Речь Штыгашева, которая вчера прозвучала на президиуме Верховного Совета, может ещё долго обсуждаться, и обсуждение это может происходить под разными углами. В.Н. Штыгашев опять захотел выйти из, мягко скажем, щепетильной ситуации героем, передвинув “путевую стрелку” на исполнительную власть, но соответствует ли это действительности настолько, как хотелось бы многим противникам хакасского правительства?
Штыгашев уже не единожды проявлял двойные стандарты, и люди в политических кругах очень чётко это понимают и могут привести множество примеров.
Я лишь представлю некоторые, которые явно видны для общественности. “Выбрать можно хоть Крокодила Гену, хоть Чебурашку, а кто работать будет”, – такие слова бессменного спикера парламента в отношении управления Коновалов очень быстро сменились дружбой с последним. И это далеко не единственный пример общения спикера с исполнительной властью: отношения с Зиминым были тоже всегда неоднозначны. А также стоит вспомнить громкую историю про СШГЭС, которая благодаря одному ролику, также выглядит не столь однозначно. Коновалов в этом ролике четко произнес: “То о чём вы говорите (передача СШГЭС) – вина полностью Штыгашева бывшего коммуниста, который сегодня перекрасился и находится в Единой России”.
Вчерашний монолог Штыгашева ещё раз чётко всем показывает, насколько двойственный характер имеют слова спикера.
Приведу некоторые выражения дословно: “Мы никакие дополнительные расходы не можем принять без разрешения Минфина РФ, у нас казначейское сопровождение нашего бюджета идёт, а мы новые какие-то доплаты, льготы и т.д. Ничего не можем мы сделать.” Во-первых Штыгашев очень чётко говорит слово мы в формулировке установления надбавок, льгот и т.д. и вполне это справедливо, только вот акцент на этом МЫ надо делать громче. А теперь про слово, сказанное в половину тона – льготы. Не можете принимать льготы?! Действительно? А как же скандальный закон, который принят Верховным Советом и который, по оценке экономиста и руководителя ОНФ Евгения Мамаева, в течение нескольких лет может опустошить бюджет республики на 30 млрд в пользу компании разрез Майрыхский? Может, про это забыла однопартиец Штыгашева Светлана Могилина, которая и объявила на президиуме о протесте прокурора в части Закона о надбавках юристам? Прекрасно она это помнит, потому как именно к ней, как к руководителю фракции Единая Россия, было обращение с надеждой на блокировку закона, дающего льготы крупному бизнесу. И, кстати, обращение это было направлено ей еще и потому, что фракция Единая Россия с конца прошлого года – самая большая и сильная в республиканском парламенте и без её (фракции) ведома и одобрения невозможно принятие какого-либо закона, в том числе и о надбавках в 70% к окладу юристам.
Далее идём по словам Штыгашева: “Закон был принят с нарушением всех регламентных норм, никто с ним не знакомился, и по сути Верховный Совет проголосовал вслепую“. Вдумайтесь в эти слова. Ведь их говорит не штатный депутат, а бессменный руководитель законодательного органа республики! Как мог пройти Закон с нарушением всех регламентных норм мимо спикера Штыгашева и руководителя фракции Единая Россия Светланы Могилиной? Либо речь о том, что руководители Верховного Совета вообще не контролируют ситуацию, а депутаты голосуют вообще не задумываясь, либо речь о подлоге документа со стороны исполнительной власти, но это уже уголовно наказуемое деяние ( УК РФ Статья 292).
Почему этот момент не затрагивается на президиуме? Может, потому, что опять нужна сначала реакция прокуратуры, чтобы делать обвинения в чей-то адрес? Обратите внимание, скандал об обсуждаемом законе вспыхнул ещё в декабре 2019, руководителю парламента понадобился почти месяц, чтобы заявить о “всех возможных нарушенных регламентных нормах”, и то произошло это с помощью прокуратуры, куда обратился ОНФ Хакасии.
“Рассматривали один закон, а проголосовали за другой. Вот в чём проблема была”, – опять же дословные слова Штыгашева. Если так происходит в законодательном органе целого субъекта, то абсолютно соглашусь с этими словами – это огромная проблема для республики.
И можно уже было в речи Штыгашева разглядеть нотки справедливости: “Об этом надо было честно и прямо сказать, почему это произошло“, после этого Штыгашев приводит в пример Иран, который признался в сбитом самолёте, а спикера очень хорошо поправляет Шпигальских: “На третий день признались”, – даже ваш помощник, Владимир Николаевич, говорит, когда надо было признаваться, – на третий день и без прокурора.
“Пятно на весь Верховный Совет и на всё правительство” – казалось бы, чувство вины в словах Штыгашева дошло до принятия содеянного, но не все так просто. “Виновный” (в русской поговорке “козёл отпущения”) всё же нашелся: “Так у нас и делается всё тихой сапой, что ни правительство, так у нас обязательно пакость какую-нибудь придумывают. Только с Бызовым ещё до конца раны не залечили, сейчас новая администрация, которой вроде бы и нет, но мошенники там сидят. Миронов-то сюда приехал или нет? Ищейку, может, направить? Так приехал или нет он? Вот никто не знает. Первый заместитель главы. Архитектор этого придуманного дела вместе со своим аппаратом и наш комитет ещё” (какой именно комитет – спикер не уточнил).
Штыгашев остаётся в своём репертуаре: обрушивается на Миронова и даже прямо обвиняет его в содеянном. А ведь Миронова именно Верховный Совет подавляющим большинством утвердил первым заместителем Коновалова, и, как поговаривали в кулуарах, Штыгашев лично лоббировал положительный исход этого вопроса. После чего, кстати, Штыгашев получил с нарушением Закона звание Почетного гражданина РХ, а на 2020 в бюджет республики заложил повышение расходов на председателя Верховного Совета на 1,4 млн, доведя цифру практически до 5 млн в год, а на сам Верховный Совет добавили 30 млн, доведя цифру до 143,5 млн. Как же тут опять не вспомнить слова Штыгашева, что ничего в республике повышать не разрешают. Видимо, не всё и не всем.
Похоже, что двойные стандарты – это уже стиль Штыгашева. И завтра, вполне вероятно, мы снова увидим любовь и согласие между ним и Мироновым, если, конечно, последнего не привлекут по полной программе за подлог (УК РФ Статья 292) и не отправят туда, где воздух чище и свежее абаканского.
В одном частном разговоре, один представитель власти мне сказал: “Штыгашев – это крокодил, который ест жертву и одновременно плачет”. Очень интересные слова. Крокодилу как хищнику действительно выгодно только то, что выгодно лишь ему.
А в конце мне остаётся лишь напомнить, что Верховный Совет – это законодательный орган республики. Это орган, который законами субъекта формулирует инвестиционную привлекательность республики, условия для работы бизнеса и предприятий других форм собственности и т.д. – то есть орган создающий условия для развития или стагнации экономики.
Для справки: В.Н. Штыгашев с 1982 года — председатель исполкома Совета народных депутатов Хакасской автономной области, заместитель председателя исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов. В 1990 году — председатель Совета народных депутатов Хакасской автономной области. В 1992 году избран Председателем Верховного Совета Республики Хакасия и руководит им по сей день. Член Президиума Регионального Политического Совета ХРО Единая Россия.
Александр Мяхар
Прямо в точку.Очень хорошая и правдивая статья.Штыгашев-очень умный и хитрый политик,он всегда заботился только о собственном благополучии.Люди для него-быдло,которых всегда использовал в личных интересах.Двойные стандарты-это его конек,это для него необходимость,чтобы оставаться на плаву.
И все же, на мой взгляд, Штыгашев, – далеко не худший вариант руководителя законодательного органа и он заслужил звание почетного гражданина.
Штыгашев тот человек, который заслуживает почета и уважения, и дай Бог ему здоровья на долгие годы.