Проблема нетерпимости облеченных властью персон к критике далеко не нова и, вероятно, исчисляется веками, но должен же быть какой-то смысл, к примеру, в изменении Конституции государства, по крайней мере применительно к взаимоотношениям с теми, кто громче всех обосновывал так называемое движение общества к демократии и усилению социальных прав его граждан, – представителями партии власти «Единая Россия». По факту некоторые из таких представителей, вероятно, понимают власть не как ответственность за результат, а как силу и право на демонстрацию этой силы.
Для нашей редакции никогда не было преград в том, какой именно персоне выдавать долю критики и с какой стороны освещать общественные процессы. Статья 1. Закона о СМИ декларирует свободу массовой информации, но понятно, что это нравится далеко не всем. В нашей республике со свободой слова уже связан ряд скандалов. Так, коммунисты уже делили СМИ республики на «свои» и «вражеские», а потом и вовсе объявили ряд представителей журналистики экстремистами.
Как оказалось, нетерпимость к критике вовсе не зависит от партийной принадлежности. Возможно, что дело в неком чинововирусе, потому как задел коммунистов подхватил уже высокопоставленный единоросс, да ещё как подхватил!
Для кого как завершился локдаун и началась новая рабочая неделя, а для редакции «Пульса Хакасии» понедельник ознаменовался сразу двумя вызовами на опрос в рамках рассмотрения обращений по возбуждению уголовных дел.
Начнём с давней истории, в которой фигурирует высокопоставленный чиновник единоросс и сразу несколько силовых структур. Василий Шулбаев, представитель фракции «Единой России» в Верховном Совете Хакасии, председатель одного из ключевых комитетов законодательной власти, а именно по экономической политике и промышленности, по всей видимости, никак не может отпустить свое прошлое, связанное с Таштыпским районом и уже более полутора лет пытается приструнить СМИ «Пульс Хакасии» за одну статью. Письмо в редакцию: боль жителей Таштыпского района. Именно как письмо в редакцию, которое до сих пор хранится в электронной почте, и была опубликована статья, как один из взглядов на проблему, как маркер того, к чему чиновникам следует прислушаться, как предоставление площадки СМИ для общества.
Не беремся назвать точное число, но в рамках того дела, которое инициировал Василий Шулбаев, уже, наверно, под тысячу страниц и это ещё далеко не конец. Может, потому в экономике Хакасии далеко не лучшие дни, что Василий Иванович отвлекается от своих прямых профессиональных обязанностей? Может, конечно, это и не так, но упорство, подчас маниакальное, может навести на такие мысли.
Судите сами: после того как в марте 2020 года вышел материал «Письмо в редакцию…», в течение месяца в «Пульс Хакасии» приехали одна за другой полицейские машины за объяснениями по заявлению, которое и прочитать-то не давали. Дальше стало ещё интереснее: из полиции дело перешло в Следственный комитет, и не просто в СК, а в отдел по особо важным делам! (Читайте: Чиновник-единоросс из парламента Хакасии хочет наказать журналиста по уголовной статье). Вот как, именно по особо важным делам, а никак иначе.
В республике, видимо, это действительно дело особой важности – пускать в оборот силовую машину только потому, что кому-то не понравилось то, что про него написали. Кто-то может сказать, что здесь усматривается взаимосвязь с прошлой карьерой Шулбаева в правоохранительных органах, но мы не беремся этого утверждать, хотя каждый читатель имеет право на любые оценочные суждения. Более того, мы констатируем, что Следственный комитет на том этапе проявил высокую компетентность и выдержал свою репутационную марку – насколько нам известно, в возбуждении уголовного дела было отказано. Но мы же живем в стране возможностей, в России если сильно чего-то хочешь, то добиться этого вполне возможно. Чего стоит только факт того, что экс-единоросс Сергей Зайцев по-прежнему продолжает управлять Ширинским районом вопреки тому, что прокуратура выходила с требованием его отставки. То ли уж так требует прокуратура, то ли ещё какие волшебные силы помогают, но факт остается фактом: где-то дело по отставке Зайцева затерялось в судах.
Кстати, в нашем дальнейшем акте увлекательной пьесы несогласия чиновника с точкой зрения, на которую имеет право каждый гражданин, а СМИ должно представлять именно спектр разных взглядов, вступает на арену прокуратура и сразу дуплетом. По первому заявлению СК отказывает в возбуждении уголовного дела, а прокуратура с этим не соглашается и возвращает вновь в оборот колесо надзора и правосудия в обеспечении желания чиновника Василия Шулбаева кого-нибудь привлечь к уголовной ответственности (пока конкретных подозреваемых нет и в деле многочисленные свидетели).
Мы наивно думали, что самое интересное закончилось на том, что дело отдано на рассмотрение в отдел по особо важным делам. Оказалось, что нет. Нам выдали постановление суда с формулировкой того, что по адресу расположения редакции разрешается провести обыск, и ещё одно постановление, которое предписывает изъятие определенной информации с электронной почты СМИ. Обыск в СМИ, которое всегда стояло на позициях государственности, сохранения ценностей демократии и борьбы за справедливость! Называется – вот до чего мы докатились. Это те изменения нашего общества, которые приняла новая Конституция? За такие изменения голосовали люди в прошлом году? А как же Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации?
Да, до самого физического обыска дело не дошло, не стал СК использовать это право, потому как мы в добровольном порядке предоставили то самое письмо жителя Таштыпского района, которое пришло на почту редакции, но разве это меняет той подоплеки, которая лежит под всем этим? «Разрешить производство обыска по адресу…» – вот четкая формулировка суда, нет в ней указаний на выемку определенного письма, а есть всеобъемлющее и очень расплывчатое – обыск, дающее право на осмотр всего и вся. Коллеги журналисты, если вы думаете, что это коснулось только редакции «Пульса Хакасии», то ошибаетесь. Завтра точно так же этот алгоритм действий смогут примерить и к вам, если, конечно, вы не будете белыми и пушистыми, выпуская сообщения только о культуре, не трогая политику и экономику.
И как будто никто не замечает очень важной приписки в конце статьи, из-за которой идет весь сыр-бор: «От редакции отметим, что не все высказанные утверждения и претензии мы разделяем. В силу открытости и предоставления равного доступа к СМИ заинтересованных сторон, сообщаем, что готовы опубликовать точку зрения любых упомянутых в письме читателя персон». Как будто человек, облеченный властью не знает про такой инструмент, как опровержение, предоставление своей точки зрения или подачи искового заявления в гражданский суд. Нет, эти инструменты остались по какой-то причине незамеченными, а речь продолжается именно о возбуждении уголовного дела. Посадить, запретить, заткнуть, расстрелять – старо как мир и похоже, что продолжится в веках.
Чего вообще можно ждать, когда до сих пор безнаказанным остается факт разбитой камеры журналиста чиновником правительства Хакасии? (Читайте: Дело о разбитой Богданом Павленко камере продолжается.) Да и надо отметить, что Василий Иванович Шулбаев далеко не первый, кто пытается приструнить свободу слова именно в нашем издании: почин в попытке определенного давления на «Пульс Хакасии» взяла ещё Светлана Вахтангишвили, подав в суд и проиграв его. Возможно, что это стало определенным уроком, и далее чиновники уже решили не подавать в суд, а использовали силовые структуры, ни много ни мало пытаясь вменить именно уголовную статью для СМИ: Денис Бразаускас, Иннокентий Стряпков, Василий Шулбаев… Вряд ли этот список закончится, пока есть пробелы законодательства в том, что любой обиженный может подать в полицию заявление, пусть даже не имеющее под собой каких-либо внятных оснований, с попыткой ни много ни мало, а сразу уголовного преследования.
И уж совсем печально становится, когда надзорные и силовые органы вместо прямой своей деятельности по пресечению преступлений разбираются в отношениях между СМИ и людьми из власти. И занятие это уже походит на заинтересованность в этом процессе. Помните, выше мы написали про дуплет прокуратуры? В случае с делом, находящимся в СК, получив вполне логичное резюме: «отказать в возбуждении уголовного дела», прокуратура вдруг сочла, что надо вернуть все на доследование. В понедельник на опрос представителя редакции вызвал не только СК, но и МВД, в котором находится обращение одного из фигурантов публикации про Иннокентия Стряпкова о привлечении «Пульса Хакасии» к уголовной ответственности. Так же как и в случае с СК, полиция Хакасии вынесла вердикт: отказать в возбуждении уголовного дела, но вновь вмешалась прокуратура, которая запустила следующий цикл применения уголовной статьи к представителям выразителей свободы слова. Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что это уже походит на систему и единую модель поведения? Мы очень не хотим так думать и верим, что все звенья цепи – чудовищные совпадения, но это наша позиция, а выводы для себя может сделать каждый сам.
Что будет дальше? Да кто же это знает. Может, и арестуют, и прецедент в Хакасии уже есть, к примеру с Ириной Гирш, а постановления с формулировкой «обыск» станут обыденностью для любого СМИ республики? Может, вмешается в ситуацию, например, Союз журналистов России, дав свою оценку происходящему. А может, представители власти найдут повод для новых преследований СМИ коллективными исками, выражая недовольство тем, что думает общественность, а СМИ это транслирует для более широкой аудитории.
Точно можно сказать одно: вся эта ситуация никак не красит всю систему государственного управления страны, противореча всем тем принципам, о которых нам говорят, включая демократические права и свободу слова. Чиновники и силовики могут играть мускулами, думая, что демонстрируют силу, но борьба с гражданской позицией плюрализма мнений – это не сила, а скорее слабость, которая заставляет нас в очередной раз вспоминать о таких словах, как диктатура, цензура и узурпаторство.
Александр Мяхар
Все это очень прискорбно…Нынешняя власть даже обычным гражданам блокирует выход на СМИ…Не любит,когда правду в глаза говорят…Вообще в нынешнее время все перевернуто с ног на голову!За ложь-награждают,за правду-судят и уничтожают…Вы вспомнили о Конституции..По какой Конституции мы живем?В 1993 году на голосование был выставлен проект Конституции,за который народ не проголосовал…И эту, непринятую народом Конституцию, эта власть взяла за основу…А потом думцы,которые выбрали сами себя(фальсификаций-то на выборах было ого-го! за 3 дня + неконтролируемое электронное голосование) наштамповали столько законов в свою пользу,что ни в сказке сказать,ни пером описать …Так что живем даже не по ими принятым законам,а по понятиям…Чего уж можно ожидать… Подробнее »
Хрен им, а не в СМИ обыск. Сильно кто-то берега попутал. Понятно, что в Хакасии Союз журналистов — бантик на попе известной особы. Но есть журналисты, и есть СЖ России. Нужно поднимать резонанс во всех регионах, ставить вопрос, возможно ли это в их СМИ, ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТОБЫ ВЛАСТЬ ПРОТИВОСТАВЛЯЛА СЕБЯ НЕЗАВИСИМЫМ СМИ И РЕШАЛА ВОПРОСЫ С ПОМОЩЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ? этому делу требуется федеральная огласка, иначе мы так и будем сидеть в яме с дерьмом и просить тех, кто рядом, не трепыхаться сильно , не гнать волну
Да, а с Гирш в свое время поступили максимально безобразно. И никто поактически её не поддержал. Блин, стыдно