Должен ли регион развиваться? Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в ответе на этот вопрос. Да, должен. По крайней мере жители региона завтра хотят жить лучше, чем сегодня, а для этого нужно развиваться. Что требуется региону для развития? В первую очередь — понимание того, что необходимо делать, в каком направлении идти. Стратегия. А есть ли стратегия развития у Хакасии?
Странный, казалось бы, вопрос. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и региональным законом «О стратегическом планировании в Республике Хакасия» стратегия у Хакасии есть. По крайней мере она есть на бумаге и на сайте правительства РХ. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года утверждена в 2020 году и скорректирована в 2022-м.
«Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим долгосрочные приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Республики Хакасия, а также те ожидаемые результаты, которые необходимо достичь к 2030 году», — говорится на первой странице приложения к закону, которое, собственно, и должно описывать эту самую стратегию.
В целом документ можно охарактеризовать фразой «мы за всё хорошее и против всего плохого». Объявлены приоритеты: «развитие сети автомобильных дорог», «развитие животноводства», «эффективное государственное управление» и т.д. Указано, что в Хакасии много разных ископаемых, их можно добывать и продавать, — это хорошо. Только вот есть проблемы с вывозом — это плохо (в качестве примера приводится 2017 год, когда добытый уголь не смогли вывезти и недополучили много налогов; в свете этого удивление нынешнего созыва Верховного Совета выглядит более чем странным). Санкции — плохо, зависимость от мировой конъюнктуры — плохо, демографический спад — плохо. Но потенциал во всём высокий — это хорошо.
Но вот как этот потенциал развивать и использовать — почему-то не очень понятно. Перечислены механизмы и институты, которые должны помочь в реализации, вроде всяких фондов (где триллионы, обещанные Фондом развития промышленности Хакасии?), инвестпроектов (давно вы слышали об успехах Хакасии в КИП «Енисейская Сибирь»?) и территорий опережающего развития (Абаза назначена «территорией опережающего социально-экономического развития» в 2017 году, но кого и в чём она с тех пор опередила?).
А сейчас, между прочим, мы уже должны подходить к концу второго этапа реализации, рассчитанного на 2022-2024 годы. «В рамках второго этапа будет происходить адаптация к внешним условиям функционирования экономики и переход к постепенному восстановительному росту», — говорится в документе.
И уже совсем скоро, в 2025 году, должен начаться третий этап, который «предусматривает переход к новому типу развития экономики».
И хотя этой «Стратегии», раскинувшейся на 246 вордовских страниц, больше подошло бы название «Историческая справка и декларация о намерениях», в ней есть довольно подробный перечень направлений, в которых надо работать. А на вопрос «как именно работать», наверное, должны отвечать ответственные лица (такая вот тавтология).
В соответствии с Законом Республики Хакасия «О стратегическом планировании в Республике Хакасия», контролировать исполнение законов в сфере стратегического планирования должен Верховный Совет.
Выполняет ли Верховный Совет Хакасии эту функцию? В 2022 году, когда республиканским парламентом ещё руководил Владимир Штыгашев, депутаты внесли коррективы в Стратегию, что отразилось в соответствующем законе. То есть можно сказать, что до 2022 года какая-то работа в этом направлении шла.
В 2023-м году депутат Госдумы Сергей Сокол, возжелавший стать главой Хакасии, вероятно, решил, что у него должна быть собственная стратегия развития республики. О ней много говорилось, мол, всем она нравится, и местным муниципалитетам, и федеральному правительству, но…
Документ, представленный Соколом, состоит из 125 красиво оформленных страниц с картинками. Можете скачать, поизучать. Называется он «Аналитика текущей ситуации и стратегия развития Хакасии 2035». Примерно такая же «историческая справка и декларация о намерениях», что и у правительства Хакасии, только в два раза короче. И почему-то до 2035 года, тогда как официально принятый, действующий в республике закон — стратегия развития до 2030 года. Что интересно, число 2035 встречается в документе Сокола ровно один раз — в названии. Годов с 2031 по 2034 нет, один раз упоминается 2030-й, два раза 2029-й, в 2028-м ничего стоящего упоминания, видимо, не нашлось, зато целых десять раз встречается 2027-й.
Впрочем, никакой юридической силы эта красочная презентация не имела, так что и не стоило ждать от нее четких сроков, планов, перечней ответственных лиц и всего того, что представляет человек, когда слышит гордое «стратегия развития».
Между прочим, как сообщала пресс-служба «Единой России», «над стратегией развития Хакасии депутат Госдумы работал вместе с жителями региона и экспертным сообществом с весны этого года» (то есть с весны 2023 года до августа того же года, когда эта «стратегия» была представлена).
И вот после августа наступил сентябрь, Сергей Михайлович, который, напомним, был федеральным депутатом, постарался, поднапрягся и… стал депутатом региональным. Причем регион, после того как Сокол возглавил местный парламент, вошел в десятку отстающих (не утверждаем, что это исключительно его «заслуга», но факты остаются фактами: в 2023-м Сокол стал председателем ВС РХ, а в 2024-м Хакасию включили в список отстающих регионов).
«У нас есть всё, чтобы добиться результата: силы, знания и поддержка федерального центра», — говорил Сокол в августе 2023-го, презентуя свою «стратегию». Кстати, тогда же, в августе, пиарщики Сокола и «Единой России» громко заявляли, что Правительство РФ поддержало стратегию развития, которую разработал тогда еще депутат Госдумы.
Прошло почти семь месяцев, и 11 апреля 2024 года пресс-служба Верховного Совета написала: «В проекте Стратегии развития республики, обсуждаемой сейчас в рабочих группах…» Как так? Всего лишь проект, который обсуждается в рабочих группах? А что же тогда «одобрило» Соколу Правительство РФ? Неужто Сокол пришел, сказал: «Давайте развивать Хакасию», ему ответили: «Развивайте», и появились громкие заявления об «одобрении»?
Если внимательно посмотреть, чем соколовские единороссы хвалились, всё становится на свои места: зампред Правительства РФ Виктория Абрамченко, ознакомившись с чем-то, что представил ей Сокол, сказала буквально следующее: «Сегодняшняя задача — обсудить подходы к формированию данного документа, договориться о приоритетных направлениях, которые будут реализовываться в ближайшую трехлетку и договориться о системных вопросах – решениях, которые нужны республике для того, чтобы занять лидирующее позиции в рейтинге социально-экономического развития в Сибирском Федеральном округе».
Из этой цитаты следует, что в августе 2023-го у Сокола не было никакой четкой стратегии. Дело даже не дошло до ее формирования. Надо было обсуждать лишь подходы к ее формированию и выяснять, что вообще нужно.
Кстати, после встречи с той же самой Викторией Абрамченко, но уже в марте 2024 года, Верховный Совет сообщил: «Хакасия до конца апреля должна подготовить план по развитию». Стратегия? Давайте хотя бы план.
Но всё же почему Сокол игнорирует существующую, принятую Стратегию развития Хакасии до 2030 года? Может, потому что её разрабатывали и принимали не Сокол и его команда, а те, кто и должен был — республиканское правительство и депутаты? И ладно если бы у Сокола были какие-то прорывные предложения, но ведь и там, и там декларации в духе — «чтобы было развитие, надо развивать».
Понятно, что ситуация в стране и мире быстро меняется, и то, на что рассчитывали в 2020-м, в 2024-м требует корректировок. Но депутаты, например, в 2022-м, после разгула коронавируса, внесли изменения в существующую стратегию, а не начали создавать новую, в которой говорится то же самое, только чуть иначе.
И вообще, была ли у «стратегии Сокола» какая-то цель, кроме предвыборного пиара? Так выборы прошли, главой Хакасии Сергей Михайлович стать не смог, из Госдумы ушел, не собирается же он снова туда баллотироваться в сентябре 2024-го. Зачем теперь пиариться? Может, пора уже действительно объединиться с исполнительной властью и по-настоящему начать что-нибудь развивать?
Вячеслав Крюков
Стратегии есть, а результатов нет. Так может, бумагам верить больше не стоит?
Как-то про коммунистов уже много сказали и все там понятно, но вот за Едроссов с залетным – реальное разочарование. Хоть бы на дюйм сделали, что обещали. Слава Богу, что губернатором пролетел. Кстати, а как здоровье, Сергей Михайлович. Как то же на всю республику говорил, что нет сил работать, зачем тогда здесь воду до сих пор баламутить?
Когда уже поймут, что красивые слова в стратегиях не заменят реальные дела?
Устав от “стратегий” и “исторических справок” — потребности региона реальные, а не бумажная писанина, нужны вообще все эти джокументы? Может просто лучше хоть помаленьку работать
Сколько еще будут вешать нам лапшу о “стратегическом планировании”?
Стратегия до 2030 и теперь до 2035? Работать бы так же на опережение…
Вместо одной декларации придумали еще одну. Прогресс, не иначе!