Сегодня на своих страницах социальных сетей Евгений Мамаев экс-замминистра экономического развития РХ и руководитель республиканского ОНФ опубликовал документ, который просто шокирует своими экономическими выкладками.

Общественность республики много говорила о несправедливых премиях, о лишении некоторых социальных групп поддержки и льгот и вместе с тем о лоббировании квартирных интересов чиновников, но во всех случаях речь шла о миллионах, десятках, возможно сотнях миллионов, которые несправедливо теряет бюджет республики. Сейчас речь идёт уже о миллиардах, которых может недополучить бюджет, а возможно и о десятках миллиардов.

Что это? Аппетит, который приходит во время еды или заранее чётко осознанный и внедренный Коноваловым план?

Знаете такое понятие, как оговорка по Фрейду? В своих предвыборных обещаниях Коновалов много говорил о том, что в случае его победы он возьмет с угольщиков дополнительно 30 млрд налогов. Многие, и я в том числе, думали, откуда взялась именно эта фантастическая цифра. Но если согласиться с тем, что практически все обещания Коновалова выполняются со знаком диаметральной прогрессии или по-простому – всё наоборот, то сейчас мы начинаем понимать, что цифра 30 млрд не мифическая, а вполне реальная. Только нацелена эта цифра в 30 млрд не на пополнение бюджета республики, а на его опустошение.

Если коротко, то те старания, которые проявила Войнова Ирина Ивановна на поддержку бизнеса республики, за что ей низкий поклон (документ “О ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, для отдельных категорий налогоплательщиков” нацелен именно на это), очень искусно обернулись Коноваловым совсем в другую сторону – лоббирования интересов Разреза Майрыхский на очень крупные суммы (в документе о ставке налога на прибыль появились в последней редакции очень интересные уточнения).

Большие деньги спешки не любят, поэтому представлю вам полный текст документа, который Евгений Владимирович Мамаев отправляет Штыгашеву В.Н. В нём всё очень четко и детально разложено что называется «по-полочкам», и вы сами сможете убедиться в намерениях Коновалова опустошения хакасского бюджета.

« Председателю Верховного Совета Республики Хакасия   В. Н. Штыгашеву

Уважаемый Владимир Николаевич!

Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия В. О. Коноваловым 30 августа 2019 года в Верховный Совет Республики Хакасия был внесен проект закона Республики Хакасия “О внесении изменения в Закон Республики Хакасия “О ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, для отдельных категорий налогоплательщиков” (вх № 15-37/65-7).

Внесенным документом предлагается внести в Закон Республики Хакасия от 27 сентября 2011 года № 68-ЗРХ «О ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, для отдельных категорий налогоплательщиков» изменение, дополнив статьей 12 следующего содержания:

«Статья 12

Установить ставку налога на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащего в соответствии с федеральным законодательством зачислению в бюджет Республики Хакасия, для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов, отвечающих требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных налоговых ставок налога, установленных настоящей статьей и пунктом 15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, определяемому в соответствии с пунктом 8 статьи 2843 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере:

15 процентов – для налогоплательщиков, у которых в соответствии с инвестиционной декларацией код вида экономической деятельности инвестиционного проекта относится к разделу В Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014;

10 процентов – для прочих налогоплательщиков.».

В случае принятия закон вступит в действие с 01 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

В пояснительной записке за подписью И.о. заместителя Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, Министра финансов Республики Хакасия И. И. Войновой к указанному законопроекту указано, что:

«Проект закона Республики Хакасия “О внесении изменения в Закон Республики Хакасия “О ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, для отдельных категорий налогоплательщиков” разработан в целях реализации отдельных положений статьи 284_3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Целью проекта закона является введение с 01 января 2020 года пониженных ставок налога на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащего в соответствии с федеральным законодательством зачислению в бюджет Республики Хакасия, для участников РИП, включенных в реестр участников РИП, в размере:

15 % – для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в добывающих отраслях;

10 % – для прочих участников РИП.

Необходимо отметить, что при введении пониженной ставки для участников РИП в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, указанные участники приобретают право в соответствии с пунктом 15 статьи 284 НК РФ на применение налоговой ставки в размере 0% в части налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет.

Таким образом, налогоплательщики – участники РИП получат возможность “экономии” налога на прибыль организаций в следующих размерах:

5 % – реализующие инвестиционные проекты в добывающих отраслях;

10 % – прочие участники РИП.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ “О внесении изменение в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации” предлагаемый к принятию льготный режим налогообложения прекращается с 01 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.».

В представленном законопроекте не указано, что данный законопроект преследует цель увеличения поступлений в бюджет Республики Хакасия или в муниципальные бюджеты, создания рабочих мест или любого другого положительного эффекта для экономики региона. В то же время есть существенные риски, что принятие законопроекта в предлагаемом виде нанесет значительный ущерб бюджету Республики Хакасия вследствие не поступления налога на прибыль в многомиллиардном размере.

Так, в пояснительной записке говорится, что для региональных инвестиционных проектов (РИП, не путать с приоритетными инвестиционными проектами) в добывающих отраслях вводится ставка налога на прибыль 15 процентов, а для прочих участников РИП – 10 %. В то же время в самом тексте законопроекта указано, что ставка в 15 % устанавливается для налогоплательщиков, у которых в соответствии с инвестиционной декларацией код вида экономической деятельности инвестиционного проекта относится к разделу В Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014. Ставка же 10 процентов устанавливается для прочих налогоплательщиков.

На первый взгляд, для организаций – участников РИП, реализующих проекты в угледобывающей отрасли, устанавливается ставка налога на прибыль в 15 % и угледобывающие предприятия Республики Хакасия будут платить налог на прибыль в региональный бюджет именно по этой ставке. Однако в представленной редакции законопроекта имеется возможность для предприятий угледобывающей отрасли использовать ставку 10 %. Раздел В классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее – Классификатор) действительно содержит группу 05 «Добыча угля», включающую добычу и обогащение угля и антрацита подземным или открытым способом и виды работ.

Однако в разделе С «Обрабатывающие производства» Классификатора содержатся виды экономической деятельности «19.32 Агломерация угля» и «19.34 Производство термоуглей», а представленным законопроектом для видов деятельности раздела С устанавливается ставка налога на прибыль в размере 10 %.

Агломерация – это процесс окускования мелких руд, концентратов и колошниковой пыли путем спекания в результате сжигания топлива в слое спекаемого материала. Продукт спекания (агломерат) представляет собой кусковой пористый продукт черного цвета. Данный процесс применяется и в отношении угля (при температуре около 600°С).

Производство термоуглей – процесс термической переработки угля путем его пиролиза при меньших температурах (450–470°С), позволяющий получить облагороженный уголь (термически обогащенный уголь, термоуголь) с высокой теплотой сгорания (например, с теплотой сгорания 26,5–27 МДж/кг вместо 12,5–13,8 МДж/кг в исходном угле). Под термином пиролиз каменного угля принято понимать совокупность процессов, происходящих при нагревании угля при условии отсутствия каких-либо реагентов. В результате из угля удаляется влага. Такой уголь не смерзается. За счет улучшения свойств угля потребители готовы покупать его по более высокой цене, что значительно увеличивает рентабельность поставки угля на экспорт, так как стоимость перевозки в расчете на тонну остается прежней.

Рассмотрим возможный сценарий влияния предоставляемых налоговых льгот на доходы бюджета Республики Хакасия на примере разреза Майрыхский, исходя из предположения, что он включен или будет включен в реестр РИП

В лицензии АБН 16462 ТЭ (далее – Лицензия) на разработку недр, выданной разрезу Майрыхский, говорится о создании предприятия с полным циклом производства – от добычи рядового энергетического угля с зольностью 20.7% до получения концентратов угля зольностью 11%. В лицензии сказано, что «Технология обогащения рядовых углей на обогатительной фабрике принята по результатам лабораторных исследований и международного опыта обогащения аналогичного класса углей». Это предоставляет простор для внедрения любых технологий обогащения, в том числе путем пиролиза (производство термоуглей). Лицензией предусмотрены капитальные затраты на обогатительную фабрику в размере 20 млрд руб.

Предположим, что на разрезе Майрыхский уже используется промышленная установка для нагревания угля (т. н. «Дракон»), что позволяет говорить о применении процесса агломерации или пиролиза. В качестве топлива используется мазут, имеющий температуру горения более 1000°С, что в полной мере обеспечивает необходимую температуру. Наиболее вероятный технологический процесс –производство термоуглей. Отметим, что в случае введения рассматриваемых льгот внедрение процессов агломерации или пиролиза будет иметь огромный экономический смысл, что позволяет с высокой вероятностью ожидать внедрения указанных технологий в кратчайшие сроки. Для бизнеса вполне естественно стремиться минимизировать затраты и получать максимальную прибыль.

Таким образом, при нахождении в реестр РИП и наличии установки для нагрева угля разрез Майрыхский может практически автоматически получить возможность использовать льготную ставку в 10 % по налогу на прибыль после внесения изменений в ЕГРЮЛ в части видов деятельности. И хотя в настоящее время согласно данным ФНС у разреза не указан вид деятельности «19.32 Агломерация угля» или «19.34 Производство термоуглей», внесение изменений в Устав и ЕГРЮЛ является относительно простой процедурой. Нельзя однозначно утверждать, что предприятие воспользуется предоставляемыми льготами и решит снизить платежи в бюджет на много миллиардов, но необходимо понимать и учесть все риски для доходной части бюджета Республики Хакасия.

Сделаем теоретический расчет сумм, которые может не получить бюджет в случае применения предлагаемых к введению льгот. Так, согласно информации, представленной на официальном сайте компании Коулстар, «на действующем разрезе Майрыхский в 2018 году добыто 3,1 млн угля, план добычи на 2019 год – 6 млн тонн. С вводом в эксплуатацию участка Бейский-Западный к 2027 г. планируется достичь объема 30 млн тонн. В рамках проекта компания планирует направить в развитие производства порядка 50 млрд рублей». Соответствующее соглашение было подписано Правительством Республики Хакасия в лице В. О. Коновалова в рамках Красноярского экономического форума в апреле 2019 года. На сайте «Коулстар» также указано, что «проект строительства угледобывающего предприятия с обогатительным комплексом на базе участков Бейский-Западный и Майрыхский уже реализуется».

И.о. заместителя главы республики Хакасия К. Н. Харисов 12 сентября 2019 года в интервью ИА «Хакасия» сообщил, что к 2035 году недропользователями запланировано осуществить добычу каменного угля с Черногорского и Изыхского в объеме 18,5 млн тонн, а с Бейского месторождения – 50 млн тонн, всего по Республике Хакасия – 68,5 млн тонн [в год].

По сообщениям председателя Комитета по бюджету и налоговой политике Верховного совета Республики Хакасия Иванова Олега Альбертовича, разрез Майрыхский в 2018 году при добыче угля в 3 млн тонн уплатил налог на прибыль более 1 млрд 200 млн рублей. Можно посчитать, какой объем прибыли может получить разрез Майрыхский за период с 2020 по 2028 годы в условиях, аналогичных существовавших 2018 году, и какие суммы налога на прибыль поступили бы в региональный бюджет без льгот и при льготной ставке в 10%.

Год Добыча,
млн тонн
Прибыль, млрд руб Налог 17% (без льгот), млрд руб Налог 10%, млрд руб Недополученный налог, млрд руб
2018 3 7,1 1,2 0,71 0,49
2019 6 14,1 2,4 1,41 0,99
2020 9 21,2 3,6 2,12 1,48
2021 12 28,2 4,8 2,82 1,98
2022 15 35,3 6 3,53 2,47
2023 18 42,4 7,2 4,24 2,96
2024 21 49,4 8,4 4,94 3,46
2025 24 56,5 9,6 5,65 3,95
2026 27 63,5 10,8 6,35 4,45
2027 30 70,6 12 7,06 4,94
2028 30 70,6 12 7,06 4,94
ИТОГО
(2020-2028)
186,00 437,65 74,40 43,76 30,64

Данные рассчитаны исходя из опубликованных сумм уплаченного налога на прибыль и добычи разреза Майрыхский за 2018 год с учетом равномерного роста добычи до 30 млн тонн в 2027 году (в соответствии с планами компании Коулстар, указанными на ее официальном сайте). Прибыль восстановлена из уплаченной суммы налога по ставке 17%. За период 2020-2028 гг прибыль разреза при указанных условиях составит 437 млрд руб.

Период 2020-2028 гг взят исходя из того, что предлагаемые льготы вступают в силу с 1 января 2020 года. Однако в тексте законопроекта сказано «установить ставку налога на прибыль организаций … начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров …». Такая формулировка позволяет применять льготную ставку к налоговым периодам прошлых лет – начиная с первого, в котором была получена прибыль. Таким образом, может быть пересчитан и налог на прибыль за 2018 и 2019 год, уже уплаченный в бюджет.

Конечно, важным условием получения налоговых льгот является необходимость инвестирования в работу предприятия средств, равных сумме полученной льготы по налогу. Однако, как было сказано выше, разрез Майрыхский озвучил планы инвестировать 50-100 млрд руб в развитие, что дает ему возможность при использовании льготы в полной мере снизить платежи в республиканский бюджет. В Приложении 2 к Лицензии указано, что объем инвестиций составит 91 млрд руб.

Общая сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в республиканский бюджет за 2020-2028 годы по ставке 17% равна 74,4 млрд руб. При использовании льготной ставки 10% сумма налога составит 43,7 млрд руб. Соответственно, бюджет может не получить около 30 млрд руб по налогу на прибыль.

Отметим, что эта сумма рассчитана только для одного угледобывающего предприятия, тогда как к 2028 году планируется рост добычи угля в республике до 50 млн тонн. Если другие угледобывающие предприятия воспользуются возможностью использовать льготную ставку налога на прибыль, то сумма не поступившего налога может быть еще выше. При этом стоимость термически облагороженного угля заметно выше, а вес затрат на транспортировку в выручке заметно снижается, что также увеличивает прибыль. Поэтому фактический размер недополученных бюджетом доходов может быть существенно выше.

Сумма уплаченного разрезом Майрыхский налога на прибыль существенно выше среднего уровня уплаты налога угледобывающими компаниями региона. Так, в соответствии с данными Росстата всего за 2018 год добыча угля всеми компаниями региона в Хакасии составила 23 млн тонн, стоимость отгруженной продукции – 63 471.5 млн руб (без НДС), полученная прибыль – 12 883 млн руб. Размер налога на прибыль (респ. бюджет, ставка 17%) от этой суммы прибыли составляет 2,2 млрд руб. Это соответствует сумме, озвученной в интервью СМИ главой бюджетного комитета Верховного Совета Хакасии Олегом Ивановым: «Чтобы вы понимали, 24 млн тонн добывает вся Хакасия. Майрых, добывающий 3 млн тонн, платил 1,2, а все остальные — 1,1 млрд».

Исходя из этих данных и с учетом равномерного роста добычи угля в регионе до 50 млн тонн к 2035 году, можно рассчитать суммы, которые может не получить бюджет при ценах на уголь на уровне 2018 года, если все угледобывающие компании региона начнут применять ставку налога на прибыль 10% с 2020 года.

Данный расчет выполнен исходя из средней рентабельности угледобывающих предприятий по Хакасии и с позиции, что рост угледобычи будет в равной степени обеспечиваться всеми компаниями региона. Однако фактически значительный прирост добычи будет обеспечен разрезом Майрыхский, имеющим более высокую рентабельность. Поэтому сумму недополученных доходов в 13,8 млрд руб можно рассматривать как консервативную.

Год Добыча, млн тонн Прибыль, млрд руб Налог без льгот, млрд руб Налог 10%, млрд руб Недополученный налог, млрд руб
2018 23,0 12,9 2,2 1,3 0,9
2019 25,7 14,4 2,4 1,4 1,0
2020 28,4 15,9 2,7 1,6 1,1
2021 31,1 17,4 3,0 1,7 1,2
2022 33,7 18,9 3,2 1,9 1,3
2023 36,4 20,4 3,5 2,0 1,4
2024 39,1 21,9 3,7 2,2 1,5
2025 41,8 23,4 4,0 2,3 1,6
2026 44,4 24,8 4,2 2,5 1,7
2027 47,1 26,3 4,5 2,6 1,8
2028 49,8 27,8 4,7 2,8 1,9
ИТОГО
(2020-2028)
351,8 196,7 33,4 19,7 13,8

В соответствии с Приложением 2 к лицензии АБН 16462 ТЭ, выданной ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», чистая прибыль при реализации проекта составит 189,1 млрд руб. при внутренней норме доходности 28,2 % и затратах на производство и сбыт товарного угля (без НДС) 1068,9 руб/т. В то же время объем отгрузки угля по Хакасии за первое полугодие 2019 года составил 29,86 млрд руб при добыче 12,63 млн тонн. Таким образом, средняя цена отгрузки тонны угля составила 2363 руб, что более чем в 2 раза выше затрат, указанных в Лицензии (1068,9 руб). Указанные в Лицензии цифры по себестоимости являются актуальными, т.к. были представлены непосредственно ООО «УК «Разрез Майрыхский» в 2018 году.

С другой стороны, на размер прибыли существенное влияние оказывает цена угля на мировом рынке. В сентябре 2018 года цена на уголь выросла до 100$ за тонну. Однако в апреле 2019 года произошло значительное падение цен на уголь до 55$, а к концу июня цена опустилась до 49$. После этого начался рост и к середине сентября цены выросли до 60$. В долгосрочной перспективе, учитывая количество угольных электростанций, строительство которых ведется на планете, потребление угля в абсолютном выражении будет расти, несмотря на сокращение его доли в общей генерации. В ближайшее время в мире введут в эксплуатацию около полутора тысяч угольных ТЭЦ общей мощностью более тысячи гигаватт. Япония, которая после катастрофы на АЭС «Фукусима» в 2011 году решила отказаться от ядерной энергетики, сегодня активно строит новые угольные электростанции. Две третьих планируемых и вводимых станций сегодня приходятся на Индию и Китай – именно эти регионы имеют хорошие темпы роста экономики и нуждаются в дополнительной энергии. В настоящий момент порядка 40 процентов электроэнергии Германия получает за счет угля: в ФРГ строится 23 новые угольные электростанции и реализуется программа по модернизации старых ТЭС, за последние пять лет введено в эксплуатацию более 10 гигаватт новых угольных мощностей.

Все это позволяет спрогнозировать удержание цен на уголь на достаточно высоком уровне. Высокий уровень цен обеспечит угледобывающим компаниям Республики Хакасия достойную прибыль, позволяющую многократно окупить все инвестиции. Учитывая, что организациям-участникам РИП установлена ставка налога на прибыль в части зачисляемой в федеральный бюджет в размере 0%, то даже при ставке налога на прибыль в региональной части в 17% у них будет оставаться 83% прибыли. Получение бюджетом Республики Хакасия доли прибыли в 17% является справедливым и обоснованным, т.к. источником прибыли является невосполнимый ресурс – богатство недр республики, а значительная часть жителей региона будет длительное время испытывать негативное воздействие вследствие ущерба экологии.

По консервативным оценкам объем не полученных бюджетом Республики Хакасия поступлений по налогу на прибыль при описанном сценарии использования льготного налогообложения угледобывающими предприятиями региона по ставке в 10% может составить 10-15 млрд руб, тогда как в худшем варианте значение может превысить 30 млрд руб. При работе по льготной ставке налога 15 % сумма не полученного налога снижается в 2,5 раза, т.е. находится в диапазоне 4-12 млрд руб. Однако, как было сказано выше, текущая редакция законопроекта предоставляет легкую возможность получить льготную ставку в 10 % – инвестировав несколько десятков миллионов рублей можно получить право на налоговые льготы на миллиарды рублей.

Нет никаких сомнений, что бизнес имеет огромный интерес к наращиванию добычи угля в регионе и она будет развиваться и без предоставления каких-либо льгот при приемлемой цене на мировом рынке. В этой ситуации предоставление льгот угледобывающим предприятиям повлечет только потерю доходов бюджета.

Льготы по налогу на имущество

Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия В. О. Коноваловым 30 августа 2019 года в Верховный Совет Республики Хакасия был внесен проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в закон Республики Хакасия “О налоге на имущество организаций”» (вх № 15-37/64-7).

Внесенным документом предлагается внести в Закон Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года № 73 «О налоге на имущество организаций» изменение, дополнив статьей 12 следующего содержания:

«Статья 33. Льготы, предоставляемые при реализации инвестиционных проектов.

Освобождаются от налогообложения:

1) налогоплательщики, включенные в реестр участников региональных инвестиционных проектов, – в отношении имущества, созданного в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, в течении пяти налоговых периодов с момента принятия имущества к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств;

2) налогоплательщики, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия “Об инвестиционной политике в Республике Хакасия”, – в отношении имущества, созданного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта Республики Хакасия, в течении пяти налоговых периодов с момента принятия имущества к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств.

Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с пунктами 1-2 настоящей статьи право более чем на одну льготу по налогу, предоставляется одна из предусмотренных льгот по выбору налогоплательщика.».

Согласно представленной редакции законопроекта участники РИП могут быть освобождены от налогообложения по налогу на имущество в размере произведенных инвестиций. На примере разреза Майрыхский, в случае его нахождения в реестре РИП и планах инвестировать до 100 млрд руб в развитие угледобычи в Республике Хакасия, это означает высокую вероятность освобождение от налогообложения имущества стоимостью до 100 млрд руб. Отметим, что в соответствии с Приложением 2 к лицензии АБН 16462 ТЭ, выданной ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», капитальный затраты (без НДС) составляют 91,73 млрд руб.

Относительно имущества угледобывающих предприятий в настоящее время действует ставка по налогу на имущество равная 2.2 % от стоимости имущества. На примере разреза Майрыхский можно рассчитать, какую сумму налога может не получить республиканский бюджет за пять лет при использовании предлагаемой льготы. При этом следует учитывать, что имущество угледобывающих предприятий в основном относится к шестой (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно) и седьмой (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно) амортизационным группам. При этом для РИП разрешается устанавливать повышенный коэффициент амортизации, но не выше 2. Приведем два варианта расчета сумма налога (в млрд руб) при применении линейного метода начисления амортизации:

Вариант 1. Исходя из предположения, что срок полезного использования имущества составит 10 лет и будет использован коэффициент ускорения амортизации равный 2. В этих условиях стоимость имущества может быть полностью амортизируема за 5 лет, т.е. по 20 млрд в год (1,67 млрд руб в мес). После окончания льготного периода остаточная стоимость имущества может быть равна нулю, т.е. поступления по налогу на имущество в следующие налоговые периоды будут нулевыми.

Вариант 2. Исходя из предположения, что срок полезного использования имущества составит 15 лет и не будет использован коэффициент ускорения амортизации (коэффициент равен 1). В этом случае каждый год стоимость имущества вследствие амортизации будет уменьшаться на 6,67 млрд руб (0,56 млрд руб в мес) и по окончанию льготного периода имущество будет иметь остаточную стоимость 66,7 млрд руб, которая в последующие налоговые периоды будет облагаться по ставке 2,2 %.

Год Вариант 1 (млрд руб) Вариант 2 (млрд руб)
Стоимость
 имущ-ва на 1 янв
Среднегодовая стоимость имущества налог 2.2% Стоимость
 имущ-ва на 1 янв
Среднегодовая стоимость имущества налог 2.2%
1 100 90,0 1,98 100 96,7 2,1
2 80,0 70,0 1,54 93,3 90,0 2,0
3 60,0 50,0 1,1 86,7 83,3 1,8
4 40,0 30,0 0,66 80,0 76,7 1,7
5 20,0 10,0 0,22 73,3 70,0 1,5
ИТОГО (млрд руб): 5,5   9,2

Как видим из расчета, в результате предоставления указанных льгот бюджет может не получить по налогу на имущество в первом варианте 5,5 млрд руб, а во втором – 9,2 млрд руб. Если исходить из суммы капитальных затрат (91,7 млрд руб), указанной в Лицензии, то сумма не полученного бюджетом налога на имущество составит 5,0 млрд руб и 8,4 млрд руб соответственно для Варианта 1 и Варианта 2.

При этом следует отметить, что льгота предоставляется «с момента принятия имущества к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств». На настоящий момент угледобывающие предприятия могли приобрести или создать основных средств на значительные суммы, но еще не принять их к учету. После вступления закона о льготах в силу (с 1 января 2020 года) эти основные средства могут быть приняты к учету. Соответственно, эти основные средства также могут попасть под льготы, а значит, сумма не полученного бюджетом налога может быть еще выше.

Включение в реестр РИП

Даже если какое-то угледобывающее предприятие не включено в реестр региональный инвестиционных проектов, сделать это вскоре может быть относительно просто – в Верховный совет Республики Хакасия 30 августа 2019 года Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия В. О. Коноваловым был внесен проект закона Республики Хакасия “О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Хакасия” (вх № 15-37/65-7). В соответствии с этим законопроектом, «для включения в реестр организация направляет в уполномоченный орган составленное в произвольной форме заявление о включении ее в реестр с приложением документов согласно перечню, установленному пунктом 1 статьи 15.11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.».

В статье 25.11 НК РФ «Порядок включения организации в реестр» указано, что «для включения в реестр организация направляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

1) копии учредительных документов организации, удостоверенные в установленном порядке;

2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;

4) инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);

5) иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным настоящим Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.».

Как видим, порядок включения в реестр достаточно простой. Конечно, организация должна соответствовать ряду требований (инвестиции 50 млн руб, единственный участник и т.д.), но для крупных компаний они вполне достижимы. Поэтому в будущем в реестр могут быть добавлены новые организации, что позволит получить им налоговые льготы.

Заключение

В совокупности оба представленных законопроекта по консервативным оценкам предоставляют угледобывающим предприятиям налоговые льготы на сумму около 10-15 млрд руб. Тогда как при высоких ценах угля на мировом рынке бюджет Республики Хакасия может не получить более 35 млрд руб. Указанные суммы являются весьма значительными.

Учитывая сложную ситуацию с доходной частью бюджета Республики Хакасия, высокий уровень государственного долга и необходимость выполнения социальных обязательств перед гражданами, предоставление столь существенных льгот угледобывающим предприятиям региона представляется нецелесообразным. Предлагается внести в проекты законов дополнение, исключающее получений льгот по налогу на имущество и по налогу на прибыль организациями, работающими в сфере добычи и обогащения угля, т.е. ведущие деятельность по одному из видов деятельности, относящихся к группам «05 Добыча угля» или «19.3 Агломерация угля, антрацита и бурого угля (лигнита) и производство термоуглей» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.

Это не исключает возможности предоставления угледобывающим предприятиям льгот по результатам широкого публичного обсуждения вопроса и представления убедительных аргументов в целесообразности такого решения с точки зрения увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия.

Учитывая приведенные выше доводы, прошу рассмотреть целесообразность введения ограничений по предоставляемым льготам в отношении угледобывающих предприятий и принять соответствующее решений.

Руководитель Регионального исполкома ОНФ в Республике Хакасия Е.В.Мамаев»

Конечно, есть возможность не допустить потрошение нашего бюджета, ведь документ должен пройти через Верховный Совет. Очень хочется, чтобы В.Н. Штыгашев совместно с депутатами и в первую очередь с комитетами по бюджету и промышленности наконец-то проявили себя защитниками республики. При этом очень печально видеть с какой настойчивостью и всё большими аппетитами Коновалов пытается вывести из республики деньги.

Александр Мяхар

Подписаться
Уведомление о
10 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Хаим Исаакович Шкурник
1 год назад

Таки уже “ДАЙТЕ Вале ПОРАБОТАТЬ”!

Копалыч
1 год назад

Какой же Мамаев умница! Мамаева в губернаторы! Стопроцентно потянет!

Анатолий
1 год назад

Прочитал…..Получается полный пердимонокль!

Анатолий
1 год назад

Для прочтения документа пришлось потратить массу времени разбудить в памяти некоторые экономические и другие понятия. В целом, впечатление какое-то тягостное. Что происходит? Войнович работает бухгалтером-экономистом у кого?

Эльвира Мальцева
1 год назад

многа букаф…
Но ясно одно…еще раз подтверждается приход Коновалова и Ко за содержанием за государственный счет!

Владимир
1 год назад

Правительство не должно стимулировать развитие угольной отрасли, путём ввода льгот на прибыль! Это не сельское хозяйство и не малый бизнес, это высокодоходный бизнес, тем более, часто использующий схемы снижения налогов через офшорные прокладки. Оправдано будет участие в бизнесе, путём снижение текущих ставок налогов, как инвестиционные платежи, с последующим возврата сумм инвестиций или продажи части бизнеса, приобретаемых путём инвестирования в развитие. При принятии решения об инвестициях, должны быть определены суммы инвестиций, календарь вложений и возврата инвестиций, имущественные гарантии на инвестируемые средства. Безусловно, при этом должен соблюдаться регламент, подобного участия правительства республики в бизнесе.

Хаим Исаакович Шкурник
Reply to  Владимир
1 год назад

Шикарно сказано! Но имею Вам сказать, шо действующий губернатор таки слез не на той остановке…

Татьяна Затеева
1 год назад

Все эти разоблачения имеют хоть какой -нибудь резонанс и реакцию самих властей?

Саня
1 год назад

Просто сейчас идёт травля всех губернаторов не от ЕДИНОЙ РОССИИ,
вот и вся бухгалтерия.

Mike Torosov
1 год назад

Говорю “А”, забывая сказать про “Б”? Стоимость такого “термоугля” выше, под словами “значительно возрастает рентабельность” не забывайте, что вы имеете ввиду возрастающую прибыль. Как следствие, случае реального перехода угольных предприятий к выпуску данной продукции на территории Хакасии соответственно значительно (даже не на 5-7%) возрастает и их прибыль! Что это значит? Значит и налог на прибыль который они уплатят в бюджет будет соответственно многократно выше потенциальных потерь в случае изменения кода вида деятельности предприятия в ЕГРЮЛ! 😉