чем это можно себе представить, глядя на итоги исполнения бюджета в прошлом году и текущие показатели главного финансового документа республики.

Финансовая яма может быть бесконечно глубока, но и с ее дна может постучаться новый бюджетный и финансовый кризис, несмотря на то, что Хакасии и текущего не мало.

Александр Рыков

Подписаться
Уведомление о
2 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Светлана
18 дней назад

В бюджете все больше и больше дыр, Коновалов со своей командой “профессионалов” вообщеничегоне делают, чтоб както улучшалась ситуация

Вадим
17 дней назад

Бюджет Хакасит испытывает муки, пока Коновалов у руля.