Глава Усть-Абаканского района Елена Егорова неоднократно говорила о необходимости изменений в отношении республиканской власти к муниципальным образованиям. Для чего это нужно и что происходит сейчас, Елена Егорова рассказала в беседе с политиком Александром Мяхаром.
– Елена Владимировна, на протяжении уже продолжительного периода времени в ваших комментариях, выступлениях, высказываниях прослеживается одна достаточно интересная позиция о том, что на уровне руководства субъекта, на уровне исполнительной власти должны быть какие-то органы либо отдел, который бы работал напрямую с муниципальными образованиями по различным видам деятельности. Вы об этом говорили по вопросам бюджетирования, когда верстается бюджет и распределяются субсидии с дотациями. Последний раз я от вас это услышал на стратегической сессии, которая проходила с энергетиками в Черемушках, когда вы сказали, что нужно видеть общий комплексный план развития не только отдельно взятого муниципального образования, но и смежных территорий. Можно ли действительно объединить эти высказывания в то, что у вас есть достаточно четкое понимание и идея, может быть, пожелания в будущем правительству Хакасии – уделить внимание работе с муниципальными образованиями в создании профильного отдела, который будет с ними работать. Если это так, то какой это должен быть орган? Отдел в структуре управления внутренней политики? В Аппарате правительства республики? Как вы это видите?
– Полностью согласна, что отдельная структура нужна. Не берусь размещать ее в какой-либо сегмент. Формат организации и работы, вероятно, определит будущий губернатор. Но то, что такое связующее звено необходимо, по-моему, очевидно всем муниципалам.
Существует очень много тонкостей, направлений, требующих детальной проработки и индивидуального обсуждения с каждым муниципалитетом, особенно в вопросах бюджетирования. Я считаю, что в это нужно вникать, реально оценивать, в какую из программ того или иного уровня может войти регион, районы, поселения.
Где-то просто добавить, как очень любит говорить правительство, нецелевую помощь. Причем это очень важно. Меня всегда удивляет, когда на региональном уровне подчеркивают, какой объем нецелевой помощи оказан району.
Напомню, а может быть, для некоторых ликвидирую пробел в знаниях: нецелевая помощь является как раз региональными полномочиями в рамках бюджетного кодекса на выравнивание бюджетов и поселений, и районов, потому что мы все – дотационные муниципалитеты.
Нецелевая помощь – это норма закона, обязательство субъекта, если хотите, а не премия особо отличившимся! Это субвенции на осуществление отдельных полномочий, это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на сбалансированность, которые предоставляются при недостатке собственных доходов бюджетов поселений. Это и дотации на компенсацию каких-то определенных расходов. Например, на оплату труда поваров. В 2022 году средства на эти цели поступали иными дотациями во все районы, а в 2023 году правительство РХ, видимо, решило, что, например, наш район сам справится, и урезало выделяемую дотацию без объяснения причин.
Остается только догадываться, какими принципами руководствуется правительство при выделении нецелевой помощи, особенно когда видишь, что тем поселениям, кому реально не хватает на коммуналку или зарплату, в дотации отказывают, зато наиболее самодостаточным территориям такие дотации льются, как из рога изобилия, вот и получается, что в одном и том же районе кто-то золотыми ложками ест, а кто-то – алюминиевыми. Распределение и подход к потребностям муниципалитетов – совершенно неясен и непрозрачен.
Поэтому так важно, чтобы каждое поселение, каждый район просматривали в разрезе всей республики. Иначе на практике мы так и будем сталкиваться с ситуациями, которые вытекают из непоследовательности и недальновидности действий и поступков. Пример – история с заплатами педагогов, которой не было бы, если бы было предусмотрено увеличение МРОТ.
Хочется работать в корректных условиях. Хочется, чтобы министерства, занимаясь одной программой, были в курсе действий друг друга, понимали, кто, за что отвечает и кто, что делает, а пока, по той же программе КРСТ, в связке работать не получается, у каждого ведомства свои критерии, условия, выходит полная несогласованность действий, бесконечное хождение по кабинетам. Это неправильно.
Правительству Хакасии, на мой взгляд, нужно планомерно работать с каждой территорией, понимать, кто каким бюджетом обладает и в каких мероприятиях остро нуждается. Необходимо определить, какую деятельность организовать для развития и жизни конкретных районов и поселений, для выполнения полномочий и для стратегического планирования, для реальной оценки возможностей муниципалитета и оказания, в случае необходимости, республиканской помощи, в том числе и для вхождения в программы. И уже на основе этого формировать бюджет каждого муниципалитета, исходя из конкретных условий.
– Я правильно понимаю, что есть множество эффективных федеральных программ, благодаря которым строятся дороги, обустраиваются детские площадки. Но весь комплекс этих программ, по логике, в первую очередь видит и планирует правительство, и оно должно с ними работать. А уже во вторую – муниципальное образование! То есть, при выделении в отдельную структуру связующего органа, именно он может реально оценивать существующую картину и помогать распределять и осваивать программы.
К примеру, есть какая-то программа, давайте её – в Усть-Абаканский район, мы вам поможем вступить, но за счет этого бюджет в части нецелевых поступлений сделаем чуть меньше, а Ширинский район не может вступить по каким-либо критериям, но ему нужен тот же ремонт дорог, и на этот пункт увеличится бюджетная республиканская помощь. Это будет уже справедливая, честная история, которая как раз и будет балансироваться поступлением федеральных средств, возможностями региона и запросам муниципальных образований.
– Абсолютно, верно. Приведу простой пример. Почти в каждом муниципалитете есть необходимость решать вопросы благоустройства. На них собственных средств у поселений, как правило, не хватает. И вот тут каждое поселение начинает думать, каким путем оно может пойти, чтобы привлечь дополнительные средства и решить острые вопросы.
Самые известные механизмы – программа «Комфортная городская среда» и программа «Комплексное развитие сельских территорий». В каждой из них есть свои критерии и условия. Исходя из этого поселение решает, через какую программу оно могло бы поучаствовать в преображении своей территории. И вот тут начинается парадокс. Из всех территорий нашего района под критерии «Комфортной городской среды» для строительства тех же детских площадок подходят только Усть-Абакан и Расцвет. Резонный вопрос: что делать остальным? А вот остальные как раз могли бы воспользоваться пятым приложением программы КРСТ, где есть много программных мероприятий по созданию спортивных и детских площадок, по созданию уютных условий для жизни и отдыха. Поселения бы и рады включиться. Но есть одно маленькое «но», наша республика по данному приложению работает только по направлению обустройства площадок ТКО. Почему – не понимают даже на федеральном уровне. Выходит, один из реальных каналов поддержки поселений, способный решить их потребности в благоустройстве, перекрыт, этим просто никто не занимается, не анализирует и не ищет подходов.
Для разнообразия стоит проводить глубокий анализ потребности поселений и тех вариантов, которые помогут эти вопросы решить, и при выборе этих инструментов также необходимо понимать, кому какую помощь нужно оказать, чтобы поселение попало в программу, смогло пройти отбор или подготовить ПСД.
Хватит самоустраняться от жизни и проблем территорий, районов, нам хочется быть одним организмом, чувствовать единство, понимание, отклик и поддержку, а не вариться каждый в своей теме.
– Ясно, что вы видите свой положительный пример и понимаете, что на уровне республики можно сделать то же самое. Это один алгоритм решения вопроса, который может значительно улучшить инфраструктуру и вообще жизнь жителей Хакасии. Второй вопрос: мы часто говорим про то, что одно поселение заявилось, а другое не заявилось, у одного поселения есть проблемы, а у другого нет проблем. На ваш взгляд, то, что задумывалось в законе о публичной власти, скажем так, укрупнение вертикали и создание муниципальных округов, то есть упразднение поселенческого уровня управления, правильным было бы конкретно применительно к нашей республике в ближайшей перспективе или мы к этому еще не готовы?
– Во многих субъектах РФ такая схема уже работает. У нас в регионе все намного сложнее, но я лично вижу, что потребность в этом уже назрела, причем запрос идет от самих жителей.
Регулярно встречаюсь с людьми на приемах граждан, и жители все чаще идут в район с теми проблемами, которые не решаются на поселенческом уровне, которые являются полномочиями местной администрации, но почему-то остаются без ответа. А ведь людям не интересно, кто за что отвечает, им важно, чтобы власть решала вопросы, выполняла свою работу.
Им не интересно, что на основании 131 ФЗ глава района не может диктовать условия работы главам на местах. И отсюда, к слову, вытекает множество самых разных последствий.
Кто-то, более компромиссный, дальновидный, конструктивный из глав приходит и советуется, обсуждает, просит содействия, поддержки и от района всегда ее получает. А кто-то – сам себе оркестр. Снова приведу пример нашей реальности. Расцветовский сельсовет, которому район помог войти в программу «Комфортная городская среда», решил, что на этом роль и участие района заканчиваются. А дальше в результате вседозволенности и чрезмерной самостоятельности руководства поселения жители Тепличного лишились памятника воинам Великой Отечественной войны. Потому что с районом никто не советовался, в известность о планах и намеченных действиях никого не ставил, на бумаге было одно, на деле – другое! Вот он пример несогласованности, бесконтрольности и самоуправства. А в итоге пострадали люди, которые до сих пор не могут понять и принять, за что по главному месту их исторической семейной памяти проехались бульдозером! Считаю, что так не должно быть, особенно в вопросах, которые напрямую затрагивают интересы наших жителей!
– Можно ли сделать вывод из нашего пусть короткого, но достаточно емкого разговора, что залог процветания, успеха – это все делать сообща и к развитию республики двигаться единым фронтом?
– Абсолютно верно сказано. В самую точку!
Читайте также
- Елена Егорова о финансовой ситуации в Хакасии: «Я считаю, что это просто бардак»
- Елена Егорова: «В бюджетной формуле распределения дотаций по районам есть политическая переменная»
- Елена Егорова о встрече с директором департамента Минсельхоза РФ: совместная работа даёт положительный результат
- Елена Егорова опережает время: о заседании Совета развития Усть-Абаканского района