Пятница, 5 декабря, 2025
ДомойПолитикаНасколько предсказуем результат выборов в ГД 2026 по Хакасии

Насколько предсказуем результат выборов в ГД 2026 по Хакасии

-

Одни выборы закончились — и тут же начались другие. 26 сентября ЦИК России представил список политических партий, которые могут выдвигать своих кандидатов без сбора подписей.

Отсутствие необходимости собирать подписи — интересный и важный аспект. Это на выборах депутатов поселкового и даже в некоторых случаях городского значения можно собрать 50-100 подписей и войти в кампанию, но совсем другое дело Госдума. Здесь счет идет на десятки тысяч. А это значит, что надо обладать не только внушительным бюджетом, но еще и политическом весом, чтобы кропотливо собранные подписные листы не были отбракованы легким мановением проверяющих.

В формате самовыдвижения кандидаты на выборах в ГД доходят до финальной стадии лишь эпизодически, и это даже сравнимо с подвигом. Хотя Хакасия имеет такой прецедент: в 2021 году Евгений Челтыгмашев участвовал в выборах именно как самовыдвиженец.

Что мы имеем в потенциальной политической палитре красок? По информации ЦИК, от сбора подписей освобождаются 12 партий. Это «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия — За правду», ЛДПР, «Новые люди», «Партия пенсионеров», «Коммунисты России», «Яблоко», Российская экологическая партия «Зеленые», «Родина», «Гражданская платформа» и «Партия прямой демократии».

Первый парламентский эшелон разберут по запчастям в информационном пространстве ещё не один раз. Отметим лишь кратко, что, вне всякого сомнения, основная борьба развернется между давними политическими оппонентами: КПРФ и «Единой Россией». При этом надо иметь в виду два нюанса.

КПРФ может усилить глава Хакасии Валентин Коновалов, возглавив список партии по территориальному сибирскому округу. За подтверждением того, как это работает, далеко ходить не надо — победа Елены Гопиной в Черногорске во многом зависела от поддержки и вовлечения в процесс Валентина Олеговича. Со стороны же «Единой России» выдвижение кандидата тоже имеет принципиальное значение. Как правило, выборы в ГД — это тренировка перед выборами главы республики. Алексей Лебедь становится губернатором после думской истории, точно так же было с Виктором Зиминым. По тому же сценарию пробовал и Сергей Сокол. Если брать в расчет намерение КПРФ и Валентина Коновалова идти на третий срок главы республики, победу кандидата от ЕР в думских выборах 2026 допускать нельзя, потому как такой расклад сильно осложнит жизнь в политическом плане.

Далее, из парламентских партий, на скромный взгляд нашей редакции, наиболее предпочтительно выглядят набирающие хорошую политическую динамику «Новые люди». ЛДПР раздирают внутренние противоречия, а для «Справедливой России» сценарий на поверхности: Людмила Миндибекова вряд ли позволит кому-либо выдвинуться кроме нее, и мы снова увидим на дебатах образчик чтения конспектов по бумажке с чувством и расстановкой, но мало на что влияющий. К тому же совершенно нельзя отметать конструкцию хакасских реалий, где СР сотрудничает с КПРФ, а ЛДПР — почти копирка ЕР. Большие товарищи направят своих сателлитов так, как подскажут им собственные политтехнологи.

Но сейчас мы хотим обратить внимание на «серый» сектор, который может спутать все карты основным игрокам: «Партия пенсионеров», «Коммунисты России», «Яблоко», Российская экологическая партия «Зеленые», «Родина», «Гражданская платформа».

Даже считающийся «сбитым летчиком» Денис Бразаускас с «Коммунистами России» может взять свои 3-5 %, и если будет острая конкурентная борьба, то даже это повлияет на общий результат. Партия пенсионеров тоже показывала, что способна набрать как минимум среднестатистический результат.

А теперь к тем, кто может преподнести сюрприз куда больше, чем комроссы и пенсионеры вместе взятые. Партия «Родина», которая исправно участвует во всех возможных выборах и связана с Алексеем Хабаровым, вполне может изменить траекторию. В свое время даже устав у этой партии был так написан, что председателем может стать не член партии. Учитывая ценность выборов, как прямую в финансовом плане, так и политическую, вполне могут найтись заинтересованные лица для того, чтобы «приобрести» выборную партию, освобожденную от сбора подписей.

Интересный финт может случиться с «Гражданской платформой», в которой руководителем числится Евгений Челтыгмашев. Нет, не тот Евгений Челтыгмашев, который «наш» Евгений Павлович, а другой, с отчеством Яковлевич и давно живущий в столице, хотя и имеющий прямое отношение к Хакасии. Мы даже в курсе, что Евгений Яковлевич Челтыгмашев мог зайти в думские выборы 2021 года, и была бы красота неописуемая: представьте, если в одной раздаче выборов сложились карты трёх Челтыгмашевых: Абрек Васильевич бы свои притязания не свернул в тубус, и два Евгения были плечом к плечу. К тому же следует учесть, что по политическому весу «Гражданская платформа» потенциально очень интересная — не раскрывая всех нюансов взаимоотношений федерального руководителя партии с господином Володиным, пока просто констатируем наличие политического веса у лидера партии Рифата Шайхутдинова.

Вне всякого сомнения, скажут своё слово «зеленые». Во-первых, мы хорошо понимаем, что сопредседатель партии, друг нашего издания Сергей Шахматов имеет прямое отношение к Сибири и не раз участвовал в выборных кампаниях по Красноярскому краю. Хакасия ему не просто небезразлична, а дорога как часть общего сибирского пространства. Во-вторых, тема экологии в случае с Хакасией — очень благодатное поле. Здесь на поверхности вопросы чистого воздуха, а также загрязнения рек. Но Российская экологическая партия «Зеленые» помимо заботы о здоровье может помочь республиканскому правительству существенно пополнить бюджет Хакасии. Советуем еще раз почитать комментарии Сергея Шахматова на тему СШГЭС.

Конечно, искушенный в политических делах читатель скажет, что все эти партии второго и третьего эшелонов на раз-два администрируются через АП, где задвинут в пыльный угол любого «неожиданного» кандидата. Но не так все просто, конкуренцию «башен» никто не отменял, и если было бы все так вертикально легко, то не случилось бы 2018 года в Хакасии.

Да и партии партиями, а ключевым будет то, какие личности возьмут их под себя как инструмент. Челтыгмашев, Шавыркин, Привалов… можно назвать как минимум пять потенциальных игроков, которые за счет одной только исторически сложившейся репутации наведут шороха и смешают подковёрные межпартийные доверенности.

Недавно Тайир Ачитаев сослался на свои источники, заявив о том, что вновь рассматривается история с «единым кандидатом», на что хочется ответить: ну-ну, попробуйте, этому будут очень рады те, кто от концепции «единого» в стороне. Посмотрите на результаты противостояния 2024 года Шульгинов — Смышляев, и все станет понятно. То, что «единый» еле-еле пролез, очевидно для многих, да и целесообразность такого представителя для республики весьма сомнительна. И это при том, что выборы в 2024 году не были столь принципиальны, как станут в 2026-м, потому как одни были обрубком — на остаток срока, а теперь нас ждут полноценные.

Так что, думается, интрига выборов будет сохраняться минимум до официального выдвижения всех кандидатов, соответственно и за определение результата заранее никто не не возьмется. А конструкция политических союзов в разрезе 2026 года будет гораздо сложнее и противоречивее образца 2024 года. Тем интереснее будет нам, избирателям и наблюдателям за политическими процессами.

Александр Рыков

Пульс Хакасии в telegram
erid: 2SDnjeK4T8K
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x