Кандидат исторических наук Станислав Угдыжеков рассказывает читателям «Пульса Хакасии», что такое Стратегия национальной политики России и как Хакасия ее проваливает.
***
Меня незадачливые оппоненты именуют «националистом» в каком-то им одним понятном смысле. Хотя тот же Путин так себя неоднократно называл. Я же обычно говорю по долгу просветителя о том, что волнует коренной народ, да и бросается в глаза всем людям доброй воли.
Чтобы не путаться в терминологии: есть специальный подход действий в сфере межнациональных отношений – национальная политика. В России указом президента даже принята Стратегия национальной политики. Это понимается как «система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве».
Прочитав такое длинное определение, констатируем: эта самая национальная политика властью в целом субъекте федерации – Хакасии – провалена. Как же так, спросит читатель, разве нет у нас межнационального мира и согласия? Если и есть, то только благодаря гражданскому обществу. Например, хакасы болезненно воспринимают то обстоятельство, что ни в правительстве Коновалова нет хакасов («миннац» не имеет функций министерства), ни в абаканской мэрии или даже горсовете. Государственная и муниципальная служба не становится социальным лифтом для хакасской молодежи. Обрекая ее на миграцию в другие, более успешные регионы, между прочим. Утешает только то, что есть и встречное движение: парикмахер из Москвы может возглавить в РХ телерадиокомпанию, существующую на бюджетные деньги.
Мы видим, что люди у нас живут хорошие, мирные и толерантные. А какой вклад вносят власти региона в реализацию Стратегии? Как укрепляют единство россиян, как препятствуют дискриминации национальной чести и достоинства?
А вот с этим то и не задалось. Слаба оказалась местная бюрократия в национальной стратегии. Больше года назад возмутителем межнационального мира и спокойствия выступил самый известный человек республики – глава единственного законодательного органа. Заодно он по конституции и представительный. То есть Штыгашев представляет всех нас, и это именно от нашего имени он оправдывал геноцид калмыков. То, что это был именно геноцид, определено законом о реабилитации репрессированных народах еще в 1991 году. Большого труда стоило начать заживлять эту кровоточащую рану. Но Штыгашев просто ковырнул в ней ножом, как представитель всех нас – жителей Хакасии. И он, и хакасы, с которыми его ассоциировали, получили тысячи проклятий от возмутившихся потомков сосланного сталинщиной и наполовину уничтоженного народа.
Год назад нашлись умные люди и подсказали товарищу Коновалову отмежеваться от оскорбления чести и достоинства калмыков. Было опубликовано заявление извинительного и примирительного характера от главы исполнительной власти Хакасии. Кстати, была упомянута и давняя историческая связь хакасского и калмыцкого народов.
Закон о реабилитации предполагает и ответственность за его нарушение. Т.е. нарушитель должен претерпеть неблагоприятные последствия. А вот таковых и не последовало. Никаких действий со стороны госвласти республики по отношению к Штыгашеву не было предпринято в течение целого года. Это как же так, спросил представительный орган Калмыкии – Верховный Хурал. Мы что – в разных странах живем, разными законами руководствуемся? Чтобы исследовать странную и нарушающую законодательство РФ территорию в Хакасию в январе была направлена делегация депутатов хурала. Они хотели рассказать о горьких чувствах народа Калмыкии, достучаться до совести местных законодателей. Но, как мы знаем, взглянуть в глаза мирных и обеспокоенных посланцев российского региона местный парламент не посмел и в зал заседаний не пропустил.
Неожиданно и исполнительная власть республики не выдержала теста на единство российской нации, хотя калмыцкая общественность не предъявляла к ней претензий. Калмыки шли на культурный обмен, замечательно и гостеприимно принимали в Элисте хакасский театр. И это после отвратительного поступка Штыгашева.
Однако местное правительство очевидно решило «прикрыть» главу Верховного совета Хакасии. Проконоваловские СМИ и интернет-прислуга обливали приятных и дружелюбных гостей помоями, размещали на своих страницах оскорбительные и прямо преступные комментарии, продолжающие дело престарелого спикера. Тем самым и правительство солидаризировалось с ним, по сути поощряя подобные дискриминационные выходки.
Разумно было показать адекватность властей региона, встретить, пригласить побеседовать, показать, что у нас живут не только штыгашевы. Уже упомянутый миннац РХ просто должен был этим заниматься, ибо люди там получают зарплату за реализацию Стратегии национальной политики. Однако власть республики поступила привычным для нее способом. Как часто это происходило в последний год – при авариях, эпидемиях, кризисах – она спряталась в «домик», самоустранившись от прямых обязанностей. Хотелось бы пояснить калмыцкому народу, что и мы – все жители республики безотносительно национальности – являемся жертвами такого образа действий и мысли чиновничества Хакасии.
Во власти региона не оказалось ответственных людей, настоящих хозяев, переживающих за ее репутацию. Прав был Александр Мяхар, когда возмутился таким положением дел. Достойные местные люди спасли честь Хакасии, встретив и приветствовав делегацию Верховного хурала Калмыкии на нашей земле. Это, надеюсь, хотя бы отчасти загладило последствия саботажа официальных лиц.
Как и предполагает Стратегия, именно гражданское общество выполнило свою часть реализации государственной нацполитики в России. А власти Хакасии – провалили.
Впереди сложный период – предстоит перепись населения, включающая в себя и учет национальностей России. Неужели она снова выявит убыль коренного населения, в целях сохранения которого и создавался национальный субъект России – Республика Хакасия? Так что обещаем читателю проанализировать уже поступившие от наблюдателей мнения о преобразовании РХ в федеральную территорию без все более препятствующей ее развитию чиновничьей прослойки.
Станислав Угдыжеков
Читайте также:
Делегацию из Калмыкии не допустили к участию в сессии Верховного Совета
Депутаты Народного Хурала Калмыкии прибыли в Хакасию для обсуждения «вопроса Штыгашева»
Станислав Угдыжеков: «Оправдание геноцида неприемлемо. Владимир Штыгашев должен понести наказание»
Станислав Угдыжеков принёс извинения перед народом Калмыкии за высказывания Владимира Штыгашева
Полностью согласна с написанным, одних варяг понабрал Коновалов в правительство