В 2018 году власть в Республике Хакасия назло всем и всему сменилась, пользуясь коммунистическим образом, в котором жители видели надежду на справедливость. Уже много сказано о разных аспектов того, к чему это привело: к падению доходов республики, к увеличению различных преференций чиновников… Можно много перечислять, но сегодня заострю внимание ещё и на свободе слова.
Эйфория от того, что говорить стало можно много и обо всём, очень быстро стала сменяться чисто коммунистической концепцией исповедующей жесткую цензуру. Приведу лишь сухие факты:
- руководитель администрации правительства Валентина Коновалова демонстративно разбивает камеру журналисту и пока не несет за это наказание;
- руководитель правительственного СМИ Светлана Вахтангишвили подает в суд на независимое коммерческое электронное СМИ Пульс Хакасии с требованием возместить моральный ущерб;
- заместитель главы Хакасии Константин Харисов (когда находился в этом статусе) подает в суд на журналиста Александра Бортникова;
- председатель комитета по промышленной политике Верховного Совета Василий Шулбаев пытается привлечь автора этих строк Александра Мяхара к уголовной ответственности, и ни больше ни меньше – через отдел по особо важным делам;
- коммунист, депутат Государственной Думы и патрон Валентина Коновалова Юрий Афонин пытается вмешаться в информационную политику региона;
- министр правительства Коновалова Евгений Тарасов судится с журналистом Михаилом Афанасьевым за “оскорбление”.
Что происходит в нашей республике? Неужели власть региона настолько жалка, ничтожна и бессильна, что подаёт мелочные иски, стараясь ввести цензуру, вместо того, чтобы отвечать на критику реальными успехами и достижениями в сфере экономики?
Сегодня я встретился с Михаилом Афанасьевым и взял комментарий по поводу недавнего судебного дела в отношении него со стороны члена кабмина Валентина Коновалова.
Михаил Афанасьев: Я написал публикацию в социальных сетях, в которой фигурировало слово “вертухай”. Это слово в моей интерпретации характеризовало мышление министра Евгений Тарасова. Именно эту фразу посчитали оскорбительной. Сначала Евгений Тарасов попытался привлечь меня к ответственности через полицию, что у него не получилось. После этого он привлек к делу прокуратуру. Прокуратура пригласила эксперта, который охарактеризовал это слово как неприличное. Хотя закон говорит о том, что слово неприличным может считаться тогда, когда оно нецензурное. Вертухай, безусловно, жаргонное слово, но оно, на мой взгляд, не неприличное. Оно и произошло от составных частей на вышке вертится. Но это не нецензурная лексика.
Скажи, а так называемый эксперт от прокуратуры на основании чего является экспертом? Это филолог? Эксперт предложил документ с фонетическим разбором слова и экспертным заключением?
Михаил Афанасьев: Насколько я знаю, эксперт не филолог, а психолог. Филологической экспертизы я не видел, но какая оценка была дана в виде письменного объяснения, на таком основании прокуратура и вышла в суд с иском против меня. Было возбуждено административное производство по статье за оскорбление, вследствие чего меня признали виновным и вынесли мерой наказания штраф в три тысячи рублей.
Ты будешь подавать апелляцию?
Михаил Афанасьев: Конечно. Скажу больше, у меня в этом деле появились помощники в лице Центра защиты СМИ. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Ведь по сути есть хитрая процессуальная подмена. Любой журналист вам скажет, что невозможно судить журналиста без использования Закона о СМИ. Любой журналист находится в фарватере действия Закона о СМИ, который наделяет журналиста правами и обязанностями, но и защищает при этом. Абаканский городской суд при вынесении решения не применял нормы этого закона.
Как бы ты описал всю эту ситуацию, может, мы являемся свидетелями уже не частного случая, а общественного процесса?
Михаил Афанасьев: Главная уловка нынешней хакасской власти в том, что она заставила поверить большинство населения в то, что они и есть перемены к лучшему. А перемены на самом деле произошли, но произошли даже намного банальнее чем возврат к коммунистической борьбе с инакомыслием. Есть просто их частные интересы и ничего больше.
Беседовал Александр Мяхар
Читайте также:
Чиновник-единоросс из парламента Хакасии хочет наказать журналиста по уголовной статье
Александр Мяхар просит Генеральную Прокуратуру привлечь Юрия Афонина к уголовной ответственности