В 2018 году наша маленькая, но гордая республика без разбега прыгнула в федеральную повестку. Про нас с завидной регулярностью вещает Рент-ТВ, не забывает ни ВГТРК, ни Первый канал. При этом все трое крупнейших СМИ являются в разной степени государственными и проводниками идеологии центральной вертикали власти.

Сложно не согласиться с тем, что сюжеты про Хакасию в федеральной повестке в большей части носят отрицательный окрас. С одной стороны, это вполне объективно: нас не перестают потрясать скандалы, связанные с несправедливостью или неграмотностью управления. Но с другой стороны, все мы подсознательно понимаем и другую сторону. Жители республики стали участниками «хакасского эксперимента». В этом эксперименте соединились сразу несколько угроз всей вертикали власти: принадлежность губернатора к оппозиционной КПРФ и абсолютная неподготовленность лица, занявшего пост высшего должностного лица к такой работе. Еще в 2018 году предрекалась печальная участь нашей республики – мы станем красными тряпками и страшилками для всей федерации, чтобы другим неповадно было. Отчасти это так и происходит, но лишь совсем отчасти.

Федеральная власть не может себе позволить полностью оградить регион от своей помощи и заботы ни с политической точки зрения (зачем формировать яркий оппозиционный блок), ни с человеческой (в регионе все же живут граждане РФ). В итоге мы увидели очень интересный факт: при губернаторе-коммунисте доля федеральных средств в казне субъекта только выросла. Не вдаваясь в точные цифры, можно обозначить, что если при Викторе Зимине федеральные поступления в бюджет республики составляли примерно 25%, то при Валентине Коновалове они выросли до 30-33%, то есть увеличились на несколько миллиардов. Что это означает на практике? То, что если коммунисты грамотно и обширно начнут транслировать этот факт по стране, то получается, что жители страны могут увидеть прямую выгоду от того, что в их регионе власть, как в Хакасии, возьмет «оппозиция». Вполне рабочая концепция, похожая на шантаж.

Безусловно, федеральные средства в любом бюджете – это не манна небесная, и регионы в первую очередь рассчитывают на свои налоги и силы по развитию экономики. Вся тяга к оппозиционности может быть нивелирована грамотным управлением на местах. Все даже не ждали а точно осознавали, что Коновалов и грамотное управление – это антиподы и рано или поздно это должно было сыграть свою роль. Что в итоге? Чуть более после экватора губернаторского срока в Хакасии вдруг оказалось, что бюджет не провалился.

Можно много говорить о поднятии мировых цен на уголь и алюминий, но факт остается фактом. какое бы стечение обстоятельств к нему ни привело. Опять же, что в итоге мы получаем в виде картинки для всей Российской Федерации? Пришел чуть не со школьной семьи человек, подчас не понимающий, как речь свою грамотно построить, без опыта управления, со шлейфом мутных историй на грани законности, ничем особо себя не проявляет – наслаждается жизнью, селфится, блогерится, летает по форумам без результатов – и… И ничего не рухнуло.

Живут себе люди, понимаешь, и дальше, а чиновники даже находят возможность себя постоянно премировать и зарплату поднимать. Что, как не это, дискредитирует всю власть в целом? То, куда раньше стремились только самые пробивные, что требовало море усилий, самоотдачи, жертв и т.д., – оказалось доступно случайно и используется как с женщиной низкого социального поведения. Где, скажите, теперь ценность РАНХиГС? Смотришь теперь на любое совещание губернаторского корпуса с президентом, заседание федерального правительства – и уже не видишь богов на Олимпе, видишь там потенциального Коновалова, который при этом улыбается и танцует, вставив себе три пера в голову. Где гарантия, что все эти серьезные дядьки, копни поглубже, не Коновалов-2, -3, -4, -5? Вот и получается, что, как говорят в народе, «мал жук, да пахнет на большие расстояния».

При этом всерьез уже ведутся разговоры о том, что красный губернатор пойдет на второй срок. Не просто разговоры, а концептуальная информационная политика все больше раскручивает свой маховик в этом направлении. На фоне того, что прямой ассоциативный элемент федеральной власти – «Единая России» – играет в обиженок и не дает вменяемых результатов в противовес коммунистам, вероятность второго срока уже воcпринимается вполне реальной и для самих жителей Хакасии, которые, может, и хотели бы себе другого счастья. Все это похоже на вакханалию, которой не видно конца. Вишенкой на всем этом торте дискредитации федеральной власти сидит чиновник с гордым названием Федеральный инспектор. Мы не будем ни обвинять, ни корить в слабостях организма этого человека, но если вы внимательно почитаете альтернативные источники информации, такие как мессенджеры и социальные сети, то поймете, что основной ассоциативный ряд с федеральным инспектором – «стоит к вечеру на ногах – уже хорошо».

Отдельно стоит упомянуть и силовиков. Да, посадили Сергея Новикова, но он скреб на свой хребет для ареста еще при Викторе Зимине. Тот же арестованный советник Коновалова Гаранин уже гуляет на свободе, а по делу о мошенничестве, с которым связывали Коновалова, вообще не слышно – видать, на губернатора око правоохранительное тяжело открывается.

Иннокентий Стряпков чуть ли не напрямую оскорбляет силовиков. И как не вспомнить преследуемого Василия Белоногова, который продолжает быть мэром, но сомнительные дела при этом никуда не исчезли, и Сергея Зайцева, по которому все затягивается, и даже при решении суда его не могут снять с поста главы района. При всем этом силовики республики, всегда считающиеся государственным стражем, а значит и частью федеральной власти, выглядят, мягко сказать, не в лучшем свете.

Все обращения общественности к президенту по поводу применения к Коновалову воспитательных мер и даже его снятия, остались без видимых последствий. Вы, уважаемый читатель, хоть раз видели или слышали, что президент отчитывает за что-то Коновалова? Здесь два варианта: или игнорирование фигуры как таковой, или одобрение. И того и другого отрицать нельзя.

Да и надо признать, что обращений было не так уж много, народ сибирский такой – терпит изменения жизни в худшую сторону. Жители мегаполисов требуют, отстаивают свои права, а здесь, в глубинке, опускают планку своих жизненных притязаний на тот уровень, который есть по факту, и говорят, что все нормально, жить дальше можно. Даже сравнения уровня государственного мышления Коновалова с Зиминым мало кто воспринимает. В сухом остатке видится лишь то, что у коммунистического правительства есть успехи, а это значит, что ставится под сомнение правильность курса федеральной вертикали, действующей в других субъектах.

По большому счету, альтернативы коммунистам в Хакасии не видно: «Единая Россия» не отмечается какими-то достижениями или успехами, ни депутат Государственной Думы, ни сенатор-единоросс от Хакасии не могут поставить себе в актив реализацию весомых проектов. Нет альтернативы коммунистическому правительству, есть переживания, много слухов, «плачей Ярославен» в разных мессенджерах о том, как скоро к нам придет светлое будущее взамен красного, а вот дел реальных и альтернативы нет. Увы, но все в Хакасии напоминает хаос, в который уже стали залазить подозрительные элементы вроде «Галереи 22», и дело даже не в том искусстве, которое они хотят навязать неизвращенным сибирякам, а в том, что эта организация финансируется в основном из-за рубежа, о чем неприкрыто пишут на сайте художники. То ли ещё будет, как говорится, если такое твориться уже сейчас, то что будет с приближением начала 2024 года, когда будут эпохальные мировые выборы – президента России и США в один год? А до этого момента уже рукой подать.

Единственное, в чем сейчас федеральная власть выигрывает по ситуации в Хакасии, так это в сохранении демократических постулатов: кого выбрали, с тем и живите. Но это может быть пирровой победой вертикали власти, потому как остальные риски и дискредитация всего образа управления гораздо выше, чем сохранение выборного принципа.

Александр Рыков

Еще по теме:

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Мышиная возня...
2 лет назад

Автор, вы добросовестно заблуждаетесь.
Наши 500 с небольшим хвостиком тысяч граждан – половина населения какого-нибудь заметного города. И даже при таких масштабах мы не можем полноценно реализовать национальные проекты.
Представьте, что вы живёте где-нибудь в глухой деревушке или вообще отшельничаете. Будет для вас что-нибудь значить имя мэра областного центра?
Или ещё проще. Сидим в болоте булькаем. Поменяли начальника болота – и ничего для нас не изменилось. Но ведь ждали-то другого и обещал нам кандидат упорно трудиться и из болота вытащить…