Какими бы банальными не были выражения, что дети – наше будущее и наше все, в этом заложен глубокий смысл. И как ни крути, так и есть. Для всех и каждого из нас – это воплощение несбывшихся желаний и надежд. А еще – отличная маскировка, чтобы вновь стать ребенком, пуститься в пляс и насладиться незатейливыми радостями жизни: поскакать с мячом, поплескаться в речке, поиграть в снежки, покататься на санках. А когда наши дети вырастут – вся надежда на внуков! И вновь все по кругу…

Я солидарна с теми, кто считает, что дети – наше все, и, став мамой, поняла, что у счастья есть свой аромат, смех, цвет глаз и даже размер ножки…

Малыш. Фото: pixabay.com

Но к словам, что дети – наше будущее, я бы добавила еще и настоящее. Ведь прямо сейчас ваш ребенок существует, общается с миром, познает его, требует внимания и поддержки. А родители хотят воспитать ребенка так, чтобы он добился успеха и стал самым счастливым.

По мнению экспертов, в современном мире быстро адаптироваться и добиться высот может именно творческая личность, которая умеет молниеносно приспосабливаться, креативить, нестандартно мыслить и самовыражаться.

На главный вопрос – как помочь детям вырасти сильной, созидательной, творческой личностью, корреспонденту «Пульса Хакасии» ответила Ольга Колмакова – абаканский психолог с 22-летним стажем работы. В область ее профессиональных интересов входят в том числе и детско-родительские отношения.

Психолог
Фото: Ольга Колмакова

«Кому из родителей не хочется воспитать ребенка яркой, креативной, творческой личностью? Но на пути к этой цели мы часто совершаем множество ошибок. К примеру, некоторые считают, что ранние занятия чтением, письмом, счетом обязательно помогут ребенку быстрее адаптироваться к школе, а когда ваше чадо немного подрастет, его непременно нужно отдать сразу в несколько кружков и секций. Но, к сожалению, не всегда это идет на пользу ребенку, а в некоторых случаях может даже навсегда отбить у него всякое желание творить.

Но это вполне нормальное и здоровое желание – помочь малышу раскрыть свои способности и развить их во что-то более глобальное – таланты и призвания. Поэтому переборщить здесь можно и даже опасно. В этом плане популярным сейчас является слово «прокрастинация». Можно сказать, что это «аллергия» на слово «надо» и чрезмерные нагрузки, которые отбивают желание развиваться в этом направлении. Его становится настолько много, что вызывает чувство неприязни и даже отвращения.

В моей практике было много таких случаев. К примеру, однажды мы долго общались с человеком. А в итоге выяснилось, что он еще и на фортепиано умеет играть, окончил музыкальную школу, но в тот день, когда он это сделал, забыл об этом, как о страшном сне.

Фото: pixabay.com

Поэтому первое и главное правило: чтобы воспитать в ребенке творческую личность, важно создать для него максимальные развивающие условия. Это особая среда, где есть возможность пробовать. Но главное, чтобы она была безопасной, стабильной, удовлетворяющей базовые потребности (еду, сон, отдых), а также любовь. И тогда ребенок может спокойно идти в окружающий мир, узнавать и раскрывать свои способности, пробуя одно, другое, третье… А родители должны идти навстречу малышу: показывать, предлагать варианты, вместе выбирать и искать то, что, действительно, ему подходит и нравится, без навязывания и формирования жёстких рамок. Пусть ребенок пробует, даже если и через 10 дней ему это надоест и разонравится. Навязывание своих несбывшихся желаний и развитие новой созидательной, творческой личности – вещи несовместимые.

В некоторых случаях, конечно, возможно и настоять, но сделать это можно по-разному. Главное договариваться с ребенком на берегу, а для этого потребуется немало терпения, сил и времени. Повторюсь, что ключевое – создание определенной среды, в которой он растет и познает окружающий мир. И речь идет не столько о вещах или игрушках, а гармоничных взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Важен опыт взаимодействия с окружающим миром и жёсткие ограничения активности ребенка создают препятствия на пути его интеллектуального и творческого развития. Не запрещайте и не останавливайте малыша даже если он хочет проверить лужу в вашем дворе.

Фото: pixabay.com

Если говорить о творческой личности, речь идет не о тех детях, которые посещают сразу десять кружков и секций, а умеют и имеют возможность креативно мыслить и самовыражаться. У них есть ощущение свободы выбора. Ведь творчество – это свобода, полет фантазии, самовыражение и самоценность.

Очень часто слышу от детей, которые, к примеру, посещая художественную школу, отказываются туда ходить по причине, что они не могут создать что-то свое и тем самым теряют интерес. И тогда родители должны найти альтернативный вариант. К примеру, кружок, где он сможет и вернуть интерес, и развиваться в этом направлении дальше. С удовольствием творя шедевры на свободную тему.

Кроме того, родителям важно проявлять интерес к тому, что делает ребенок, даже если все это далеко от идеала и разница с вашим стереотипным направлением. Важна реакция родителей: у тебя интересно получилось, как тебе самому, нравится, я за тебя рада…

К критике ребенка, особенно в раннем возрасте, нужно относиться, очень осторожно. Нельзя резко критиковать проявление его творчества. Очень важно, когда результат твоей деятельности находит внимание и радость, что я могу, у меня получается, я интересный. Именно такой импульс дает желание двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом.

Фото: pixabay.com

Еще многое зависит от того, какая у нас задача: вырастить из ребенка великого музыканта или дать ему возможность проявить какие-то способности, чтобы заниматься творчеством и получать от этого процесса удовольствие. Наш мозг пластичен в любом возрасте и способен на формирование новых нейронных связей и навыков в любом периоде взросления. Нужно лишь дать ребенку возможность творческого проявления.

В нынешних реалиях, когда нам постоянно нужно чему-то учиться, чтобы идти в ногу со временем, творческим личностям освоиться проще всего. Креативность, гибкость, адаптивность – важные критерии, которые позволяют нам подстроиться под темп времени и перемен, добившись больших успехов. А из-за шаблонности мышления и жёстких рамок по средствам: должен, надо, правильно – гибкость, адаптивность, способность быстро перестраиваться теряются, и тогда личность не может адаптироваться под реалии или может даже «сломаться».

Но помимо творческих личностей, в мире много задач, которые выполняют люди, способные на монотонные и однообразные действия. И именно это их достоинство. Они делают работу тщательно, скрупулёзно и качественно. В поле их внимания не ускользают детали. И в таких людях мир также нуждается не меньше.

Только методом проб и ошибок можно узнать, твое это или нет. Сейчас в современном мире чрезвычайно важно расширять для наших детей диапазон новых ситуаций, знаний и способов действий, учитывая их способности и интересы. Помните ребенок – не наша копия, не наша собственность. Он – личность. А процесс воспитания – великое искусство, требующее от родителей безусловной любви, светлого разума и безграничного терпения.

Ирина Гусева

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments