Генеральному прокурору Российской Федерации

И.В. Краснову

Уважаемый Игорь Викторович!

Информационное Агентство «Хакасия» (адрес в сети Интернет https://19rus.info, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФC77-25596, от 07 сентября 2006 г. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культуры) разместило 02 сентября 2020 года на своем сайте информационный материал «Генпрокуратура может проверить источники финансирования ГТРК Хакасии» (далее – Материал, ссылка прилагается), в котором приведено обращение депутата Государственной Думы Российской Федерации Афонина Юрия Вячеславовича в адрес генерального прокурора Российской Федерации № АЮВ-4/33 от 01.09.2020 г. (далее – Обращение, прилагается) с просьбой проверить деятельность ГТРК «Хакасия» на предмет соответствия федеральному законодательству выпускаемого новостного контента, связанного с деятельностью Правительства Республики Хакасия.

В качестве обоснования просьбы в Обращении заявляется следующее:

  • сотрудники ГТРК демонстрируют крайне тенденциозный подход к подаче столь важной социальной темы;
  • в работе хакасского филиала государственного телеканала стало системой не объективное освещение событий и фактов, а распространение оценочных суждений, порой идущих вразрез не только с позицией региональных властей, но и с государственной политикой и заявлениями Президента Российской Федерации В. В. Путина;
  • руководство ГТРК «Хакасия», напротив, умышленно делает все, чтобы усилить социальную напряженность в регионе;
  • если проанализировать деятельность ГТРК «Хакасия» – например, за последние полгода, – можно сделать вывод, что руководство телеканала задалось целью создать непривлекательный, негативный образ региона;
  • причина подобной политики, неприязненного отношения руководства канала лично к главе региона В. О. Коновалову неизвестна, однако нельзя исключить заказной характер негативных материалов о республике и ее руководителе.
  • в связи с тем, что регулярно появляющиеся негативные сюжеты направлены на попытки дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе, Афонин просит провести проверку деятельности ГТРК «Хакасия» на предмет соответствия федеральному законодательству выпускаемого новостного контента, связанного с деятельностью Правительства Республики Хакасия.

Из совокупности приведенных аргументов можно сделать вывод, что г-на Афонина Ю.В. не устраивает информационная политика ГТРК «Хакасия» и целью Обращения является ее корректировка. Однако статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу слова и мысли, защищает от принуждения к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Безусловно, в ряде случаев эти права могут быть ограничены (разжигание межнациональной розни, оправдание нацизма, призывы к совершению преступлений и т.д), однако рассматриваемая ситуация не относится к таким случаям. Таким образом, неприязненное отношение отдельных лиц к той или иной информации на телевидении или в иных СМИ, тем более по политическим мотивам, не может являться основанием для ограничения свободы слова и цензуры информации.

При этом в соответствии с Большим юридическим словарем:

«ЦЕНЗУРА (лат. censura) – контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными».

Таким образом, учитывая, что Афонин Ю.В. занимает государственную должность Российской Федерации и является представителем законодательной власти, а также учитывая фактическую направленность его Обращения на контроль за содержанием и показом телевизионных передач, следует расценивать направление Обращения как акт цензуры.

В соответствии с частью 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

В соответствии со статьей 19 Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций:

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

В соответствии со статьей 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ):

«Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности

Взаимосвязь положений статьи 29 Конституции РФ и статьи 19 Закона о СМИ обеспечивает правовую защиту деятельности средств массовой информации, в том числе и ГТРК «Хакасия», от влияния и вмешательства любых лиц, не относящихся к редакции этого СМИ (кроме установленных законом случаев, к которым рассматриваемая ситуация не относится).

Таким образом, из совокупности приведенных в Обращении доводов можно сделать вывод о направленности Обращения на воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению устраивающей Афонина Ю.В. информации, а также к отказу от распространения иной информации. Учитывая, что Обращение направлено от имени депутата Государственной Думы, а не от физического лица, можно утверждать об использовании должностного положения.

В соответствии со статьей 144 Уголовного Кодекса РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»:

«1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Также в Материале говорится о направлении Афониным Ю.В. обращений руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Андрею Липову (прилагается) и генеральному директору Всероссийской государственной Телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) Олегу Добродееву (прилагается) с доводами, аналогичными приведенным выше.

При этом в соответствии со статьей 18 Закона о СМИ:

«Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)».

Учитывая приведенные выше доводы, а также положения статей 18 и 19 Закона о СМИ, статьи 29 Конституции РФ, обращения Афонина Ю.В. к Андрею Липову и Олегу Добродееву можно расценивать как дополнительное подтверждение акта цензуры и сделать вывод о направленности обращений на воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации.

При этом в обращениях к Андрею Липову и Олегу Добродееву содержится призыв к совершению действий, которые могут противоречить законодательству Российской Федерации. В таком случае действия Афонина Ю.В. могут расцениваться как подстрекательство к совершению преступления.

В соответствии со статьей 33 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

«1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом».

Учитывая приведенные выше доводы, прошу:

Дать оценку указанным действиям Афонина Ю.В. с точки зрения возможного нарушения российского законодательства, в том числе приведенных выше норм, но не ограничиваясь ими: воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, ограничение права на свободное распространение информации в соответствии со своими убеждениями, подстрекательство к совершению преступления, нарушение законодательства о СМИ в части свободы работы редакции, посягательство на конституционные основы Российской Федерации в части гарантии свободы слова и мысли, запрет на цензуру, запрет на принуждение к отказу от своих мнений и убеждений.

В случае выявления в действиях Афонина Ю.В. состава правонарушения прошу принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

Приложения:

  1. Копия обращения к генеральному прокурору Российской Федерации № АЮВ-4/33 от 01.09.2020 г – на 3 листах.
  2. Копия обращения к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Андрею Липову № АЮВ-4/34 от 01.09.2020 г – на 3 листах.
  3. Копия обращения к генеральному директору Всероссийской государственной Телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) Олегу Добродееву № АЮВ-4/32 от 01.09.2020 г – на 3 листах.
  4. Ссылка на материал Информационного Агентства «Хакасия»«Генпрокуратура может проверить источники финансирования ГТРК Хакасии» от 02.09.2020: https://19rus.info/index.php/obshchestvo/item/135709-genprokuratura-mozhet-proverit-istochniki-finansirovaniya-gtrk-khakasii.

С уважением, гражданин РФ, член Союза журналистов России Александр Мяхар

Подписаться
Уведомление о

7 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
2556
3 лет назад

Давно пора этого Афонина- вора, мошенника и лицемера привлечь к уголовной ответственности.Пора его исключать из партии и на нары.Говорить научился,бегает по федеральным каналам,красуется,но не прекращает воповать через своих ставленников.Один Павленко чего стоит,сколько денег они получили от продажи министерских и других должностей?Сами же эти горе-министры их выдают.Гимазутина,например,ну и другие. Пора органам заняться этими продавцами и покупателями должностей.

Aндрей С
Reply to  2556
3 лет назад

наперсточник афонин собирается в думу по новой и опять от Хакасии а давайте все дружно проголосуем против него и прочих КПРФейков

Анатолий
3 лет назад

Господие-товарисчь Афонин возомнил себя вождем, которому по плечу заниматься перетасованием губернаторов. Он бесцеремонно ломает коллективы .правительств, мечется по всей России, насаждает массу случайных и не подготовленных для работы в регионах людей. Демагог с юркими глазами и совершенно ничем не рискующий. Перед выборами и он просто мельтешил в Хакасии, пока не “протолкнул” весьма слабого и совершенно не имеющего опыта Коновалова. В настоящее время, осознав кого он “вставил”, с поездками в Хакасию закончил. Перешел на телефончик. Почему? Стало опасно болтаться с “губеренком”, занимающему последнюю строчку всех мыслимых и не мыслимых рейтингов.Судя по всему, товарисчь Афонин нацелен на главное кресло в системе Коммерческой… Подробнее »

Ирина
3 лет назад

Вас уже Мяхар нужно привлекать к ответственности как
майданщика вносящего смуту в Республику!

Aндрей С
Reply to  Ирина
3 лет назад

ну если кого и приземлять на нары та это коровода и его банду

Наум справедливый
3 лет назад

Что то о себе возомнил этот Мяхар. Кто он вообще такой? Никто и звать никак. Нафантазировал здесь.Всё в голове перемешалось. В прокуратуре только покрутят у виска на это обращение гражданина РФ. Собрались известно кто, порешали, вместе консультировались как написать и зачем и Мяхара бросили на амбразуру, другие то не захотели засвечиваться. И кто бы сомневался кто это всё замутил. Уже жизни нет от этой непонятной критики и буйной фантазии некоторых вот таких граждан РФ. Дайте пожить спокойно людям, без ваших домыслов, выдумок, кляуз (как эта). Сколько можно. А ГТРК проверить нужно обязательно и не надо их защищать. Все вы одним… Подробнее »

Вадим
3 лет назад

Афонин мог и что-нибудь полезного сделать для региона