ДомойОбществоСоветы психолога: как защитить ребенка от негативного интернет-контента

Советы психолога: как защитить ребенка от негативного интернет-контента

-

В Хакасии продолжается борьба с распространением и предупреждением коронавирусной инфекции. Из-за пандемии режим самоизоляции в регионе продлен до 1 мая. Многие жители республики по-прежнему работают дистанционно, больше времени проводят с детьми и проблемы, которые были скрытыми, вдруг оказались на поверхности. О том, как защитить ребенка от вредоносного контента в Интернете, рассказала Анна Мантикова – ученый, кинезиолог, практикующий психолог, получатель стипендии президента РФ, системный семейный терапевт со стажем профессиональной деятельности более 15 лет. Имеет опыт стажировок и клинической практики в Европе.

На этот раз Анна Владимировна акцентирует внимание родителей на такой проблеме, как кибербезопасность детей и подростков, которую ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Тем более, сейчас, когда из-за пандемии и самоизоляции, они проводят чуть ли не до полусуток в сети. Причем не только обучаясь, но и общаясь и развлекаясь. Ребёнок, физически находящийся под присмотром родителя, может находиться одновременно в контакте с сомнительными личностями или на «запретных» сайтах. Неограниченно потребляя контент низкого качества, вместо развития, он может начать деградировать, подражая ровесникам, в том числе и «блогерам-врунишкам», которые с бравадой вещают о своих «геройствах», а ребенок младшего и среднего подросткового возраста верит ему, как реальности.

«Я имею опыт работы с подобными случаями, когда ребенок выбирает блогера-кумира, и не только хочет покрасить волосы «как у него», но и, в первую очередь, копирует его манеры. Однако, как вы понимаете, кумиры могут быть разные… Чаще всего я работаю по нивелированию негативных последствий такого слепого копирования, и это нелегко.

Кто из родителей хоть раз не прибегал к самому лёгкому способу занять ребёнка, когда хочется передохнуть или заняться своими делами, как дать ему в руки гаджет? Однако, пребывание вашего чада в интернете без контроля взрослого может таить в себе различные риски, от финансового мошенничества, когда с вашего счёта будут списаны средства, до вовлечения его в противоправные действия с непосредственным участием. Можно пострадать не финансово, а получить моральный вред: переходя по разным ссылкам, ребёнок может попасть куда угодно.

Темой информационной безопасности детей в интернете активно интересуются власти после очередных волн жестокости и нападений несовершеннолетних на учеников или учителей в российских школах. К примеру, ещё несколько лет назад правительство Хакасии попросило экспертов донести проблему до представителей власти всех муниципальных образований, разработать памятки для родителей и учителей, выступить в СМИ и опубликовать ряд статей в местных газетах. Причем на обозначении проблемы дело не закончилось, и проект, направленный на повышение безопасности детей республики во всемирной паутине, был рассчитан на год, и привлечение внимания к проблеме – всего лишь инициирующий шаг. К слову, подобные проекты были запущены в каждом регионе РФ.

Миф или реальность

Самый значимо влияющий на общественное сознание россиян миф – о том, что этой проблемы не существует, а учителя и психологи вместе со СМИ запугивают детей и их родителей, тиражируя единичные случаи кибербуллинга, суицидов и насилия, зародившихся или реализованных в интернет-пространстве.

Естественно, в любом мифе может присутствовать доля правды. Я и мои коллеги, как из научного сообщества психологов, так и из практического, считаем, что не стоит «спонсировать проблему», придавая ей яркую огласку, которая временами похожа на пропаганду. Но и замалчивать и делать вид, что её не существует, не менее опасно. Чтобы соприкоснуться с реальностью, следует ответить на вопрос: почему дети и подростки в интернет-пространстве нуждаются в защите?

Во-первых, у них имеется ряд возрастных особенностей переработки информации, особенности мышления, о которых родители могут «забывать», воспринимая ребёнка как «маленькую версию взрослого», предоставляя ему возможности к самостоятельному поиску контента для проведения досуга.

Во-вторых, имеет место феномен«буквальности восприятия» детей, который может сохраняться вплоть до среднего подросткового возраста. Зачастую они воспринимают поток информации из Интернета и других СМИ не как дополненную реальность, не делая поправок на субъективность реципиента или вообще недостоверность этой информации. Такой контент воспринимается ими как действительный, 100%-но реальный.

В-третьих, как и любая проблема, кибербезопасность ребёнка отражается в семейном сценарии, а также нормах и правилах. Родители могут не придавать значения проявлениям кибербезопасности дома, и у детей формируется попустительская позиция через перенятие родительских шаблонов. Если в домашней среде и ближайшем окружении (сверстников) ребёнка «нет такой проблемы»: она игнорируется, замалчивается, – уроки кибербезопасности в школе он воспримет не более, чем обычные уроки. Поэтому здесь уместно сравнение кибербезопасности с гигиеной. Нам же не придёт в голову садиться ужинать, не помыв руки, так как это не просто ритуал. Он связан с нашей безопасностью буквально, ведь можно получить расстройство желудка, употребляя пищу, прошедшую через грязные руки. Но многие не боятся заразиться, в прямом и переносном смысле, выходя в Интернет, как с незащищённых антивирусными программами гаджетов, так и посещая сомнительные сайты. Например, если родители дома установили на стационарный компьютер или ноутбук антивирусную программу, но не сделали этого в своём смартфоне и телефоне ребёнка, с которых производится выход в сеть, – непоследовательность и попустительство налицо. Не стоит отдельно рассматривать и другие отрицательные примеры родительского поведения для детей: установку пиратского, взломанного софта на свои ПК.

Так, внутрисемейная система отношений к функциям гаджетов и их безопасности, – определяющий и в то же время сильно недооцененный родителями фактор кибербезопасности их детей. Как правило, он ещё подкрепляется мифом о том, что ребёнок посмотрит всё, к чему имеет интерес, и неважно откуда – запрети дома, так посмотрит в школе со смартфона друга.

Если большинство родителей включатся в тему безопасности ребёнка в интернет-пространстве, то и посмотреть опасное и запретное у друзей будет всё меньше возможностей. А это уже новая тема – формирование культуры кибербезопасности. Она заслуживает отдельного обсуждения, поэтому приведу её в тезисном виде.

Кибербезопасность и кибергигиена

1. Родительский пример. Защита не только гаджетов ребёнка от потенциальных угроз вредоносных программ, но и собственных средств выхода в Интернет. Использование лицензионного ПО.

2. «Основы кибергигиены». Объяснение ребёнку, где и при каких обстоятельствах можно сохранять автозаполнение учётных записей, а при каких обстоятельствах этого делать категорически нельзя. Разъяснение рисков использования «Free Wi-Fi» в различных общественных местах, и т.д.

3. Развенчивание у ребёнка мифа о конфиденциальности в интернет-среде. Если беседовать с подростком, то можно более подробно рассказать об IP-адресе как следах, по которым можно найти любого пользователя. Это поможет не только предотвратить возможность анонимного манипулирования ребёнком и его шантаж, но и совершение противоправных действий им самим в уверенности своей анонимности и безнаказанности.

4. Превентивные меры по недопущению развития у ребёнка интернет-аддикции. Необходимо учитывать его возрастные особенности и неспособность к самодисциплине, самоконтролю пребывания в «онлайн». Даже взрослые испытывают сложности в самоограничении пребывания в соцсетях и на досуговых порталах. Выход: ежедневное неукоснительное ограничение времени либо лимит трафика. Наличие еженедельного «выходного» от «онлайна». Обилие «оффлайн» взаимодействия и общения, как в семье, так и с ближайшим окружением.

Семейные увлечения – «один за всех и все за одного»

Содействие ребёнку по исследованию и выбору оффлайн-сообществ по интересам: спортивных секций, развивающих занятий кружковой формы и др.

Действия при подозрении на интернет-зависимость (игровую, от социальных сетей и др.):

1. Обеспечить ребёнку чувство безопасности внутри семьи – разговаривать в уместное время, спокойно, без какой-либо агрессии. Начать разговор о замеченных переменах в его поведении, настроении и самочувствии.

2. Не обвинять ребёнка, занять позицию союзника по выходу из проблемной ситуации.

3. Своевременность и отсутствие прокрастинации (постоянного откладывания важных дел, заданий, поручений, которое приводит к негативным последствиям): не затягивать время обращения к специалистам. К примеру, в Республике Хакасия действует несколько горячих линий психологической помощи взрослым и детям. Все службы работают по принципам: бесплатно, анонимно, круглосуточно. Варианты обращения: родителям – как начать разговор с ребёнком при подозрении на аддикцию, включенность в сомнительные группы в социальных сетях и т.п.; детям – как выйти из сообщества в соцсети, вести себя в случае шантажа и рассказать родителям.

Телефон горячей линии

Горячие линии в РХ: Республиканский круглосуточный телефон психологической помощи для детей, подростков и взрослых (8-800-250-44-25). Причем, клинические психологи горячей линии работают с любой заявленной проблемой: Республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон» по РХ (8-800-200-3902) и детский федеральный телефон доверия (8-800-200-0122).

Звонок на горячую линию может быть стартовым, первым шагом родителя или ребёнка в решении проблемы. Консультант горячей линии может помочь абоненту разработать стратегию решения той или иной ситуации, проинформировать абонента об имеющихся в регионе ресурсах по решению проблемы, сообщить контактные данные центров помощи и специалистов.

Армия экспертов и родители, или Союзники, которые всегда на страже!

Первый инициирующий шаг в формировании культуры кибербезопасности – принятие взрослым личной ответственности за контент, который находится в потенциальном свободном доступе ребёнка. Это формирование активной позиции в противовес попустительству или игнорированию проблем. Имея гражданскую позицию, хорошо бы её и проявлять. Например, если родители заметили на сайтах или странице ребёнка в социальной сети репосты подозрительной информации, – защитить не только свое чадо, но и других детей от контента, причиняющего вред здоровью или их развитию можно, сообщив сведения в Роскомнадзор РФ. Для этого достаточно подать обращение через официальный сайт и отправить ссылку на подозрительный контент. Ни одно сообщение не останется нерассмотренным, – по всей России имеется ряд действующих экспертов, которые, по заданию Роскомнадзора, оценивают информацию любого СМИ на предмет безопасности для несовершеннолетних. Я, как представитель «армии экспертов Роскомнадзора», периодически получаю подобные материалы. Чтобы такая экспертиза состоялась и ресурс заблокировали, необходима инициатива родителей.

Своевременная профилактика: находиться в контакте с ребёнком, проявляя искренний интерес к его повседневным заботам и событиям, разговаривать с ним ежедневно. Не пускать на самотёк его пребывание в интернет-пространстве, не перекладывать на него непосильную задачу и свою родительскую ответственность.

Содействуйте развитию критического мышления, как залогу психологического иммунитета ребенка в целом и его умению отсеивать информацию в Интернете в частности.

Активно и непрерывно развивайте критическое мышление у ребёнка, это всегда поможет ему отфильтровать информацию и принять решение, когда вас нет рядом. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребёнком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения к любому контенту или ситуации. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы, а также способность интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребёнок всегда сможет аргументированно доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и мнение собеседника, значит, сможет объяснить, почему с ним согласен или нет. Критическое мышление на высоком уровне – мощный иммунитет вашего чада к нарушению его психологической безопасности в интернет-пространстве. Ребёнка с высоким развитым критическим мышлением непросто вовлечь в сомнительное сообщество, шантажировать и манипулировать им».

Материал подготовила Ирина Гусева

Пульс Хакасии в telegram

1 КОММЕНТАРИЙ

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Ольга
3 лет назад

очень интересно и полезно, спасибо

1
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x