В республике одним из ключевых вопросов на сегодняшний день является формирование бюджета на 2023 год. Глава Усть-Абаканского района Елена Егорова поделилась мнением по этому поводу, в том числе рассказала о целесообразности распределения дотаций по муниципалитетам региона.

– Елена Владимировна, что вы можете сказать о бюджете Хакасии на 2023 год? Много чего не договаривают, в том числе насколько муниципальные образования удовлетворены распределением денежных средств? Как обстоят дела по вашему району?

– Формирование бюджета следующего года – один из ключевых вопросов на сегодняшний день. Прошли предварительные публичные слушания и первое чтение бюджета. Все ожидали, в частности Усть-Абаканский район, что поправки будут внесены уже в первом чтении, по крайней мере скорректированы, в том числе увеличением дотаций в бюджет районов и городов региона. Но картина немного иная, дотации не распределены и не расписаны. Иначе говоря, они вроде бы и есть, но как мы будем планировать свой бюджет – остается большим вопросом. Во-первых, уровень бюджетной обеспеченности должен составлять единицу по выравниванию, но естественно нам никто до этих показателей его не доведет. Нужны миллиарды на все города и районы. В 2022 году этот показатель в нашем районе составил – 0,8. На следующий год в бюджете республики запланировано – 0,6. На бюджетном комитете мы проговаривали эти нюансы, и многие районы пытались понять методику, как все-таки дотации рассчитываются по городам и районам. Речь идет об уровне бюджетной обеспеченности. В итоге мы так и не поняли, каким образом это делается, но я считаю, что очень важно при формировании республиканского бюджета видеть, как они примерно окрашены для каждого муниципалитета.

– Нет четкой формулы, согласно которой, рассчитываются, условно говоря, KPI, собираемость налогов, количество жителей?

– Формула есть, и количество жителей учитывается, в том числе и расходы на одного человека, доходная часть и другие параметры. Но все равно не понятно, как выводится итого. По крайней мере, что именно закладывается в саму формулу расчетов, непонятно.

– Может, наше правительство в этом отношении уникальное и в эту формулу включили некую политическую переменную, благодаря которой можно каким-то образом влиять на районы? К примеру, в преддверии выборов получить себе по большей части лояльные муниципальные образования?

– Я не удивлюсь, что это именно так. Поскольку в качестве яркого примера, в дотации попадает негативка. Речь идет о ФЗ №7, где негативка – это плата промышленных предприятий за вред, причинённый природе. В этом году на эти цели было выделено 26 млн рублей. До конца календарного года Усть-Абаканскому району требовалось 3 млн рублей, но нам их так и не дали. Получается, что с 1 сентября эти средства были окрашены под доходы на школы, социальную сферу, а в итоге мы начали смотреть, от чего отнять и как дожить этот год.

– А схема какая? Предприятия платят в республиканский бюджет или в район?

– В район, и на последнем чтении бюджета около 6 млн рублей – 50% шло городам именно на «негативку». Плюсом окрашены и налоги, которые почему-то добавили. Честно говоря, я так до конца и не разобралась в этом, но за «негативку» средства шли в район.

– Теперь что с ними будет?

– Уже с 1 сентября этого года они будут окрашены в бюджете как природоохранные мероприятия.

– Правильно я понимаю, что раньше вы могли эти средства использовать по своему усмотрению, условно говоря, не на восстановление природных ресурсов. Они не были окрашены и поступали в бюджет по желанию. А теперь у вас четко регламентированные нормы, куда именно эти средства можно израсходовать?

– Да, верно. Есть план, который утверждается даже на федеральном уровне. Так, со следующего года все это, а по нашему району речь идет о 10 млн рублей, мы должны направить на выполнение именно мероприятий, связанных с природоохраной, в частности – несанкционированными свалками.

– Получается, что с одной стороны это может быть и хорошо, так как средства идут по назначению, а с другой, насколько я понимаю, у вас просто выпадают другие сферы, на которые были запланированы эти средства?

– Да, именно так. Самое интересное, что в ноябре, согласно №93-ЗРХ о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия, было учтено, что компенсация муниципальным образованиям на расходы из местного бюджета на реализацию природоохранных мероприятий будет внесена в республиканский бюджет, но с небольшой ремаркой. Если раньше дотации предоставлялись, то сейчас их может и не быть. Как, к примеру, у нас получилось на сегодняшний день до конца календарного года. И поэтому закроются у нас эти 10 млн рублей на компенсации из бюджета республики или нет, мы не знаем.

– То есть появляется та самая политическая переменная, когда четко эти нормы не прописаны. И все будет зависеть, условно говоря, от настроения кого-то из минфина или высшего должностного лица? Субъективное восприятие…

– Вы правильно говорите. Но все же вернусь к закону №93-ЗРХ, где есть некая маленькая формулировка, что на основании отдельных полномочий главы региона по оказанию дополнительной финансовой помощи местным бюджетам, в том числе на поощрение муниципальных образований, могут предоставлять дотации. Поэтому эта самая лазейка, скорее всего, начала действовать и сейчас.

– Что с этим делать? Как вы видите ситуацию? Можно сделать этот процесс более открытым и справедливым? Ведь есть сведения, что на минувшей сессии Верховного Совета чуть ли не микрофоны отключали для того, чтобы бюджет обсуждался как можно меньше.

– На самом деле по поводу отключения микрофонов что-то такое и было. Я эту ситуацию вижу следующим образом. На последней сессии добавили дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местным бюджетом плюсом 100 млн рублей. И поправка эта от депутатов прошла, но она не распределена. К примеру, сейчас мы формируем свой бюджет, где должны заложить, во-первых, субсидии, которые выделяются из республиканского бюджета софинансированием, в том числе на программные мероприятия. Кстати, по этому поводу тоже очень интересный момент… У нас по району на софинансирование отводится 2%, у кого-то и 1%. Буквально на днях мы получили от минтруда письмо, где они планируют выделить нам субсидии на следующий год на ремонт загородных лагерей, но для этого нужно предусмотреть в своем бюджете не менее 5%. Я была крайне этому удивлена. Мы, конечно, можем это сделать, но если бюджет будет сбалансированным (дотационным), тогда уже у себя в районах можно смотреть, что и как. Но, к сожалению, единого подхода в этом направлении нет. Также я считаю, что вся дотация, которая идет на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в районы, должна быть четко расписана.

Второй момент выпадает на негативку. Ведь она тоже попадает под иные дотации, то есть мы на нее рассчитываем, но не закладываем другие мероприятия. У меня, к примеру, по Усть-Абаканскому району, на образовательные учреждения было заложено 90 млн рублей. В основном это ремонт, из которых 70 млн – районный бюджет, а оставшиеся средства – республиканский. На следующий год эти параметры сократятся как минимум вдвое. С учетом доходной части, которой нам недостаточно, и тех дотаций, которые непонятно куда пойдут. Я считаю, что они должны быть все расписаны, проговорены с каждым районом, чтобы было четкое и плановое ведение хозяйства.

– Думаю, что одного желания здесь будет недостаточно. Тогда еще такой вопрос с «перчинкой». Для того, чтобы дотации были распределены и прозрачны для районов, сами главы муниципалитетов готовы бороться, защищать свои интересы и поднимать этот вопрос или большинство спрятались в домик?

– Может вы и правы. Я готова отстаивать интересы своего района. Кто-то может быть решает это в ином формате, через кабинеты. Хотя и мы это делаем. Сегодня, к примеру, решали вопрос по увеличению из республиканского бюджета субсидии на завершение строительства спорткомплекса. Речь идет о 63 млн рублей. Для меня сейчас это ключевая задача по субсидиям. Мы же тоже должны закладывать свое софинансирование. С учетом этого инфраструктурного объекта заложено даже больше, чем 2%. В этом году это уже 14 млн рублей. И нам предложили с районного бюджета на эти цели запланировать еще 15 млн рублей, то есть логики совершено никакой нет. Район участвует в программах, доходная часть увеличивается, но есть еще и расходная. Мы и так закрываем большую часть бюджета средствами района.

К примеру, на ремонты и содержание образовательных учреждений, в том числе и Домов культуры, которые находятся на балансе района. Эти все моменты на сегодняшний день не скорректированы. Поэтому я считаю, что при формировании бюджета используется совершенно неправильный подход. Надо защищать интересы своего района и свой бюджет. К примеру, перед минфином, как это было раньше. Просматривать каждую территорию, у кого какая доходная часть, кто в каких программах участвует, кому требуется дополнительное финансирование и т. д. К примеру, если Аскизский и Алтайский районы участвуют в федеральных программах, то именно им и нужно дополнительно выделить средства сейчас, а другие муниципалитеты могут подождать и, к примеру, получить на следующий год. Такие решения нужно принимать совместно.

А сейчас получается так, что средства будут выделяться на районы по поручению главы, что на сегодняшний день мы и видим. В итоге мы не знаем, какие дотации мы получим. Приведу еще один небольшой пример. Еще три года назад на уровне республики было принято решение по передаче полномочий по поварам на район (в детских садах и школах). На это нам выделялась дотация. Сейчас нам говорят: нет, изыскивайте средства сами. Но откуда? И никто нас не спрашивает, где нам брать эти средства. Инфляция растет, идет индексация заработной платы по указанию президента и т.д.

Поэтому повторю, что нужно защищать бюджет и смотреть на первоочередность именно в этом году. Нам говорят: давайте подождем полгода, а там посмотрим, может, и добавим средства. А если нет? Ведь есть ситуации, когда мы отторговываемся уже в первом полугодии, а получается, что латать дыры нужно уже после первого полугодия 2023 года. Так мы не сможем участвовать и в программах, да и проектирование также ложится на район, даже в поселениях.

В формировании бюджета все выборочно, нет единого подхода!

Добавим от редакции. Проблема формирования бюджета очень специфичная, и нюансы его распределения зачастую власть хочет умолчать. При этом всегда есть соблазн пойти не по пути справедливости и помощи районам, а по пути укрепления собственных позиций превосходства в диалоге между правительство республики и муниципальными образованиями. Между тем приведем выдержку из заключения Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на проект закона «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»:

«Сокращение объемов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований республики несет в себе риски несбалансированности местных бюджетов в связи с ежегодно складывающейся нехваткой собственных доходных источников на финансирование расходных обязательств муниципалитетов и как следствие образование просроченной кредиторской задолженности, неисполнение социальных обязательств, а также недостижение национальных целей».

Время у кабмина республики и депутатов Верховного Совета ещё есть, чтобы прислушаться к чаяниям районов и городов, что и есть сама сущность республики, и заботиться в первую очередь о них. Пока муниципальные образования не видят четкой формулы распределения дотаций, о себе любимых текущая власть не забывает. Так, для лица, пока ещё занимающего пост главы республики, на 2023 предусмотрено заложено повышение должностного оклада на 7% (из них 4% с 1 января и на 3% с 01 июня 2023 года).

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Шутник
1 год назад

Да уж. Обещаний надавал народу в сёлах надо выполнять… Освещение, дороги делать, клубы, отремонтировать. А из-за недополученных денег районами пострадает социалка сады, школы, больницы. Это как? Так можно что ли? А может всем главам районов обратиться в прокуратуру или к президенту. Ну раз тут такой расклад. Ну должна же быть какая то справедливость в конце то концов.