Вокруг АО «Международный аэропорт «Абакан» с новой силой разгорелись страсти. Повод все тот же — слухи о его, якобы, продаже стороннему инвестору.
Подобный скандал уже был достоянием общественности не далее как в конце января этого года. Тогда тема возможной продажи аэропорта даже поссорила между собой замов главы Хакасии Юрия Курлаева (председателя Совета директоров АО) и министра финансов Ирину Войнову.
С тех пор много что изменилось. Во-первых, сменился министр транспорта Хакасии, им стал железнодорожник Дмитрий Василиади.
Во-вторых, с начала года абаканский аэропорт открыл сразу несколько новых направлений полетов — в Кызыл, в Кемерово, подтвердил планы полетов в Иркутск с сохранением рейсов в Москву (Шереметьево и Домодедово), Красноярск, Норильск, Томск, Новосибирск, за рубеж (Таиланд).
В-третьих, только в феврале 2020 года производственно-финансовые показатели деятельности аэропорта показали существенную положительную динамику. Республиканское авиапредприятие явно вышло на тренд развития. Но грянул коронавирус, и судьба аэропорта «Абакан» оказалась в полной зависимости от новой инфекции.
Сократилась летная программа, упал пассажиропоток по объективным причинам, возросли операционные расходы на эпидобработку комплекса, снизился и грузопоток. Однако запас прочности был создан, и аэропорт вполне готов пережить трудные для всех времена.
Но неблагоприятный фон породил новый виток слухов о продаже аэропорта. Вольным или невольным катализатором их стали СМИ Хакасии, которые ссылаются на некое письмо работников предприятия, хотя за несколько дней нового скандала никто так его и не обнародовал. Ситуация стала раскручиваться по спирали, а официальных заявлений со стороны пресс-службы правительства до сих пор так и не последовало — играют в свою любимую игру молчанку, только усугубляя ситуацию со слухами и фейками.
Единственный, кто дал комментарий, снова стал первый заместитель республиканского парламента Юрий Шпигальских. В эфире программы «Вести. Хакасия» он подчеркнул, что законодатели Хакасии не извещены правительством о планах исполнительной власти относительно аэропорта, но выступают категорически против любых сделок по его продаже стороннему лицу. И он прав. Просто продать-купить такой объект, как аэропорт «Абакан», словно машину в автосалоне нельзя. Процедура требует многих действий.
- Минтранс Хакасии к аэропорту непосредственного отношения не имеет. От лица власти аэропорт находится в юрисдикции министерства имущественных и земельных отношений РХ (Е. Тарасов).
- В случае продажи на сделку выставляется не имущественный комплекс предприятия (здания, оборудование, техника и т.д.), а пакет акций — 77,8% от всех акций акционерного общества. Эти 77,8% акций принадлежат Республики Хакасия. Это и является предметом сделки.
- Для их продажи для начала требуется провести независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности и независимая оценка стоимости акций аэропорта. Это и дорого, и долго по времени.
- Правительство Хакасии должно согласовать с Верховным Советом Хакасии изменения в прогнозный план приватизации государственного имущества в виде акций АО «Международный аэропорт «Абакан». Верховный Совет в этом случае должен еще получить экспертное заключение Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия и утвердить проект программы приватизации аэропорта на сессии.
- Реализация пакета акций потребует объявления специального аукциона, что тоже потребует определенное время.
- Потребуется заключение Росавиации и Росимущества (Минэкономразвития РФ), с учетом мнения спецслужб, поскольку абаканский аэропорт считается стратегическим объектом. Также свое мнение может высказать и министерство обороны, как потенциальный пользователь услуг аэропорта.
- Без мнения общего собрания акционеров аэропорта также провернуть сделку в тихую не получится.
- И так далее…
В общем, история с продажей аэропорта не такая уж и простая, как кажется на первый взгляд. Даже чисто процедурные вопросы ставят столько дополнительных условий, что любой инвестор еще сто раз подумает связываться с правительством Хакасии.
Имя потенциального покупателя уже на слуху — компания «Базэл Аэро» — оператор аэропортов, входящий в группу активов Олега Дерипаски, человека для республики не чужого. Именно это обстоятельство и подстегнуло общественность Хакасии снова заговорить о судьбе аэропорта, ссылаясь на красноярский пример.
Но все «красноярские» аргументы как-то слабо укладываются в логику: ремонт той же ВПП не будет продолжаться вечно – сезон, от силы два. Даже в норильском «Алыкеле» полосу отремонтировали за 1,5 сезона, не закрывая аэропорт, который является единственным связующим звеном для Норильского промрайона с материком.
Между тем аэропорт уже разделил жителей Хакасии на сторонников продажи и противников сделки. Причем на стороне противников выступают громче всех те, кто летает из Абакана раз в несколько лет. Сторонники сделки свою позицию обосновывают просто: если в результате сделки упадет стоимость билетов на перелеты — без разницы, кто будет владельцем абаканского аэропорта.
Обратим внимание еще на один фактор: правительство в результате сделки по продаже пакета акций аэропорта рассчитывает получить около миллиарда рублей выручки. Не все эти деньги попадут непосредственно в бюджет, часть уйдет на расходные операции. Инвестору-покупателю, чтобы «отбить» этот миллиард, потребуется не один десяток лет при нынешнем уровне прибыли аэропорта. Так, по итогам 2019 года чистая прибыль предприятия составила менее 10 миллионов рублей. Считайте сами, есть ли смысл выкладывать в наши непростые времена миллиард, чтобы закрыть аэропорт, которым, между прочим, пользуется и министр обороны?
Есть своя позиция и у городских властей Абакана, которые предоставляют суперльготы по земельному налогу аэропорту. Без их сохранения на годы вперед никакому инвестору не интересно приобретать предприятие, если такие гарантии могут быть пересмотрены.
В общем, пришло время пресс-службе главы Хакасии объясниться перед общественностью относительно судьбы аэропорта. А то завтра на месте авиапредприятия может оказаться имущественный комплекс зданий самого правительства.
Александр Рыков
Опять “Базэл”…… Опять все келейно!?!?!?