Единый день голосования 8 сентября 2019 года – рубеж. До него остается практически месяц, и все участники предвыборных баталий замерли в ожидании: кто же первым совершит фальстарт? Никто не хочет ошибиться. Нас ожидает битва всех против всех.
Пульс Хакасии, пользуясь случаем, дает своим читателям возможность оценить готовность разных сил к этому знаковому событию.
Итак, мы готовы провести перед нашими читателями смотр основных сил предстоящих выборов: Избирательные комиссии, СМИ, Административный ресурс, кандидаты и партии, Избиратели.
Воинство первое: Система избирательных комиссий Республики Хакасия
Воинство второе: средства массовой информации, социальные сети и Интернет
Воинство третье: Административный ресурс
«Легче захватить власть, чем удержать её», – к такому простому в своей сущности выводу пришла в свое время царевна-государыня Софья, старшая сестра Петра Великого после заточения в Новодевичий монастырь. С тех пор в российской политической реальности мало что изменилось. Даже большевики в 1917 году просто подобрали высшую власть, подмяв под себя Советы, и потом 70 лет пытались её удержать: террором, продразверсткой, коллективизацией, отменой паспортов, припиской к предприятиям, репрессиями, бесплатным жильем и гарантированными рабочими местами, законами «о руководящей и направляющей». Не помогло…
После них власть достаточно легко, на переломном моменте, перехватили западники. Их президент Ельцин несколько лет глумился над страной, развалив советскую империю и ушел, будучи совсем уставшим. И просто передал власть Путину. Было это двадцать лет назад…
За все эти годы аппарат власти решал главную задачу – сохранить власть у Путина и Путина у власти. Получается, эффективно решал… И главный механизм здесь – тот самый пресловутый «административный ресурс».
В России впервые об административном ресурсе заговорили накануне думских выборов в 1995 году. Тогда никто не хотел повторения успеха Жириновского в 1993 году, и лидер движения «Наш дом – Россия» премьер Виктор Черномырдин с согласия Ельцина дал установку чиновникам в центре и на местах обеспечить «партии власти» благоприятный режим предвыборной кампании. С тех пор и повелось: как только у нас выборы, чиновники становятся высокооплачиваемыми агитаторами.
В Хакасии административным ресурсом на выборах не сильно злоупотребляли. Были свои группы влияния, например – алюминщики, угольщики, строители. Но без фанатизма. Государственная власть, особенно до появления Алексея Лебедя, вообще дистанцировалась от выборных процессов.
В 1996-2000 годах выборы целиком и полностью были отданы на откуп Избирательной комиссии Хакасии, позднее – да, влияние чиновников стало постепенно расти. Уже в 2004 году получился симбиоз правительства и промышленников, которые лоббировали прохождение своих депутатов в Верховный Совет. Но к 2009 году и эта конструкция сломалась.
В промежутке между 2004 и 2009 годами административный ресурс в Хакасии был сосредоточен исключительно на федеральной повестке – власти республики обеспечивали нужные показатели для федерального центра.
Все переменилось в ходе выборов Верховного Совета в марте 2009 года уже при новом губернаторе Викторе Зимине. Власть взяла жесткий курс на подавление всякой альтернативы с целью обеспечить себе в парламенте конституционное большинство. Тогда это удалось. Позднее апробированные технологии и форматы пригодились на думских выборах 2011 и 2016 годов, на выборах Виктора Зимина и Верховного Совета в 2013 года. Сбой произошел, когда автор системы Владислав Никонов покинул Хакасию, в 2014 году. С тех пор административный ресурс начал «троить» – были провалы, были срывы, до тех пор, пока совсем все не рухнуло в 2018 году. Административный ресурс образца 2009 года исчерпал себя, выработался.
Но как он работал? Все просто. Помним же, что важнее УДЕРЖАТЬ власть, чем ее захватить. Технологии удержания власти в России всегда строились по принципам «Разделяй и властвуй» и «Кнут и пряник».
Поэтому ничего нового особо не изобреталось.
Первое – бюджет и финансы. В обмен на нужные результаты голосования республиканские власти гарантировали бюджетные преференции. И местное начальство, обладающее реальным авторитетом и реальными рычагами влияния на местных бюджетников, общественников, бизнес, через своих представителей в избиркомах, такие результаты выдавало. При этом закон особо не нарушался, процесс шел, стимул у территорий был. Все были более-менее довольны.
Второе – партии и кандидаты. Чистый «договорняк». Власть могла и умела таким образом учесть интересы всех участников выборов, что все получали свое в обмен на лояльность и «игру по правилам». Не сказать, что это законно, но раз на такие решения выходили, значит сами того хотели. Те, кто пытался такие негласные правила нарушать – пролетали на выборах. Ну, не поверил им избиратель, всякое бывает… Система приучает мыслить системно.
Третье – кураторы. Во власти существовал институт кураторства выборов. По закону Правительство ОБЯЗАНО содействовать проведению выборов, вот оно и содействовало в меру своих сил и возможностей. А их всегда было предостаточно.
Помимо бюджета была еще и сила убеждения. Например, стимулирование по линии рабочих мест.
Кураторы назначались как по территориальному принципу, так и по сферам деятельности. И если кто-то думает, что сетевые компании типа «Эйвон», «Орифлейм» или «Гербалайф» – это вершина сетевого маркетинга, то сильно ошибается. Сеть «Административный ресурс» – вот вершина такой организации работы с массами.
Четвертое – избирательные комиссии. Они всегда работали в тесном контакте с властью. Это неизбежно – помещения, охрана, бюджеты, транспорт, связь. Провести выборы – это не бюллетени подсчитать. Это большая и кропотливая работа. Но, учитывая историю хакасской выборной системы, тонкая грань независимости избирательной системы от государственной власти, прежде всего исполнительной, всегда удерживалась, хотя бы в публичном пространстве.
Пятое – СМИ и агитация. Вот где административный ресурс не особо стеснялся. Власть всегда могла «заказать» того или иного кандидата или партию в выгодном для «общего дела» свете – позитивно, нейтрально или негативно. Технологии отработаны давно, примеров – миллион даже в небольшой Хакасии.
Всегда можно было надавить на рекламщиков по поводу рекламных поверхностей, найти, так сказать, слабые точки – договоры аренды на землю под размещение рекламных конструкций, например. Также и с типографиями.
Поэтому административный ресурс, хоть и непубличный по сути участник выборов, оказывался всегда самым могущественным. С ним считались, с ним старались договариваться, с ним старались не ссорится. Такова политическая традиция в России.
Единственный враг административного ресурса – избиратели. Один ошибочный шаг со стороны кандидатов или того самого административного ресурса и все: избиратели становятся непредсказуемы, коллективное бессознательное выходит из рамок логики и прогнозов.
Так случилось в 2018 году. Как раз из-за ошибок административного ресурса. Но это совсем другая история.
Единый день голосования 2019 года проходит под флагом административного ресурса красно-коммунистического цвета. Есть ли принципиальная разница по сравнению с предыдущим? Не особо…
Те же технологии давления на кандидатов. Но с одной особенностью. Если раньше неугодных кандидатов заставляли сниматься с выборов под разными предлогами и разными способами, то сейчас администраторы заставляют сильных кандидатов переходить под флаг КПРФ или выходить на выборы в формате самовыдвижения. Только не из-под ЕР. Так случилось с руководителями отделений ЕДИНОЙ РОССИИ в Орджоникидзевском, Боградском районах и Сорске.
Ничего не поменялось и в информационном поле. Полудохлые дебаты кандидатов, которые, в отличие от прошлогодних, никто не смотрит. Но еще не вечер.
Те же попытки через суды снять ненужных кандидатов. Или через избиркомы не допустить их до регистрации. Или показательно выступить в поддержку нужного кандидата.
Только вот в отличие от административного ресурса прошлого призыва, нынешний ни к черту не годится. Квалификация и опыт не тот, что ли?..
Но факты говорят сами за себя. Считаем:
Первое: Попытка разыграть многоходовку в Абазе. Продемонстрировать с уровня губернатора поддержку кандидату в депутаты Верховного Совета, имеющего не только скандальную репутацию, но и судимость. Не вышло – кандидат снялся с выборов (не важно, как и почему), а округ остался без прикрытия.
Второе: После публичного скандала с первым заместителем главы Хакасии Андреем Асочаковым и его демонстративным уходом из Правительства, последнего вынудили вновь баллотироваться в депутаты в том самом округе, который он выиграл в прошлом году. Но вот досада – там уже есть другой согласованный кандидат, от ЕДИНОЙ РОССИИ. И власть попала в клинч. Вынуждена «подпрыгивать на одной ноге» – решение вопроса от нее теперь не зависит, а своего сильного кандидата на округе нет.
Третье: В Саяногорске дело вообще дошло до суда по снятию кандидата. И дело было проиграно, никакой ресурс не помог.
Четвертое: В Абакане картина не лучше. То количество кандидатов, которое в конечном итоге вышло на голосование на округе – повышенный риск получить обратный для власти результат.
В общем, как говорится, прогноз – «негативный», и надеяться не на что. Те же избиркомы в жестких рамках, они работают по закону. Дадут ли слабину? Видно будет из окончательных цифр в протоколах.
То же и в районах.
В Сорске у власти своего сильного кандидата нет, действующего главу показательно гнобят за неподготовку к зиме, кресло мэра разыгрывается между городскими. Попытки придавить ситуацию со стороны чиновников с уровня республики тут же отражаются на общих настроениях сорцев – они против всех! Кто в итоге станет главой города Сорска «Против всех!», покажет голосование.
В Орджоникидзевском районе вообще дело дошло до смешного. Неуклюжие попытки «выровнять» предвыборные расклады в пользу нужного для власти кандидата обернулись публичным скандалом (а для административного ресурса нет сильнее греха, чем выход на публику), обнародованием в СМИ и сетях довольно-таки пикантных подробностей работы административного аппарата губернатора с кандидатами, и, наконец, официальными обращениями в адрес Администрации президента и прокуратуру. Плюс еще и гиперактивный Олег Иванов подлил масла в огонь, публично заявив в эфире ТВ, что некоторые чиновники открыто давят на местные власти с целью удовлетворения своих коммерческих интересов. Это залет!..
В Аскизском районе против действующего главы Абрека Челтыгмашева соорудили квазикоалицию кандидатов. Искусственно. Если это, как думают при административном ресурсе, должно ослабить его позиции, то опять же – «сила действия равна силе противодействия». Это закон природы.
Есть еще много примеров, того как действуют администраторы в текущий момент. Найти что-то положительное в их действиях, наверное, можно, но трудно. Постоянные скандалы, завязанные на имя Главы Хакасии Валентина Коновалова, низкий КПД работы советников и помощников, отсутствие внятной информационной политики, полное отсутствие прямой коммуникации главы с политическими и деловыми кругами республики, общественниками – это все на совести административного ресурса.
Есть ли у него имя? Безусловно. Можно было бы назвать Богдана Павленко, но он уже далеко, хотя и на расстоянии несет ответственность за созданную конструкцию.
Юрий Афонин. Куратор Коновалова. Он только задал систему координат и оставил за собой контроль.
Николай Миронов. Официально он только неделю в должности, хотя уже нашумел, поднял новую пену.
Остается Анна Сыревич и ее окружение. Это подтверждается и тем, что ей присвоен официальный статус «куратор внутренней политики» в Республике Хакасия. Правда, статуса этого хватило только на последние места в кураторских рейтингах. Да и сам губернатор Коновалов не выходит из конца рейтинга российских глав регионов по эффективности работы и степени влияния. В ногу идут товарищи…
Вывод напрашивается сам собой: работа административного ресурса в текущий момент провалена. Но поскольку отступать некуда, а угроза «волчьего билета» более чем реальна, в ход пойдут комиссарские методы. А там и до «полевых троек» недалеко. Только вот товарищам, прежде чем действовать и действовать кнутом, нужно прочесть книгу Владимира Солоухина «Соленое озеро». Там про судьбу комиссаров много чего интересного есть.
Аналитический центр «Пульс Хакасии»
Если бы про Путина в начале ерунду не сморозили, подумала бы,что хорошо написано. Жаль.
Поставить президента, вытащившего страну из дерьма 90х в один ряд с алкашом и теми кто устраивал красный террор, мягко скажем не лучший вариант пиара…
Присоединяюсь к Милене! Не цапайте Путина! Еще не известно, была бы Россия и мы с вами, не прийди он к власти! Второе, книга Солоухина откровенное вранье, что уже не раз доказано. Даже архивных документов, которые он приводит, не существует в природе. Но я против нынешних коммунистов. Это просто красный фантик, которым они прикрываются! Алчные недоумки, которые дорвались до бесплатного!
Это верно. Еще неизвестно, чем красное правление для нас кончится…