Федеральный центр, сделав первый шаг по реформе Конституции, методично продолжает и делает шаг второй – укрепляет свое административное присутствие в регионах через ведение права назначать в регионы и муниципалитеты своих коммивояжеров. Такой статус могут получить федеральные министры и вице-премьеры страны.

По сути, этот шаг возвращает Россию во времена административной реформы Михаила Сперанского начала XIX века, когда были усилены новые для империи административно-территориальные образования в виде генерал-губернаторств.

Хотя генеральские губернаторства учредила еще Екатерина Великая, просуществовали они вплоть до 1917 года, выполнив главное свое предназначение – обеспечили исполнение воли императоров на приграничных территориях.

Сама идея о возвращении в современное устройство России понятие губерния и всего что с этим связано, обсуждается все последние годы. Существующие еще с советских времен республики, края, области в России хоть формально и равнозначны по статусу, тем не менее верховная власть всегда хотела единообразия среди субъектов федерации и их управлением со стороны федерального центра.

Нынче же под видом поправок в Конституцию это московской властной верхушке удалось провернуть, номинальная норма вписана в правовое поле страны, дело осталось за наполнением права федерального центра делегировать своих представителей в территории.

Генерал-губернаторы в новом прочтении вполне себе могут стать полновесными правителями субъектов, которые докучают или вызывают разнообразные проблемы для центра.

Показательный пример – Дагестан. Сложный субъект, проблемы там существуют в виде многослойного пирога и наводить там порядок отправили боевого генерала Меликова. На федеральном уровне он уже был и полпредом президента, и замкомандующего Росгвардией, и сенатором. Новое назначение должно показать, что федерация не уступит своего права относительно поддержания порядка на Кавказском направлении.

Несмотря на убедительную победу Михаила Развожаева в Севастополе, город и в целом Крым еще вызывают некоторые проблемы, на решение которых в стратегическом отношении решать могут отправить федерального чиновника с особыми полномочиями. Из подобных регионов своих кураторов могут получить  большинство приграничных территорий на западе (Калининградская, Смоленская области, Карелия, Мурманская область), Приморье, Хабаровский край, Чукотка, Алтай, Тыва…

Хакасия в новую концепцию на первый взгляд не вписывается, но ряд деталей это обманчивое впечатление раскрывает. Республика, хоть и мала по территории, может в одночасье стать стратегическим регионом. Стабильность и дееспособность власти отвечает интересам федерального центра по многим направлениям, и никто в Москве не будет лишний раз рисковать в Хакасии этой стабильностью.

Пока что опасения вызывает экономика. И покуда региональные власти не начнут исправлять ситуацию в этой сфере, центру волей-неволей придется наблюдать и реагировать на положение дел в регионе. И тогда вместо избранной власти в Абакане может появится федеральный антикризисный менеджер от федералов. Казначейское сопровождение после этого будет казаться мелочью…

Тем не менее можно быть пока уверенным, что Хакасия не в числе тех приоритетов, куда федералы готовы хоть завтра направить своих людей для прямого контроля ситуации, но в быстро меняющихся условиях это более чем возможно. И местному Серому дому стоит внимательно отнестись к очередному нововведению – влияние адмирала Меняйло на субъектовые дела никто еще не отменял.

Дмитрий Буреев

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments