В СМИ республики публикуется различная информация о состоянии дел в сфере экологии в Республике Хакасия, чаще всего с негативным оттенком. Так, директор ООО «Эколог» Алексей Вернигоров неоднократно высказывал мнение по поводу отсутствия в исполнительных органах власти профессиональных экологов. Обсуждаются вопросы по газификации, недостатки сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) Абакана, деятельность «Аэросити-2000», а также необходимость функционирования в регионе специальной мобильной лаборатории.

Для обсуждения этих и других проблем политик Александр Мяхар и председатель экологической палаты РХ Денис Баталов пригласили на круглый стол Руслана Шавыркина и Владимира Зарецкого, занимавших руководящие должности в федеральных и региональных природоохранных органах.

Руслан Шавыркин: Поставленные перед нами вопросы относятся в первую очередь к полномочиям исполнительного органа власти Республики Хакасия – Министерству природных ресурсов и экологии.

Алексей Иванович неоднократно говорил о том, что в Министерстве нет профессиональных экологов. Я бы рассмотрел этот вопрос немного шире. Поскольку мы с Александром Владимировичем историки, то хотелось бы окунуться в прошлое и взглянуть на проблему с иной точки зрения. Что было и к чему мы пришли спустя годы?

Специалисты знают, что пик развития Госкомитета по охране окружающей среды и природопользованию был в республике при Владимире Кырове, который до окончания срока Алексея Ивановича Лебедя был заместителем Председателя Правительства – руководителем Госкомитета. В этот период решались серьезные вопросы, в том числе связанные с защитой от негативного воздействия вод (ремонт гидротехнических сооружений), созданием сети региональных ООПТ, ежегодно публиковался Государственный доклад о состоянии окружающей среды, проводился эколого-этнический фестиваль «Чир Чайаан».

Владимир Максимович, кстати, стоял у истоков создания региональной системы особо охраняемых природных территорий Хакасии. Был сделан очень серьезный задел. Но после того как Алексей Иванович ушел в отставку, пришла новая команда, которая решила оптимизировать деятельность исполнительных органов власти. Началось массовое сокращение специалистов Госкомитета и других органов исполнительной власти, чтобы насытить кадрами другие структуры, в том числе Администрацию главы РХ. Так или иначе, именно с этого момента и начинается исход специалистов из Госкомитета.

Александр Мяхар: Я правильно понимаю, что та «яма» с многочисленными проблемами, которая сейчас есть в регионе в сфере экологии, затяжная? И, по сути, проблемы начались очень давно?

Владимир Зарецкий, Руслан Шавыркин, Александр Мяхар. Фото pulse19.ru

Руслан Шавыркин: Да, это так. Сегодня численность специалистов в органах исполнительной власти в области охраны окружающей среды, которые занимаются этими вопросами, снизилась примерно до 20 человек, в то время как при Кырове было более 40. Это лишь один момент.

Второй аспект связан с тем, что в Республике Хакасия действовало мощное Управление Росприроднадзора (более 50 специалистов, в том числе информационно-аналитический отдел). Многие помнят, к примеру, Олега Вениаминовича Косолапова и других. Но в настоящее время этого управления также не существует. Сейчас имеется отдел федерального государственного экологического надзора по РХ ЕМУ РПН, в штате которого около 20 сотрудников.

Таким образом, мы видим, что исполнительные органы власти регионального и федерального уровней претерпели серьёзную реорганизацию, в результате чего количество специалистов в этих органах снизилось более чем в два раза.

Александр Мяхар: Некорректное составление сводного тома ПДВ произошло из-за низкой квалификации кадров?

Руслан Шавыркин: Я бы не утверждал, что там нет квалифицированных кадров, большинство имеет профильное образование. Вопрос в том, что тот объем полномочий, который приходится на экологов в министерстве, невозможно выполнить качественно теми силами, которые имеются. С чего должны начинаться сводные расчеты загрязнения воздуха – с технического задания на их разработку. Это серьезная работа, требующая значительных трудозатрат. Очевидно, что работа была проделана некачественно, отсюда и получился некорректный том ПДВ.

Я был несколько удивлен словами министра о том, что сводный том выполнил свою задачу и он больше не нужен. На самом деле сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха необходимы специалистам, чтобы понимать, откуда происходит загрязнение атмосферного воздуха. Работать с этими источниками, планировать мероприятия по снижению негативного воздействия.

Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха разрабатываются в соответствии с НПА, которыми предусмотрено, что при изменении обстоятельств в том ПДВ вносятся изменения. Это «живой» документ, который дополняется, изменяется, так как модифицируются источники выбросов, развиваются технологии и пр. В настоящее время Проектному офису федеральной программы «Чистый воздух» придется самостоятельно разрабатывает сводные расчеты.

И как бы ни хотел министр уйти от значимости сводного тома ПДВ, не получится. Он очень нужен, но составить его нужно грамотно и профессионально.

Единственный положительный момент разработанного министерством тома ПДВ в том, что в Абакане начали вводить режим НМУ (неблагоприятных метеоусловий). Но введение этого режима подразумевает под собой проведение контрольными органами внеплановых проверок предприятий-загрязнителей, а я нигде не встречал информацию о проведении таких проверок, до населения её никто не доводил.

Важно понимать, что проведение и формирование политики в области охраны атмосферного воздуха, как и всей окружающей среды, в России закреплено за Правительством РФ и уполномоченными органами в области охраны окружающей среды. У исполнительных органов власти Хакасии – лишь участие в проведении этой политике с правом формирования своих региональных программ. Поэтому мы не решим проблем с загрязнением атмосферного воздуха без помощи федеральных органов. Да, действительно, со слов министра, мы попали в федеральную программу «Чистый воздух», но это не заслуга министерства, это результат работы сенатора и депутата Госдумы от Хакасии. Хотя этими вопросами должно было заниматься именно Министерство природных ресурсов и экологии РХ.

Александр Мяхар: Правильно я вас понимаю, что программу и реализовывать некому?

Руслан Шавыркин: Не совсем так. Федеральную программу реализует МПР РФ. Проектный офис совместно с министерством природных ресурсов и экологии РХ будут разрабатывать мероприятия, способствующие решению данной проблемы. Насколько будет задействовано наше министерство – вопрос открытый.

Денис Баталов: В чем еще проблема? Что касается сводного тома ПДВ. Я достаточно хорошо знаком с данной проблематикой, так как, в том числе, по нашей инициативе делалось заключение от Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева. Проблема в том, что в Хакасии доля участия в этих процессах министерства сводится к нулю. Единственное, что в данном случае сделал министр, это подписал какой-то там непонятный документ. То же самое касается и по ситуации с НМУ.

Не могу не сказать и о лаборатории, которая до сих пор не аккредитована и не сертифицирована. На ее приобретение было выделено около 20 млн рублей. И что мы имеем? Ни работы, ни лаборатории, ни специалистов. Но с трибуны министр заявляет, что мы поэтапно будем ее сертифицировать и получать лицензию на осуществление соответствующих замеров.

К сожалению, на сегодняшний день деятельность нашего уважаемого министерства сводится только к тому, чтобы распределять федеральные средства, которые поступают по нацпроекту по заявленной программе.

Есть даже сведения, что созданный сводный том ПДВ будут полностью переделывать московские специалисты. Более того, они будут заново его разрабатывать, что отбросит нас назад еще как минимум на несколько лет (до 2025 года).

Владимир Зарецкий, Руслан Шавыркин, Денис Баталов. Фото pulse19.ru

Владимир Зарецкий: Я хотел бы остановиться на сводном томе ПДВ. Это как раз тот серьёзнейший документ который позволяет участвовать в федеральной программе. Ситуация выглядит примерно так. Мы имеем разработанный министерством сводный том ПДВ, и мы можем участвовать в программе, но в связи с его некорректностью разработать и реализовать мероприятия по воздуху мы не можем. В связи с некорректностью документа проектный офис будет вынужден разработать сводные расчеты, только потом приступить к мероприятиям. А это время!

Что же касается передвижной лаборатории, то поверьте? это не тот автомобиль, который ездит по городу делает замеры и сразу выдает результат. Анализы все равно нужно обрабатывать в нормальной стационарной лаборатории для получения необходимого результата. Эта лаборатория в свою очередь должна быть аттестована и аккредитована. Чего у нас нет. Так было в мою бытность, и продолжает действовать. Нужно понимать, что это огромные затраты – десятки миллионов рублей. Для обслуживания лабораторий нужно специальное оборудование и квалифицированные специалисты.

Мы в свое время пошли по другому пути в целях минимизации затрат. Заявили в ведомственную целевую программу небольшие средства – около 300-350 тысяч рублей на календарный год для производства и обеспечения контрольно-надзорной деятельности. Речь идет об информационно-аналитическом сопровождении контрольной надзорной деятельности. Заказали эти работы в аттестованной аккредитованной лаборатории. И это работало. Были статейно выделены средства, в том числе и на непредвиденные расходы. К примеру, поступало обращение, что где-то плохая ситуация. Туда направляли лабораторию, специалисты делали замеры и имели на руках установленные формы документов. Вот так мы решали вопрос по лаборатории и работали успешно.

Когда мы заявились на лабораторию. На эти нужды заложили в ведомственную целевую программу всего 10 млн рублей. Тогда я выступил с докладом в Верховном Совете и доказал, что этих средств будет недостаточно на приобретение, аттестацию, аккредитацию, зарплату специалистов и пр. Эти цифры должны быть как минимум в кратном размере больше. Но их не оказалось… Что мы сегодня имеем? Время прошло, деньги потрачены на покупку машины. Прошло уже 3 года после приобретения передвижной лаборатории, а она не имеет аккредитации.

Руслан Шавыркин: Сегодня аналогичная передвижная лаборатория приобретена в Красноярске в рамках федеральной целевой программы «Чистый воздух». Закреплена машина за аттестованной и аккредитованной лабораторией филиал «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» — г. Красноярск. Для сопровождения контрольно-надзорной деятельности субъекта передвижная лаборатория не требуется, так как подконтрольных объектов единицы. Поэтому содержать целую лабораторию и приобретать дорогостоящий автомобиль для таких мероприятий нецелесообразно.

Я уже говорил, что в настоящее время в республике очень трудно получить информацию о деятельности госорганов в области экологии, а достоверную информацию о состоянии окружающей среды тем более. Ранее ежегодно публиковался Государственный доклад о состоянии окружающей среды, последний министерство размещало в 2019 году. Сейчас, безусловно, требования изменились.

Постановлением Правительства РФ от 2021 года все-таки предусмотрено размещение информации о состоянии окружающей среды на официальных порталах соответствующих субъектов, чтобы люди могли видеть в открытом доступе экологические данные. Эта информация включает 82 позиции, в том числе выбросы в атмосферу, лесные пожары и др. Но такой информации в настоящее время нет. Это все вызывает огромные опасения.

Владимир Зарецкий: Раньше губернатор и лица уполномоченного органа власти отчитывались перед полпредом президента в регионе. Я сам готовил такой доклад о состоянии окружающей среды в Хакасии для Сергея Чернышёва. Как говорится, возьмите, распишитесь. И даже за день просрочки нужно было писать объяснение, почему так произошло.

Александр Мяхар: Сейчас это не контролируется федеральным центром или умалчивается на региональном уровне?

Руслан Шавыркин: Это вопрос не к нам. Вообще, все проблемы с атмосферным воздухом сложились не сейчас, а еще в Советском Союзе. Если поднять планы развития региона, то мы увидим, что в республике всегда закладывалась угольная генерация. Газовая или электрическая здесь никогда не предполагались.

Все мы знаем, что при сжигании угля выделяется сажа и пыль, относящиеся по мере воздействия на человека к третьему классу опасности, т.е. умеренному воздействию. Но мало кто помнит, что при сжигании жидких и твердых видов топлива выделяется такое чрезвычайно опасное химическое вещество, как бензапирен. Он относится к первому классу опасности, вызывает онкологические заболевания, имеет канцерогенное, мутагенное, гематотоксическое, эмбриотоксическое действие и др. Ни кто об этом не говорит, не разъясняет.

И это еще один минус в работе министерства. У нас отсутствует экопросветительская работа. Никто не рассказывает и не предупреждает жителей об опасности сжигания ТКО в печах. Город пытается что-то сделать. Но, как говорится, один в поле не воин. Тем более это полномочия исполнительных органов власти республиканского уровня. Поэтому, к сожалению, сегодня мы можем говорить, что номинально у нас есть министерство природных ресурсов и экологии, но фактически полноценного исполнительного органа власти в области охраны окружающей среды нет.

Возвращаясь к высказыванию А.И. Вернигорова. В свое время первый замминистра курировал водные отношения, так как они подразумевают под собой прямую взаимосвязь с Москвой по включению в программы по защите от негативного воздействия вод, ремонт гидротехнических сооружений и др. Замминистра курировал вопросы охраны окружающей среды. Все это очень серьезные, ответственные вопросы. Если вы откроете сайт министерства и посмотрите на список заместителей министра вы не увидите в числе руководящих работников профильных специалистов, имеющих стаж и опыт работы именно по охране атмосферного воздуха, водных ресурсов. Так, и.о. первого замминистра одновременно является начальником отдела Охотнадзора, а и.о. замминистра в области охраны окружающей среды – руководителем Департамента по охране животного мира. Понимаете, о чем я говорю? Непрофильный специалист возглавляет направление деятельности.

Что касается решительных действий. К примеру, Красноярский край пошел по пути электрификации. Модернизируйте электрические сети в широком смысле, дайте населению дешевый тариф или субсидируйте стоимость потребленной электроэнергии, люди сами все сделают.

Александр Мяхар: Исходя из нашего обсуждения получается, что проблем в области экологии много: недостаточно специалистов, нет должного внимания к самой системе организации охраны окружающей среды. Можно пожелать действующему правительству и следующему реорганизации в системе исполнительной власти, где начать стоит с кадровой политики в экологическом направлении. Если нет специалистов, значит, нужно думать, как их привлечь. Во-вторых, необходимы структурные и комплексные изменения. К примеру, как вариант – пойти по пути кооперации решения проблем общей экологической зоны: Хакасии, Тывы и Красноярского края.

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments