В двух предыдущих материалах о МУП «Водоканал» Абакана и новообразовании ГУП «Хакаксресводоканал» мы рассказывали читателям о странной подковёрной возне вокруг тарифов для этих двух предприятий. После сравнения некоторых фактических данных прояснилась общая картина происходящей свистопляски с этими тарифами и не только с ними. Как ни крути, а больше всего это похоже на очередную попытку обанкротить стратегически важное предприятие и передать его в ведение республиканских властей под управление человека, который уже довёл одно такое предприятие до банкротства.
Почему «очередную попытку»? Да потому что первая попытка такого откровенного бреда с нарушением Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была предпринята ещё в 2010-2011 годах, когда под не существующий ныне «Хакресводоканал» начали собирать все водоканалы (Сорск, Абаза, Черногорск и т.д.).
А ведь в указанном выше законе (а конкретно – в ст. 14 п.4) специально для таких монополистов русским по белому сказано о прямых обязанностях именно муниципалитетов: «организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения» и т.д. Однако это почему-то никого не смутило.
К примеру, в те годы депутаты Черногорска проголосовали за то, чтобы упразднить свой муниципальный водоканал и передать все его функции и активы «Хакресводоканалу». Наверняка таким же образом обстояли дела и с остальными водоканалами муниципалитетов. Не поддался на уговоры в стиле «да зачем тебе этот убыточный водоканал» только Абакан.
Кстати об убыточности: на данный момент в Сорске, Абазе, Усть-Абакане есть (и нормально функционируют) свои собственные водоканалы. Выходит, все разговоры об этом имели лишь одну цель – задурить голову муниципалитетам и подгрести под себя все предприятия, став фактическим монополистом, чтобы потом взвинтить тариф на водоснабжение и водоотведение?
К чему привела попытка такой монополии, все и так в курсе – несмотря на крупные (около 200 млн рублей на протяжении лет пяти!) финансовые вливания из республиканского правительства на увеличение уставного фонда «Хакресводоканала» для погашения кредиторской задолженности и прочего, этот непомерно раздутый монопольный пузырь всё-таки лопнул, обанкротившись.
А вот с долгами разваленного предприятия начался откровенный театр абсурда. Пока шла долгая процедура банкротства (около 5 лет), долг с 600 млн вырос до 1,2 млрд. Тогда были арестованы председатель Госкомтарифэнерго РХ Олег Базиев, бывший первый замглавы региона Александр Голышев, коммерсант Ирина Свистунова, замдиректора «Хакресводоканала» Ирина Олешкевич. Все они были осуждены, отсидели по нескольку лет в колонии.
С осужденных суд постановил взыскать причиненный ущерб, более 100 млн рублей. не совсем понятно – а как это вообще? Долгов 1,2 млрд рублей, а взыскать только 100 млн? Но даже с этим взысканием вышел только пшик: одна фирма выкупила долг по символической цене — за 1,4 млн. И теперь право взыскивать долги с осужденных принадлежит ей. А вот будет она этим заниматься или включит режим «понять и простить» — думаем, ни у кого сомнений не осталось.
В общем и целом — был долг, да вышел весь. Многомиллионные вливания из республиканского бюджета, а также долги на сумму более миллиарда рублей вряд ли получится вернуть. Оборудование, помещения и коммуникации ведь не будут выставлять на торги. А то, что входило в конкурсную массу и должно было быть проданным, чтобы возместить убытки, можно назвать лишь одним словом — «хлам». Никому не нужный и потому не востребованный.
В противовес этому стоит упомянуть, что Абаканский «Водоканал» ни о каких вливаниях из республиканского бюджета и слыхом не слыхивал, да и мечтать не мог, что тогда, что сейчас. Тем не менее, хоть и затянув пояса, но на плаву держался, обеспечивая свои стратегические для муниципалитета функции.
Есть у Абаканского «Водоканала» одно уязвимое место — отсутствие в собственности очистных сооружений. По водоотведению есть всё, кроме очистных, которые находятся между Черногорском, Усть-Абаканом и Абаканом. Именно туда сходятся все стоки с этих муниципальных образований. Между прочим, около 85% всех сточных вод сливается как раз от Абаканского «Водоканала». Оставшиеся 15% неравномерно делят между собой Черногорск (с окрестностями) и Усть-Абакан.
В 2021-2022 годах, когда «Хакресводоканал» окончательно прекратил своё существование, глава Хакасии Валентин Коновалов принял единственно верное и логичное решение — передать все активы обанкроченного предприятия вместе с очистными сооружениями Абаканскому «Водоканалу». Подписал план мероприятий по перераспределению имущества ГУП РХ «Хакресводоканал». Однако дальше подписания дело не пошло — г-н Коновалов как-то резко передумал.
Дальше история мутная, бумагами не подтверждённая, если и были какие решения, то прошли они в устном порядке. Не то новые советники насоветовали, не то старые «специалисты по банкротствам» опять взялись за старое — сие достоверно не установлено. Пока. Однако злые языки поговаривают, что Черногорский мэр от создания собственного муниципального водоканала уклонился (переубедили по старой схеме «да зачем тебе этот убыточный водоканал»?).
А на Абакан вроде как пытались свесить не только очистные сооружения бывшего «Хакресводоканала», но и все сети Черногорска. Заметьте — в разрухе после банкротного предприятия, да в нарушение Федерального закона (№ 131-ФЗ; ст.14). Естественно, такие «подарки» от республиканской власти Абакану и с доплатой не нужны, не то что даром.
Ну а раз такой «щедрости» не оценили, то вот вам и ответ: вместо обанкроченного предприятия создали новое, добавив две буковки «АС» к старому названию, да руководство оставили прежнее, которое успешно предыдущую контору и развалило, увернувшись от взыскания долгов. Плюсом к этому, ГУП «ХакАСресводоканал» как новообразованное предприятие получил карт-бланш на поднятие тарифов и очередную растрату бюджетных средств.
Давайте просто сравним сметы предприятий. Абаканский «Водоканал» закупает соль для обеззараживания воды по 10 660 рублей за тонну, а республиканский ГУП «ХакАСресводоканал» — по 17 140. Вот только с объёмами добычи воды нестыковка получается: если у МУП это 22 331 тысяча кубометров, то у ГУП всего лишь 3 885. Просто какая-то пересоленная золотая вода получается в Черногорске.
Со спецодеждой для работников та же схема: одни укладываются в 5000 рублей на человека, экономя свой и муниципальный бюджет, а другие при этом шикуют – тратят на такую же позицию в смете по 32 000 рублей. И так практически в каждом пункте. Вот только как-то не верится в то, что «старое/новое» руководство ГУП «ХакАСресводоканал» не нашло, где закупиться подешевле. Скорее уж это выглядит, как мутные схемы местного Минздрава с «золотыми стульями», «золотыми тумбами» и с не менее странными передвижными диагностическими автокомплексами, когда закупались лоты у конкретного продавца с ощутимо завышенной ценой.
Но мутные схемы — это ещё полбеды. Основная проблема в том, что из-за того, что очистные сооружения сейчас находятся в руках республиканской власти, происходит прямое давление на водоканалы Абакана и Усть-Абакана. Именно эти два муниципальных предприятия находятся в прямой зависимости от очистных, потому как именно туда сливают стоки.
А новообразование на теле республики под названием ГУП «ХакАСресводоканал», прикрываясь поддержкой из серодомья, можно сказать — шантажирует их своим расположением в цепи. Ведь ГУП является конечным звеном, перерабатывая все стоки. Водоканалам деваться некуда, не сливать же всё в чисто поле? Выставляя завышенный в три-пять раз ценник за свои услуги, республиканское предприятие фактически загоняет оба муниципальных водоканала в долги, толкая их к банкротству, о чем мы подробно рассказали в предыдущих материалах.
- «Хакасресводоканал» – новая корпорация со старыми замашками поднимает тарифы
- Водоканал Абакана республика ведет к банкротству?
Вот и приходится муниципальным предприятиям писать обращения во все инстанции, взывая к прокуратуре, УФАС, председателю тарифного комитета РХ, главе Хакасии г-ну Коновалову, председателю ВС РХ Соколу, полпреду президента в СФО Серышеву. Только отклика не находят. Особенно у местных адресатов.
ФАС не видит в упор попытки создания монополии. Прокуратура вообще «не в курсе» — «это не к нам, наверно в какой-нибудь суд идите». Остальные молчат. А пока молчат — дело движется своим чередом. Если эти драконовские тарифы утвердят окончательно, то последствия не заставят себя ждать.
Сначала появится очередная дыра в республиканском бюджете из-за выпадающих доходов (только по Черногорску и Пригорску это составит около 123 млн рублей!). Потом неизбежное банкротство Абаканского и Усть-Абаканского водоканалов. Сначала от таких тарифов в прямом смысле взвоет весь бизнес в Хакасии, а потом и физлица присоединятся.
Не надо думать, что цена возрастёт только на холодную воду — на ТЭЦ своих водозаборов нет. Поэтому, приобретая техническую воду у республиканского предприятия по завышенной цене, они вынуждено поднимут цену и на отопление, и на горячую воду.
Ну и о методах ведения дел в «Хакресводоканале», а теперь и в новом/старом «ХакАСресводоканале», когда лишь прокуратура заставляет руководство гасить долги по зарплате, тоже забывать не надо. Тропинка уже проторена — раз уже обанкротились, растащив предприятие по кускам и увернувшись от возмещения долгов всем кредиторам. Что мешает провернуть это ещё раз?
Тем более, что кусок-то побольше получается, пожирнее — два муниципальных водоканала плюсом, со всем имуществом, есть ради чего стараться, закон нарушать…
История водоканалов Хакасии вырисовывает картину, в которой финансовые манипуляции и правовые нестыковки ведут к угрозе банкротства ключевых предприятий. Эта ситуация не только подрывает экономическую стабильность региона, но и ставит под угрозу экологическую безопасность, комфорт жителей их благосостояние. Надеемся, что пришло время для активных действий правоохранительных и надзорных органов сказать своё слово и вмешаться в республиканско-водоканальный спрут.
Игорь Бац
На самом деле все прекрасно. Тарифы поднимать сильно нельзя? Банкротится одно, образовывается другое и там взвинчивается тариф под небеса. Тут же эти цены вменяют Горводоканалу за очистные, а что делать водоканалу, который свои тарифы поднять не может? Правильно, тот просто загоняется путем простой манипуляции в огромный долг, а потом Павлин Богданко начинает процедуры банкротства и бесследно исчезает с огромными чемоданами бабла. Мы же остаемся без воды и в …. сами догадайтесь в чем, что сливать уже будет некому
И это очень в его павлиньем духе
Правительство меняется, а методы остаются, и заметьте – снова через коллектор
Да где ж оно. поменялось?На арене все те же клоуны
Кто опять карманы набивает? Можно угадать с трех раз.
Зато Местный! И очень Честный! …..с личиком испуганного мальчика ещё четыре года будет зарплату получать
Водоканалы в разрухе, а власть только тарифы винтит!
А ведь где-то кто-то на этой карусели с махинациями крутит лямы, а мы только спасибо скажем?