Накануне университетская общественность России отметила годовщину знаменательного события – 19 октября 2019 года в вузах по всей стране открылась 41 «Точка кипения». По сути, это был день рождения университетского формата «Точек кипения». Хакасия в этом вопросе осталась с краю. И не только в этом, если говорить об участии «главного вуза республики» (как гордо именует свой университет пресс-служба ХГУ) в жизни региона и страны.
Но давайте по порядку. Что такое «Точка кипения»? Это площадка, на которой студенты и преподаватели вуза могут встречаться с представителями бизнеса и власти, с различными специалистами и просто активными жителями региона, чтобы вместе работать над проектами, направленными на социально-экономическое развитие региона. Вузовские «Точки кипения» активно участвуют в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», который создан для включения университетского сообщества в предпринимательскую деятельность в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Сейчас в России – от Калининграда до Камчатки – отрыто 102 «Точки кипения», в которых прошло уже почти 90 тысяч мероприятий с числом участников почти 3 миллиона.
Хакасия в этом движении не участвует. Почему?
Об этом нам рассказывала кандидат экономических наук Татьяна Ковалева: «В Хакасии пока не удалось договориться об открытии “Точки кипения”. А это, безусловно, показывает, что интересы государственной власти, предпринимательского сообщества, науки, новаторов в нашей республике не совпадают. Все задают вопросы: “Что это и зачем?”. Но никто не спросил: а зачем это “нам” – государству и бизнесу, науке и предпринимателям и т.д.? Похоже, что все живут “в одной хате, которая с краю…” Не будет у нас “Точки кипения” – не появится и возможности подключиться к национальному сетевому акселератору, да и многих других возможностей».
Подробно свое видение того, что даст Хакасии открытие «Точки кипения», Татьяна Ковалева излагала в открытом письме ректору Хакасского государственного университета. Ректор ХГУ Татьяна Краснова ответила на это письмо пространной статистикой – кого и в каком количестве вуз выпускает, посетовав, однако, что 60% выпускников из Хакасии уезжают. Кстати, для вуза это вроде бы наоборот должно быть хорошо, ведь разъехавшиеся по всей стране и миру выпускники – это ходячая реклама того самого вуза, где обучили столь востребованных специалистов. Но почему-то мы не слышим про абитуриентов со всей страны, жаждущих получать знания в Хакасии… Хотя к этому мы еще вернемся.
Что касается площадки для встреч, то, по словам ректора, в ХГУ и так проводится очень много всяческих мероприятий — то сенатор Жуков приедет, то коммунист Афонин посетит, то вообще целый космонавт Артемьев передаст привет из космоса. Вроде как и не надо больше никаких площадок, ведь, как в известном меме, у нас уже есть площадка дома.
Так, может быть, нам действительно не нужны никакие федеральные проекты? Может быть, Хакасский государственный университет и без них находится не «с краю», а «на переднем краю» науки и технологического развития?
Если судить об этом по сухим цифрам статистики, то, к сожалению, в топ-100 вузов России ХГУ не входит. Если учесть, что всего вузов (государственных и негосударственных) в России чуть меньше 700, то войти в сотню лучших – не сказать чтобы прям сверхзадача. Между прочим, наш сосед Сибирский федеральный университет входит в топ-25, а относительно небольшой сибирский город Томск представлен в топ-100 тремя вузами.
Ладно, рейтинги – дело субъективное. Может быть, о достижениях студентов ХГУ что-то пишут в новостях? Давайте почитаем октябрьские сводки:
- Компания «Россети Сибирь» планирует внедрить в регионах присутствия инновационную разработку Омского государственного технического университета…
- Проект Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники поможет защитить банки и сайты знакомств от мошенников…
- Студент Алтайского государственного университета получил 1 млн рублей на разработку кормоконструктора…
Мы, конечно, рады за студентов других сибирских вузов, жаль только, что Хакасия опять где-то на задворках. А если кто-то скажет, что некорректно сравнивать технические вузы с хакасским, где в основном гуманитарии, то мы не согласимся. ХГУ уже давно не пединститут и выпускает специалистов по самым разным направлениям, включая технические. А если есть технические, прикладные специальности, то у выпускников должны быть какие-то практические разработки, которые нужны не только для получения дипломов, но и для применения на практике. А где практика, там есть и новости. Получается, по этому признаку тоже провал.
А ведь у ХГУ были все шансы стать форпостом информационных технологий, этакой российской «Кремниевой долиной». В начале 2000-х знаменитый Институт информатики и телематики (ИИТ) выпустил невероятное для такого маленького региона количество сертифицированных специалистов Microsoft. Первый директор ИИТ и проректор по информатизации Сергей Викторович Швец со смехом рассказывал историю, как иностранцы на одной из конференций удивлялись уровню наших специалистов и говорили, что секрет, наверное, в том, что «Хакасия – это страна хакеров».
Но секрет был не в этом. Просто у студентов и преподавателей было желание развивать то, что они считали важным, и вуз шел им навстречу. Например, когда-то в ХГУ было целых два сертификационных центра Microsoft, одним из которых заведовал начальник сетевого отдела университета Алексей Вишневский, другим – ставший позже известным предпринимателем и политиком Евгений Мамаев.
Эти же люди зародили в ИИТ еще одну хорошую тенденцию – стали писать книги, в которых делились своим опытом, и издавать их в московских и питерских издательствах компьютерной литературы. С 2000 по 2013 гг. студенты, аспиранты и преподаватели ИИТ выпустили 26 книг, по которым учились специалисты по всей России.
А что теперь? Какое место Хакасский государственный университет занимает в образовательном пространстве страны? Где учебные курсы от ХГУ на российских платформах дистанционного обучения? Возьмем две самые известные платформы – Открытое образование и Степик. Здесь множество курсов от российских вузов, в том числе от наших соседей – из Красноярска, Томска, Новосибирска, Омска. Дистанционные курсы – это не только вынужденное требование времен пандемии, это еще и престиж вуза, это вклад в общероссийское дело – повышение открытости и массовости образования. К тому же есть и прямая выгода для вуза – это его реклама, которую может посмотреть потенциальный абитуриент из любого уголка страны.
Но для того, чтобы что-то показывать, надо это что-то иметь. А для этого в первую очередь нужна инициатива. Нужно создавать свои проекты и участвовать в уже имеющихся, нужно поддерживать начинания студентов и привлекать на свою сторону новых людей с новыми идеями.
Поговорку «моя хата с краю» можно заканчивать не только словами «и я ничего не знаю». Есть и другой вариант: «Моя хата с краю — первым врага встречаю». Если перевести с языка метафор, то именно вуз (тем более если он хочет именоваться «главным» в регионе) должен готовить кадры для работы в быстро меняющейся цифровой экономике современного мира, первым принимать новые вызовы, быть драйвером развития — стоять на переднем краю, а не околачиваться с краю.
Вячеслав Крюков
Лозунгами и призывами ничего не исправить. Ситуация одинаково плоха во всех вузах страны, за очень малым исключением. Это результат отношения в стране к высшему образованию.
Не надо с больной головы на здоровую перекладывать и обобщать.
Разная ситуация. И зависит она от головы ВУЗа, головы региона.
Судя по уровню ХГУ в Хакасии это реально больные равнодушные головы. Грустно.