В Хакасии к концу первого квартала 2024 года вполне возможно усиление социального напряжения, обусловленного текущим экономическим кризисом. На фоне предстоящих президентских выборов этот фактор нельзя игнорировать.
Уже сегодня жители отдельных поселений живут в состоянии постоянного опасения из-за перебоев с электроснабжением, с животноводством огромные проблемы, Народный фронт только и успевает фиксировать жалобы на инфраструктурные проблемы в разных муниципальных образованиях республики. Вопрос возникает сам собой: не является ли это только верхушкой айсберга?
В нашу редакцию попал документ, который не оставляет места оптимизму. Сразу после выборов мы настаивали на необходимости пристального внимания к кризису в угольной отрасли:
- Хакасия на пороге экономического кризиса: о введении таможенных пошлин на экспорт угля
- Андрей Тенишев: новые пошлины крайне негативного отразятся на угольной отрасли республики
Мнения жителей Хакасии относительно добычи угля, конечно, неоднозначные, но игнорировать влияние этой отрасли на состояние региона – значит зарывать голову в песок. Вклад угольщиков в экономику огромен: это и прямые налоги в бюджет, и НДФЛ с заработных плат, и социальное партнерство. Но что мы видели буквально недавно в документах, полученных из недр Минэконома? Налоговые отчисления со стороны предприятий уменьшились, причем некоторые из них настолько, что даже стали отрицательными – обузой для бюджета, забирая обратно уже уплаченные авансы.
Собственно к документу. Мы видим, что это хоть пока и в проекте, выносится на совещание, но отгрузка, планируемая на Восток для Хакасии в первом квартале 2024 года, составляет всего 1,4 млн тонн.
И это при том, что с осени уже практически звучит набат о том, что угольная отрасль на грани остановки, а налоговые поступления от угольной промышленности иссякли. Причина? Минимальные объемы реализации, особенно во втором и третьем кварталах. Рост стоимости фрахта и услуг РЖД, увеличение ставок провозной платы и тарифов операторов вагонов. Все это ведет к удорожанию грузоперевозок на 20-30%. В таких условиях западные рынки становятся убыточными, объемы поставок на Восток и в текущем году оставляли желать лучшего, и при этом на следующий год, как мы видим из проекта документа, они только сокращаются.
Можно сказать, что вторую половину 2023 года угольные компании Хакасии в напряжении мобилизовали свои резервы, оптимизировали все что можно, подойдя к черте возможного запаса ресурсов в надежде, что в 2024-м станет легче и кризис постепенно будет компенсирован. По итогу же все только может усугубится, просадка предприятий только увеличится, внутренние резервы не безграничны, и это выдержат не все. Есть огромный риск, что некоторые компании просто остановят работу.
Возможно, что, когда дойдет очередь до второго квартала, где, судя по документу Минтранса, объемы на Восток увеличатся, везти будет уже и нечего. Отток профессиональных кадров и снижение поступлений от НДФЛ усугубляют ситуацию. По вполне возможному развитию событий, как логичный итог мы получим серьезный кассовый разрыв в бюджете республики. Если не предпринять срочных мер, реальность окажется жесткой: неплатежи, блокировки счетов, задержки зарплат.
При реализации столь печального сценария можно будет констатировать, что руководство Хакасии не смогло адекватно отстоять интересы жителей, потому что экономика – это всегда базис нормального общества.
Время, конечно, ещё есть, документ – пока лишь проект, так что у персон, громко заявлявших о своих лоббистских возможностях, есть возможность проявить себя в реальных действиях, а не на словах. Иначе может быть все очень неприглядно – пока вся страна будет принимать решение мирового масштаба, выбирая президента, Хакасия будет в глубоком кризисе из-за пустых слов и отсутствия профессионального подхода к работе.
Александр Рыков