ДомойКультураХакасский археолог о любви к республике и её историко-культурном наследии

Хакасский археолог о любви к республике и её историко-культурном наследии

-

Стартовал новый археологический сезон, а это значит – интересная работа ждёт тех, кто увлечен историей и хотел бы попробовать свои силы в экспедиции, на раскопках. В Хакасии есть организация, обладающая правом вести такие работы – это научно-производственное объединение «Археология и историко-культурная экспертиза» (ООО «НПО АИКЭ»), директором которого является Пётр Амзараков.

В беседе с журналистом Маргаритой Малецкой, археолог отметил, что совершенно точно помнит момент бифуркации, то есть точку отсчёта, с которой и началось воплощение его детской мечты в реальность:

– Я учился тогда в первом классе и с родителями отправился в гости к их друзьям. Пока взрослые общались, я забрался под стол с книжкой – это был учебник за 5-й класс «История древнего мира». Тот самый, где на обложке изображена арка в Пальмире, взорванная экстремистами ИГИЛ [запрещённая в России террористическая организация]. Я выпросил эту книгу и дома прочитал её от корки до корки. Тогда и решил, что буду заниматься историей, а став постарше, точно знал: моя профессия – археология. А дальше всё совсем просто, окончив школу, поступил в университет. Уже после первого курса отправился в археологическую экспедицию под руководством Андрея Иосифовича Готлиба, ныне директора республиканского музея.

В 2017 году Пётр Борисович зарегистрировал своё предприятие, главная цель которого историко-культурная экспертиза и параллельно научная работа. В объединении работают профессионалы и сегодня в Хакасии ни одна крупная стройка не может начаться без экспертизы археологов. А это значит – предприятие даёт работу, стабильную зарплату и платит налоги в бюджет.

В сезон в коллективе работает до 250 человек, а в среднем по году не менее 120 специалистов. В экспедициях создаются все максимально возможные бытовые условия. Романтики стало меньше, зато есть где отдохнуть после работы, получить полноценное горячее питание, привести себя в порядок после тяжелого трудового дня.

А ещё одно обязательное направление предприятия, не обозначенное в уставных документах, – благотворительность. К примеру, несмотря на пандемию, в прошлом году в хакасском селе Камышта археологи установили памятник в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Не забыли и о ребятишках, школе вручили мячи, боксёрские перчатки, груши и другой спортинвентарь.

Сегодня во главе угла деятельности научно-производственного объединения лежит и освоение инновационных методов археологических исследований, в том числе обмен опытом работы. Именно эти принципы и находятся в основе совместных международных проектов, что позволяет воочию изучить историю, в том числе Южной Сибири.

Петр Амзараков считает, что всем нам очень важно видеть и знать, как был создан мир, в котором мы живём. Так, в сферу его научных интересов входит изучение древней металлургии, в том числе и в Хакасии:

Фото: pixabay.com

– Республика – место начала развития российской археологии и тюркской рунологии. В будущем году нас ждёт большой юбилей. В 1722 году в регионе произвела первые раскопки экспедиция под руководством Даниила Готлиба Мессершмидта. Можно смело говорить о том, что Хакасия изучалась и изучается археологами всего мира. Почти 300 лет миновало, а древние земли нашей республики хранят ещё множество тайн веков.

Помимо любимого дела, Пётр Борисович играет на гитаре, пишет и исполняет авторские песни. Так, 20 лет назад он стал первым в истории столицы республики победителем на фестивале бардовской песни «Солнцеворот», и получил, учреждённый мэром Абакана Николаем Генриховичем Булакиным, первый приз – гитару.

Все полевые сезоны он проводил и проводит в экспедициях. Главная его любовь – Хакасия.

– Наша земля очень богата на объекты археологического наследия. Но, если можно не «копать», то лучше оставить в покое объект, не трогать его. Артефактов накоплено достаточно, есть что изучать намного лет вперед. ЮНЕСКО провозглашает принципы «охранной» археологии. Если памятники есть, то самое лучшее – это не трогать вообще. В идеальной ситуации их надо обойти, а хозяйственную деятельность перенести на другую территорию. Такая модель поведения описана положениями ЮНЕСКО. Почему? Наука не стоит на месте. То, что мы делали 5-10 лет назад, теперь просто устарело, эти методы изучения уже не работают. Инновационные наработки в археологии позволяют создавать 3Д-модели объектов, мы применяем тахеометры, используем цифровые технологии и фотограмметрию. Получаем весомый научный результат по маленькой косточке, или изучаем, например, нагар на керамических сосудах. И всё это даёт возможность определить, как человек питался, чем болел. Мы можем изучать по нашим находкам технологии производства железа на территории Евразии. Но пройдет десяток лет и, если сохранить историко-культурный объект, то мы получим гораздо больше сведений о нашем прошлом, – пояснил археолог.

В 2018 году Пётр Амзараков был аттестован в качестве эксперта в области государственной историко-культурной экспертизы. Таких экспертов в нашей стране едва насчитывается сотня, а действующих не более пятидесяти. Об археологе из Хакасии снят фильм из цикла «Лица Енисейской Сибири», где Пётр Борисович – руководитель раскопок, директор фирмы, человек, который отвечает за тех, кто с ним работает.

Археолог Амзараков уверен, что человек всегда будет востребован, если найдет то дело, которое станет для него смыслом жизни.
Ирина Гусева

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x