Ежегодно 2 октября во всем мире отмечают День социального педагога. Эта профессия возникла совсем недавно, поэтому ее смысл понятен не всем. Сегодня праздник тех, кто занимается организацией профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых.
В это день мы решили выяснить особенности этой профессии у кандидата педагогических наук Ольги Гуровой. Ведь её воспитанниками являются социальные педагоги и психологи, которые успешно решают проблемы социализации и воспитания различных категорий детей.
В 1978 году Ольга Петровна окончила Абаканский педагогический институт (биолого-химический факультет). Работала учителем в двух школах города. В 1995 – поступила в аспирантуру при Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в Томске. Защитила кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам формирования системы непрерывного образования. В область её научных интересов входит проектирование профессиональных стандартов работников сферы образования.
– Ольга Петровна, кто такой социальный педагог и чем он занимается?
– Сегодня профессия социального педагога является востребованной, поскольку современное динамично развивающееся общество влияет на окружающих людей, их взгляды, принципы, и особенно подростков. Такой специалист – своеобразный посредник между взрослым и младшим поколением. Основной задачей его деятельности является успешная адаптация детей и подростков в обществе, работа по формированию у них необходимых навыков, в том числе в общении с педагогами, одноклассниками и родителями. Социальный педагог обязан распознавать опасности для развития ребенка, исходящие из его окружающей среды, и вовремя предпринимать меры к созданию благоприятных условий для развития личности. Также он ведет воспитательную и разъяснительную работу, способствует процессу социализации детей в коллективе. По профилю деятельности такие работники могут быть педагогами семейного профиля, руководителями детских объединений и организаций, а также аниматорами.
– Какие плюсы и минусы данной профессии вы можете назвать?
– Преимуществом, прежде всего, является качество профессиональной подготовки таких специалистов, организованной по направлению «Психолого-педагогическое образование». Социальные педагоги могут работать в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях (школах), а также в специальных детских садах компенсирующего типа для детей с проблемами развития, школах-интернатах, детских домах, в учреждениях дополнительного образования, учреждениях среднего профессионального образования, различных психолого-медико-педагогических комиссиях, учреждениях социальной защиты населения и т.д.
Из недостатков данной профессии я бы назвала постоянное общение социального педагога с родителями, ведущими аморальный образ жизни, а также семьями, не создающими безопасных условий для жизни, развития и образования своих детей. Социальный педагог, как правило, имеет ненормированный рабочий день, принимает участие в плановых рейдах, совместно с работниками полиции, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Он приходит на помощь в любое время суток, если существует угроза жизни и здоровья несовершеннолетнего.
– Чтобы стать социальным педагогом необходимо призвание?
– Я считаю, что такие специалисты нужны обществу, так как сейчас наблюдается значительный рост подростковой преступности, количества неблагополучных семей и детей с отклонениями в психическом развитии. Социальные педагоги сотрудничают с Уполномоченным по правам ребенка РХ, полицией, специалистами республиканского и городского Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также воспитателями и психологами образовательных организаций среднего профессионального образования. Поэтому помимо специального образования, они должны иметь призвание, терпение и желание изменить в лучшую сторону социальные условия жизни несовершеннолетних, выстраивать взаимодействие с «трудными детьми», проявить сочувствие и сопереживание, уметь приспособиться к любому ребенку и понять его внутренний мир.
– Какими личностными и профессиональными качествами они должны обладать социальные педагоги?
– Они должны обладать чуткостью, доброжелательностью, справедливостью, простотой и доступностью в общении, а также честностью, порядочностью и педагогическим тактом. Из профессиональных качеств я бы назвала: инициативность и настойчивость в оказании помощи ребенку, стрессоустойчивость, уравновешенность, трудолюбие, целеустремленность и организованность в работе. А совокупность личностных и профессиональных качеств обеспечат готовность и способность социального педагога успешно решать проблемы социального воспитания различных категорий детей.
– Что вы любите делать в свободное время?
– В свободное время сочиняю шуточные поздравления для коллег, своих воспитанников и близких. Со студенческих лет занимаюсь конструированием собственной одежды. Люблю природу, сыновей и внуков.
– Ольга Петровна, спасибо за интересную беседу! Поздравляю вас с профессиональным праздником, удачи и терпения в вашем нелегком труде!
Беседу вела Ирина Гусева