Помните народную притчу о том, как один мальчик кричал: «волки, волки», ложно сообщая об опасности, которая надвигается? В итоге мальчику перестали верить, а когда пришла настоящая опасность, то она оказалась неизбежной, так как никто не стал её предотвращать.
Не так давно не только жители республики, но и всей страны стали свидетелями очень эмоционального выступления бессменного хакасского спикера в Совете Федерации, которое было очень похоже на «волки, волки». Было очень интересно наблюдать за тем, что в нашей республике далеко не все сразу поняли, что это актуальное выступление, уж очень оно, почти как под копирку, было похоже на такой же эмоциональный крик двухлетней давности. Крик был, а были ли последствия?
Нет, никаких последствий не было, потому что система управления во все времена не приемлет эмоциональные крики, она приемлет конструктивные предложения и алгоритмы решения тех или иных проблем. Ни конкретных решений, ни алгоритмов Штыгашев не предложил ни два года назад, ни сейчас. Для чего же он всё это делал? Многие после этих выступлений постарались вознести Штыгашева в народные герои – может, именно этого и хочет Штыгашев? Вероятно, он таковым быть не прочь, но давайте просмотрим, с чем о подошёл к своему 80-летнему юбилею, который был совсем недавно.
Насчёт народной любви к нему сегодня – очень большой вопрос. Этим летом Штыгашев оскорбил жителей родного ему Таштыпского района. С малой вероятностью сочетается приобретение народной любви и выражение «дуры» в адрес ведущих торжественного мероприятия. В администрации района тогда предположили, что сказываются «возраст, усталость, эмоционально-психические особенности человека в этом возрасте». И добавили, что можно простить ему оскорбления в личный адрес, но не всего населения Таштыпского района. Если есть проблемы с народной любовью, может, есть успехи в делах?
Давайте начнем с эпохального, с истории про СШ ГЭС, о которой так эмоционально вещал наш спикер с трибуны Федерального Собрания. Дело даже не в том, что Штыгашев с малой вероятностью ставит цель именно решить проблему, соглашаясь на предложение Матвиенко провести налоговую проверку, которая ничего не даст, и об этом понятно изначально (СШ ГЭС практически сразу ответила, что слова Штыгашева не соответствуют действительности). Дело как раз в том, что он не только подменяет алгоритмы решения вопросов, но и уходит от истинной сущности проблемы. Нынешнее лицо, занимающее пост главы республики, а с недавних пор союзник Штыгашева, год назад прямо обвинил самого Штыгашева в том, что у республики забрали СШГЭС.
Из выступления Валентина Коновалова при обсуждении вопроса вины за потерю СШГЭС республикой на дебатах выборов в 2018 году главы Хакасии: «…попытались кинуть камень в огород Смирнова, но попали в огород Штыгашева, который сейчас в Единой России член президиума. Как юрист я вам могу сказать, на тот момент в России и в Хакасии была советская модель и Верховный Совет принимал все ключевые решения. Шагу не мог Председатель Правительства сделать без решения Верховного Совета. То, о чем вы говорите – это вина полностью Штыгашева, бывшего коммуниста, который сегодня перекрасился». Это было год назад, а на сегодня между этими двумя людьми, чуть ли не идиллия, по крайней мере такой вывод можно сделать по фото на страницах Валентина Коновалова в соцсетях.
Ещё одна часть эмоционального выступления Штыгашева с трибуны Совета Федерации – угольщики. И здесь по факту происходящих событий это больше походит на крик «волки, волки». На прошлой сессии Верховного Совета в первом чтении принят закон, по которому потенциально разрез Майрыхский может вывести десятки миллиардов из бюджета республики и усугубить экологическую ситуацию в Хакасии путем увеличения численности установок, которые в народе прозвали «драконами». Не исключено, что на октябрьской сессии, которая состоится через пару дней, этот закон будет принят окончательно при прямом участии Штыгашева. Здесь и сейчас вопросы налогообложения от угольщиков решаются при непосредственном участии Штыгашева, а не где-то в федеральном центре, о чем он эмоционально вещает с трибуны.
К слову сказать, на этой же сессии, будет утверждаться и уполномоченный по защите прав предпринимателей Кудашкин, тот самый, при котором бизнес вошел в «штопор своего развития» и показал самую отрицательную тенденцию за всю историю республики. Но разве это имеет значение для спикера парламента, органа, который и должен принимать законы для развития не только бизнеса но и всей экономики? Или имеет значение, что целые группы и сообщества против тех или иных законов и в частности против Кудашкина? Давно уже в кулуарах устойчиво ходят разговоры о том, что Штыгашеву интересен лишь вопрос сохранения личной власти, ради которой он готов идти на различные союзы, хоть с Коноваловым, хоть с Кудашкиным, хоть с Мироновым.
На всё той же предстоящей сессии, опять же при активном участии Штыгашева, руководителя администрации возвысят до первого заместителя лица, занимающего пост главы республики. А ведь еще совсем недавно Штыгашев обрушивался с жесткой критикой как на администрацию губернатора, так и на самого главу, нисколько не стесняясь включенных камер. Владимир Николаевич напирал на то, что администрация, как орган власти, ни в какой конституции не прописана, а следовательно – незаконна, возмущался по поводу содержания бюджетом этого органа. Пророчил всем и вся немалые сроки за нецелевую растрату бюджетных средств, ставя в пример губернатора Сахалинской области, осужденного на 8 лет колонии, прямым текстом заявляя, что в нашем регионе можно было бы и 15 лет дать. Критика губернатора выливалась в различные эпитеты, произнесенные публично, самый мягкий из которых — «несамостоятельный». Грозно хмуря брови, г-н Штыгашев заявлял, что «так этого не оставит», «сам лично этим займётся» и «мало всем не покажется».
И здесь не лишним будет сказать, что помимо отсутствия прямых результатов успешной работы Штыгашева, по факту при его руководстве законодательной ветвью власти экономика скатилась вниз, а общество не только не чувствует социальной защищенности, но и оказалось расколотым по идеологическим соображениям. Может, причина этого в системе управления, которую выстраивает Штыгашев? Он так явно критикует систему органов власти, что, возможно, имеет рецепт нового механизма эффективного управления. И мы видим не просто большую промашку, а вообще путь в никуда.
Давайте вспомним прошлую сентябрьскую сессию Верховного Совета. Вспомним то, как Штыгашев назвал глав районов «бонзами», как он был практически в ярости от того, что не удавалось провести закон о передаче полномочий в системе ЖКХ на полную ответственность муниципальных образований. И дело в не в том, что закон плох. Главы районов согласны на его принятие. Всё дело было в его подаче. Принять ответственность за систему ЖКХ можно в начале или в конце отопительного сезона, но никак не в его середине, первого января. В итоге мы увидели жесткое противостояние глав районов и двух ветвей власти: законодательной и исполнительной. В обществе даже успели назвать эту новую реальность муниципальной фрондой. Это все ведет к тому, что система управления не просто показывает свою разбалансировку, но и по сути начинает разрываться на части при непосредственном участии спикера в этом процессе.
Вообще, откуда начали появляться в лексиконе одного из первых лиц республики такие слова, как «бонзы»? Любой психолог скажет, что крик – это признак слабости. Эмоциональный «крик» с высокой трибуны Совета Федерации – тоже признак слабости, а переход высокого должностного лица на жаргон (Владимир Штыгашев о федеральном бюджете: «Общак нетронутый лежит, и сидят курят траву») это даже не слабость в квадрате, возможно, что это возрастное. На это, кстати, уже обращал внимание Коновалов.
Возраст действительно уже солидный. Недавно отмеченный 80-летний юбилей отчасти можно считать итогом деятельности Штыгашева и ее закатом. Соглашусь со словами телеграм-канала «Б.Б.Си»:
«На 80-летний юбилей Владимира Штыгашева не приехал никто из высоких гостей. Ни из Москвы. Ни даже из регионов Сибири. Не получил к юбилею бессменный спикер хакасского парламента и государственных наград. Только местный губернатор своим решением пожаловал ему звание почетного гражданина республики. Вообще, на чествовании юбиляра большой зал Верховного Совета был более чем на половину пуст. Показательно не явилась для поздравления Штыгашева фракция КПРФ. А родная фракция ЕР прокатила недавно законопроект, который спикер активно лоббировал. А ведь ему уже давно говорили: надо уходить вовремя. Не захотел. В результате теряет авторитет даже среди коллег-депутатов стремительно. А в Москве этого авторитета уже и нет».
Авторитета нет, зато налицо новый союз Штыгашева и Коновалова – того, о ком ещё недавно прозрачно намекал Штыгашев в своём интервью каналу «Абакан 24», говоря, что «можно выбрать хоть Чебурашку хоть крокодила Гену, а кто работать будет?». А сам Коновалов прозрачно намекал на возраст Штыгашева, при котором «им могут воспользоваться». Ради чего этот союз? Ради развития экономики, создания эффективной системы управления? Но большинство действий спикера говорят об обратном. Может, всё гораздо проще и меркантильнее.
18 октября Коновалов награждает Штыгашева медалью и званием почетного гражданина республики. Пикантность ситуации состоит в том, что ради этих кулуарных игрищ и своего возможного самоутверждения в глазах республиканской «элиты» Коновалов опять идет на нарушение закона. Это уже, похоже, становится его отличительной чертой. Закон гласит:
«Звание “Почетный гражданин Республики Хакасия” присваивается один раз в год ко Дню Республики Хакасия, не более чем двум лицам». Мы помним, что в этом году звание «Почетный гражданин РХ» уже было присвоено Преловскому В.Н., то есть формулировка «один раз в год» при вручении звания Штыгашеву уже нарушена, и уж совсем вызывает недоумение то ли потеря Коновалова во времени то ли незнание, когда празднуется день республики, которую он возглавляет. Я прошу обратить внимание и запомнить руководящие органы, что День республики Хакасия отмечается 3 июля, и 18 октября никак не подходит под формулировку Закона «ко Дню Республики Хакасия».
Получается, что даже такой, казалось бы, торжественный момент для Штыгашева, имеет своим смыслом огромную иронию – руководитель законодательного органа республики награждается с нарушениями закона. Это ли не бесславный закат?
А для чего же все эти представления, когда по факту в республике даже принимаемую стратегию развития уже назвали «стратегией отставания»? По всей видимости, “его величество власть”, как ценность сама по себе, диктует здесь свои правила.
Первый «дворецкий» помощник Штыгашева В.Н. Тогочаков, обсуждая ту ли иную статью, любит вспомнить слова Сергея Доренко: «Журналист продается один раз». Может, стоит Владимиру Николаевичу Тогочакову задаться вопросом: а сколько раз в году и за сколько продается чиновник?
Конечно, стоит поздравить В.Н. Штыгашева с получением звания «Почетный гражданин» ведь это все же награда, но вот хочется это сделать одним выражением Козьмы Пруткова: «Поздравляя радующегося о полученном ранге, разумный человек поздравляет его не столько с рангом, сколько с тем, что получивший ранг толико оному радуется».
Александр Мяхар
Ну уж не надо лукавить… Советская модель управления была только до 1992 года. В январе 1992 года Хакасия стала республикой, что преобразовывало её управленческую модель, именно последствием этого послужило избрание Шавыркина в Верховный Совет. Передача ГЭС же произошла ещё позже. Когда новая модель уже вовсю работала и пришлась именно на управление Хакасией Смирновым Е.А. Любите вы, однако, перекрутить…