«Пульс Хакасии» продолжает знакомить читателей с доходами чиновников. На этот раз мы слегка отойдём от привычного формата и не будем исследовать динамику изменения доходов представителей власти за несколько лет, а рассмотрим, сколько они заработали за прошлый 2019 год.
Сегодня героями нашей рубрики станут депутаты Государственной Думы Российской Федерации, которые каким-либо образом имеют отношение к Республике Хакасия – депутат Госдумы от Хакасии Надежда Максимова, Юрий Афонин, курирующий деятельность КПРФ и губернатора Валентина Коновалова, имеющий в Хакасии общественную приёмную, и Сергей Натаров, негласный куратор деятельности ЛДПР в Хакасии.
Начнём с депутата Государственной Думы от Республики Хакасия – Надежды Сергеевны Максимовой. Согласно сведениям о доходах, представленным на официальном сайте нижней палаты Федерального Собрания, Надежда Сергеевна в 2019 году заработала 6 623 903 рубля, а в списке её имущества значатся земельный участок для дачного строительства площадью в 2001 квадратных метра, жилой дом в 23,9 квадратных метра, а также две квартиры: одна – в социальном найме (122,6 квадратных метра), и вторая площадью в 43,4 квадрата.
Глядя на столь внушительную сумму, полученную Максимовой в 2019, вполне резонно задать вопрос: а что Надежда Сергеевна сделала для Хакасии в 2019 году?
Сразу вспоминается, что в конце прошлого года на сессии Верховного Совета РХ Максимова положительно отзывалась о подготовленном на 2020 год бюджете Хакасии. В частности, она заявляла, что бюджет-2020 существенно отличается от всех предыдущих, которые принимали годами ранее. Как выяснилось, «умно свёрстанный» бюджет уже в январе дал трещину.
Время показало, что консолидированный бюджет республики на 2020 год был не сбалансирован на 14 млрд рублей, из-за чего возникла нехватка денег на различные социальные выплаты. Об этом тогда сообщал сам Минфин Хакасии. При всех имеющихся проблемах, как сообщала пресс-служба уже Минфина России, на тот момент с начала 2020 года ведомство не получало от органов власти Хакасии никаких документов о предоставлении республике дополнительной финансовой помощи.
Для решения возникшей проблемы правительство Хакасии не придумало ничего лучше, как взять кредит на 1,75 млрд рублей, дабы покрыть социальные обязательства. А уже в июле правительство Хакасии снова берёт кредит размером в 1,755 млрд рублей, чтобы расплатиться за кредит, который они брали в начале года.
В общем и целом, тяжёлая ситуация с бюджетом республики тянется с самого начала 2020 года и даёт себе знать до сих пор. И такая ощутимая дыра в финансовом документе явно не могла возникнуть за первый месяц календарного года. Этот момент можно было спрогнозировать, взглянув на подготовленный к концу 2019 и утверждённый на сессии Верховного Совета консолидированный бюджет. Но депутат Государственной Думы от Хакасии Надежда Максимова, как раз-таки наоборот, почему-то утверждала, что бюджет хороший и выгодно отличающийся от тех, что принимали в предыдущие годы. Время, увы, расставило всё по своим местам.
Но есть и положительные моменты: Надежда Максимова внесла свою лепту в то, чтобы в декабре 2019 года Хакасия получила 416 миллионов рублей на стабилизацию бюджетной ситуации, сложившейся в 2019 году.
Также Максимова отметилась несколькими посещениями Хакасии с рабочим визитом. Ничем другим Надежда Сергеевна в 2019 году не отметилась. Во всяком случае, об этом не сообщалось.
Поэтому мы не можем утверждать, что весьма внушительный размер заработка за прошлый год соразмерен пользе, принесенной Хакасии депутатом Максимовой. Несмотря на положительный момент с выделением 416 миллионов рублей, Надежда Сергеевна похвалила «умно свёрстанный» бюджет республики на 2020 год, хотя, будучи кандидатом экономических наук и экс-заместителем министра финансов России, могла бы увидеть, что финансовый документ на 2020 год быстро даст трещину, и вместо того, чтобы отзываться о нём хорошо, вполне могла бы настоять на его пересмотре на пользу жителям республики, которые оказали её своё доверие на выборах депутата в 2016 году.
Идём дальше. На очереди – Юрий Афонин. Один из главных людей в КПРФ, депутат Государственной думы трёх созывов появился на политической арене в Хакасии в 2018 году во время избирательной кампании нынешнего губернатора республики Валентина Коновалова и до сих пор присутствует в республиканской политической повестке, оказывая существенное влияние на Коновалова.
Согласно сведениям о доходах, за 2019 год Юрий Вячеславович заработал 5 640 810 рублей, а список его имущества выглядит следующим образом: земельный участок площадью в 1694 квадратных метра, три квартиры – одна в безвозмездном пользовании (132 квадратных метра), две в индивидуальной (50,1 и 124,4 квадратов соответственно), два машиноместа (оба имеют площадь в 12 квадратных метра) и, наконец, дом площадью в 171 квадратный метр.
Рассмотрим его влияние на политические процессы в Хакасии. Начнём, пожалуй, с того, что не так давно в Абакане рядом с домом Правительства открылась общественная приёмная депутата Юрия Афонина, плодов работы которой (как полезных, так и вредных) пока не видно. Уже довольно давно ходят упорные слухи о том, что Афонин на выборах в Государственную думу в 2021 году планирует выдвинуть свою кандидатуру в нижнюю палату Федерального Собрания по одномандатному округу от Хакасии. Вполне вероятно, что с этим и связано его стремление открыть общественную приёмную именно в нашей республике.
Учитывая, что Юрий Афонин оказывает влияние на Валентина Коновалова как на губернатора, скорее всего, он имеет влияние и на ту кадровую чехарду, которая происходит в правительстве Хакасии. Асочаков, Павленко, Харисов, Сыревич – лишь неполный список тех, кто покинул Серый Дом в 2019 году. А кадровая чехарда и стабильность, как известно, вещи несопоставимые, что отрицательно отражается на развитии Хакасии.
История с пойманным на взятке весной этого года Сергеем Новиковым, хоть и произошла в 2020 году, тоже отрицательно говорит о качестве влияния Афонина на Коновалова. Потому как, вероятно, история с назначением Новикова сначала на пост министра строительства и ЖКХ, а затем и на пост одного из заместителей губернатора, вероятно, прошла не без участия куратора деятельности Валентина Коновалова. Вряд ли Юрий Афонин не знал о коррупционном шлейфе, который тянулся за Новиковым ещё с 2015 года, когда тот впервые оказался на скамье подсудимых.
Те же скандалы с госзакупками, в которые попало представительство Хакасии в Москве под руководством небезызвестной Юлии Исмагиловой, в результате которой Хакасское УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении постпредства, тоже говорят не в пользу Афонина как куратора Коновалова.
Как сказал сам Юрий Афонин, он часто бывает в Хакасии – старается посещать республику хотя бы раз в два месяца и в дальнейшем обещал бывать у нас почаще в связи с открытием своих общественных приёмных. Конечно, судить по заработку Афонина по его работе в Хакасии не стоит, потому что это явно не единственное и не основное его направление. Но и о развитии Хакасии под руководством Коновалова при кураторстве Афонина говорить не приходится.
Что касается другой работы в депутатском кресле нижней палаты Федерального Собрания, то можно отметить, что Юрий Афонин периодически посещает различные политические программы на телевидении, где в основном блещет своей неустанной манерой много говорить.
Третий депутат, доходы которого мы рассмотрим – Сергей Натаров. Натаров – депутат Госдумы от ЛДПР седьмого созыва, выбранный жителями Красноярского края, появился на политическом небосклоне Хакасии весной 2018 года. С тех пор он стал частым гостем в нашей республике, встречался с жителями, посещал местное отделение ЛДПР, куратором которого он является.
Его доход за 2019 год составил 5 333 725 рублей, за ним значатся две квартиры: одна, площадью в 151,9 квадратных метра – наём на срок полномочий депутата Госдумы, вторая, площадью в 149,2 квадрата – в индивидуальной собственности. У депутата есть также два легковых автомобиля – Ford Mondeo и Toyota Camry.
Что же сделал Натаров за 2019 год? В политической жизни Хакасии Натаров не отметился практически ничем, кроме неоднократных визитов в республику, посещения Абаканского пансионата ветеранов и Абаканской межрайонной клиническую больницу. Возможно, его отсутствие на политическом поле Хакасии связано с коррупционными скандалами, в которых фигурирует его сын, Антон Натаров. Стоит также отметить и другие скандалы, которые стали сопровождать партию с тех пор, как Сергей Натаров стал курировать деятельность ЛДПР в Хакасии. Кроме того, именно с именем Сергея Натарова связывают потери электората ЛДПР, а также то, что коалиция либерал-демократов с КПРФ в Хакасии фактически потеряла свою актуальность.
Таким образом, в отличие от предыдущих депутатов, которых мы рассматривали выше, мы видим, что Сергей Натаров играл не столь значительную роль в политической жизни Хакасии, из-за чего и писать о нём особо нечего. Поэтому и провести параллели между высоким доходом Натарова за 2019 год и нашей республикой мы не можем, ибо для курируемой им Хакасии он не сделал ничего особо полезного.
Рассмотрев доходы депутатов Государственной Думы, задекларированные ими в период с 1 января по 31 декабря 2019 год, можно сказать, что цифры довольно высокие, но они явно не соотносятся с пользой этих депутатов для Хакасии. Надежда Максимова называет весьма проблемный бюджет-2020 резко отличающимся от предыдущих, Юрий Афонин, часто появляясь в Хакасии и курируя деятельность Коновалова, скорее лишь занимается пристройкой в республиканское правительство коммунистов со всей России, нежели действительно помогает Коновалову развивать Хакасию, а Сергей Натаров и вовсе лишь изредка появляется в республике, а его имя всплывает в основном в связи с происходящими инцидентами внутри партии, вызывая вопросы о его влиянии на партию в целом.
Ариадна Бусынина