ДомойОбществоУголь и Хакасия неразделимы. Круглый стол пресс-тура Разреза Аршановский

Уголь и Хакасия неразделимы. Круглый стол пресс-тура Разреза Аршановский

-

21 августа состоялось проведение круглого стола на актуальные темы по развитию угольной отрасли в Хакасии в рамках, ставшего уже традиционным, пресс-тура Разреза Аршановский.

Сразу стоить отметить, что в этом году круглый стол прошел под девизом “консолидация и конструктивизм”. Если в прошлом году на круглом столе было много эмоций (Читайте: Разрез Аршановский строит и модерирует, а власть митингует), то в этот раз диалог участников больше подходил под формат общей заинтересованности всех сторон в развитии не только отрасли, но и всей нашей республики. Отчасти, надо отдать должное в этом спикерам круглого стола. Представительство президиума спикеров этого года было на высоком уровне. Угольную отрасль представили: исполнительный директор ООО “Разрез Аршановский” Юрин Евгений Юрьевич и генеральный директор ООО “СУЭК-Хакасия” Килин Алексей Богданович. Республиканскую власть представляли первые лица исполнительной и законодательных ветвей: Председатель Верховного Совета РХ Штыгашев Владимир Николаевич и заместитель главы республики Войнова Ирина Ивановна.

Круглый стол пресс-тура Разреза Аршановский

По праву старшинства, что относится не только к возрасту, но и к социальному положению, первое слово держал Владимир Штыгашев с заявленной темой о развитии промышленности Хакасии в советский период времени.

Дам здесь свой комментарий того, что хоть и развитие угольной отрасли пришлось в нашей республике на советский и современный период, корнями добыча полезных ископаемых в Хакасии уходит очень далеко. Более 50 тысяч лет назад на территории современной Хакасии началась разработка полезных ископаемых. 3,5 – 1,3 тысяч лет назад уже осуществлялась добыча на местных медных месторождениях. В 7-2 веках до н.э здесь возник центр древней металлургии.

В 1772 году по заданию Правительства Российской империи в результате работы экспедиций были получены научные сведения об углях Минусинского каменноугольного бассейна. А в конце XIX века в связи с проектированием и строительством Сибирской железной дороги усилилось геологическое исследование и увеличился объем работ по добыче угля на территории Современной Хакасии. Интенсивное промышленное развитие территории продолжилось и в советский период. И здесь стоит выделить один очень интересный факт: параллельно с промышленностью активно развивалось и сельское хозяйство, о чем доложил Владимир Штыгашев. Таким образом, сами исторические факты говорят о том, что развитие промышленной угольной отрасли в нашей республики – это необходимая объективность и что, вопреки разным домыслам отдельных общественников, оно вполне сочетается с развитием сельского хозяйства. “Сомнений в необходимости развития угольной отрасли на территории Хакасии нет” – резюмировал свой доклад руководитель законодательного органа республики.

В целом, надо признать, что некоторые доклады носили оправдательный характер в принципе самого факта работы угольщиков на территории республики, и это понятно: последние пару лет в различных информационных источниках мы наблюдаем давление на отрасль и создание негативного резонанса. Отчасти, круглый стол разбирался в том, почему это происходит и кто за этим стоит, но на этом я остановлюсь чуть позже. Сейчас ещё раз обращу ваше внимание на вопросах соседства угольной отрасли и сельского хозяйства.

Всегда на территории Хакасии параллельно с промышленным развитием развивалось скотоводство. Вопрос стоит лишь в пропорциях. Объективно, с развалом Советского Союза целые направления сельского хозяйства фактически утратили свою мощь. Сегодня в республике отсутствуют крупные сельскохозяйственные предприятия, а работают в основном фермерские хозяйства. Все созданные в советский период колхозы и совхозы обанкротились и ликвидировались. “Есть все условия для возрождения сельского хозяйства, а желания у людей нет” – подчеркивал в своём выступлении Владимир Штыгашев, и в этом он абсолютно прав. По факту, жители нашей республики не демонстрируют большую заинтересованность в развитии сельского хозяйства, а удельная доля сельскохозяйственных предприятий в Республике не увеличивается. Как же в этом контексте не выделить один интересный факт, а именно работы Подсобного хозяйства разреза Аршановский.

Подсобное хозяйство разреза Аршановский

Это подсобное хозяйство само по себе является удивительным фактом не только совмещения сельского хозяйства и промышленности, но и восстановлением уникального опыта Советского Союза ведения подобных хозяйств. По соседству с разрезом сейчас не только производится мясная продукция высшего качества, но и уже идёт разработка программы реализации шерсти.

Надо признать, что основные спорные вопросы, относительно угольной промышленности делятся на два блока: экология и экономический эффект.

Продолжая тему сосуществования скотоводства и добычи угля открытым способом, которое кстати сказать тоже далеко не нововведение современной России, а стало активно внедряться при Хрущеве, разберём экологический аспект.

В нашей республике плотная резонансная взаимосвязь чистоты воздуха и деятельности угольных предприятий началась с 2019 года, когда Хакасию потрясли «Майрыхские» драконы а социальные сети, подхватив эту тему, не прекращают тиражировать устрашающую информацию разного рода. Действительно, об этом сказано очень много. Читайте: Правительство Коновалова отказалось исполнять природоохранное законодательство, Под каким прикрытием живут драконы Майрыха?, Угольная пыль над Хакасией: активисты сняли на видео работу «дракона», Дракон приводит Драконов, или как Коновалов хочет сдать хакасскую землю, ОНФ заинтересовался многочисленными нарушениями и безнаказанностью разреза Майрыхский). Но, почему же конкретные случаи деятельности конкретного предприятия ложатся пятном на всю отрасль? Опять же приведу слова Владимира Штыгашева в ходе круглого стола: “Хочу поблагодарить представителей Аршановского разреза. Первые образцовые очистные сооружения по воде сделали из угольщиков они, при всём уважении ко всем остальным…А рядом Майрыхский разрез, хороший новый разрез, там тоже хорошая техника, инженеры толковые, но сливают напрямую это всё сюда в канаву и это идёт в Абакан и, наверно идёт в водозаборные сооружения, где мы пьём воду.”

Это очень важный момент. Никто не говорит, что промышленность полностью безвредная, но и как можно призывать к обнулению целой отрасли, как это делают отдельные общественники на основе отдельных нарушений. Есть достаточно конкретные случаи: “Драконы”, перевод земель с сельскохозяйственного в промышленное назначение с нарушением процессуальных норм – всё это очень конкретны частные и прикладные моменты, по которым надо работать, и надо сказать, что работа ведётся, если уж не нынешним составом правительства, то ОНФ, привлекая внимание к этому вопросу даже генеральную прокуратуру.

Речь о том, что культура промышленного производств должна соблюдаться хозяйствующими субъектами. Откуда берется нигилизм и лозунги “долой все разрезы? А здесь как раз можно перейти к вопросу экономической эффективности и некоторыми особенностями рынка.

По факту, есть общий спад мировой экономики. По сути, после кризиса 2008 года особой стабилизации и не наступило. Что в итоге? В итоге обострилась борьба за рынки сбыта. Всё очень просто: количество предложений на угольном рынке превышает спрос. Падение цен в отрасли составило за последние два года до 50%. Производитель вынужден демпинговать цены, но всему есть предел. Ниже минимально необходимых для производства расходов опускаться нельзя. К тому же, построенная в Советский период железнодорожная магистраль не имеет пропускной возможности перевезти весь добываемый в двух крупных угольных регионах уголь. Соответственно стоит вопрос: как уменьшить излишний спрос? Ответ: выбить конкурента.

Создание общественного резонанса, протестное движение с обращением за помощью к сильному федеральному центру неминуемо создаст проблемы конкуренту и даст возможность сбыть произведенный товар. Такой вывод очевиден и лежит на поверхности. Как бы не хотелось делать этот вывод, но есть всегда очень простая истина: ищи кому выгодно. Хакасия серьезно потеснила последние годы Кемеровскую область. Я не хочу прямо обвинить соседний субъект в способствовании создания общественного накала в Хакасии в вопросах развития угольной отрасли, но такой сценарий развития событий устранения конкурента через общественный резонанс может выглядеть очень логичным.

К чисто экономическим вопросам уже наслаиваются вопросы экологии, но при этом выбрана почему то одна цель. Где в вопросах экологии добыча золота, мусор, кедр, печное отопление, почему эти вопросы в меньшем освещении, чем угольная отрасль? Почему в вопросах онкологии и анализе легочных заболеваний в нашей республике обходится стороной тот факт, что климат Хакасии принципиально изменился при работе СШГЭС? Все ездят и фотографируются на СШГЭС и улыбаются на фоне гиганта, не вдаваясь в подробности такого, как влажный климат может цементировать в наших легких разные вредные частицы. Говоря о вопросах поддержки промышленностью социальной жизни республики, почему на второй план уходят моменты цены на электроэнергию для жителей и бизнеса республики, которые вообще могли бы быть на нулевом уровне, при том вреде на экологию, которую оказывает Русгидро? И ведь есть ещё важный момент вопроса печного отопления, которое вполне могло быть замещено на электро, что снизило бы в значительной мере нагрузку на экологию.

Так или иначе все эти вопросы обсуждались в ходе круглого стола, высказывались разные мнения и на тему экологии и экономики, но, практически все участники были схожи в том, что угольная отрасль для Хакасии имеет огромное значение. Несмотря на общий кризис и падение поступления прямых налогов в бюджет, каждое угольное предприятие занимается определенным шефством и в вопросах отопления и социальных программ в населенных пунктах. В отрасли трудятся около 8,5 тысяч жителей Хакасии, что влияет на налоги НДФЛ, которые существенны для многих районов, да и сама по себе заработная плата в отрасли (одна из самых высоких в регионе) является своеобразным драйвером и для развития других бизнес направлений республики.

Представитель исполнительной власти республики Ирина Войнова достаточно чётко выразила основную мысль происходящего: “Чтобы мы не говорили, без угольной промышленности мы никуда”. Другое дело, что для общественного резонанса есть свои причины, которые также признает заместитель главы республики: “Мы, как власть, плохо информируем население”, и с этим сложно не согласиться. А ведь к чему может вести нагнетание общественного резонанса по целой отрасли? Мы являемся свидетелями печального примера потери великой страны Советский Союз, после чего была разорена и промышленность и сельское хозяйство. Надо признавать проблемы, которые существуют, точечно их решать и бережно относиться к тому, что мы имеем. Возможно, что лозунги созидания и развития отрасли, которые были флагманом круглого стола пресс-тура Разреза Аршановский станут отправной точкой и примером во взаимодействии власти и бизнеса республики на разных уровнях. В конечном итоге мы все должны стремиться к процветанию нашей родной земли.

Александр Мяхар

Пульс Хакасии в telegram

7 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

7 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Валентина
3 лет назад

Когда уже Коновалов заставит угольщик достойно платить в бюджет региона?!

Adel
3 лет назад

“В нашей республике плотная резонансная взаимосвязь чистоты воздуха и деятельности угольных предприятий началась с 2019 года, когда Хакасию потрясл …” НЕВЕРНО!. Очевидное негативное влияние угледобывающих предприятий отмечали сразу после образования комитета по охране окружающей среды при Правительстве РХ ещё в 90-е годы.

Adel
3 лет назад

“..как можно призывать к обнулению целой отрасли, как это делают отдельные общественники на основе отдельных нарушений.”…
Неправильная трактовка ситуации:К обнулению призывают не отрасль, а конкретно разрез Майрыхский на участке Бейский-Западный. Незаконная деятельность ЗАПРЕЩЕНА законом РФ и соотвествующим законом РХ.
Нарушения у угледобывающих предприятий не отдельные, а злонамеренные и систематические. Читайте Обращение Мамаева Е.В.. У Майрыха в первую очередь…

Adel
3 лет назад

Господин Обеленский, страннная статья! Неверные оценки, неадекватные выводы. Свалили всй в одну кучу. Экологических проблем в Республике слишком много, проблема угледобывающей отрасли – ГЛАВНАЯ! Не удивительно, что говорят, пишут о ней, именно она вызывает катастрофический негатив и растущее возмущение населения. Остановки не будет!

7
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x