Мы продолжаем знакомить наших читателей с деятельностью общественных организаций, которые способствуют развитию гражданского общества.
Наряду с государственными образованиями, такими как Народный фронт, существуют и эффективно действуют независимые, такие как Центр развития общественного контроля (ЦРОК). Редакция «Пульса Хакасии» за несколько лет работы не один раз ссылалась на деятельность ЦРОК, а бывало, что и совместно подключались к решению определенного рода проблем. Сегодня мы вместе с представителем ЦРОК Беназир Мировой подведем определенные итоги деятельности организации за несколько лет и сформируем своеобразный рейтинг муниципальных образований по реакции на сообщения о проблемах и ошибках в работе администраций.
– Добрый день, Беназир. Во-первых, концептуально о вашей организации – это Центр развития общественного контроля и защиты права. Вы существуете уже 6 лет. Был определенный скепсис по поводу того, насколько удачно будет у вас продвигаться работа, но 6 лет вы работаете, вас узнают, вас видят, на вас реагируют. Но насколько эффективно решаются те проблемы, которые поднимают граждане? Либо же вы просто их фиксируете, а дальше они остаются сами по себе?
– Нет, это ошибочное мнение. Многие так думают, что мы просто фиксируем и на этом всё. На самом деле мы проделываем огромную работу. Хотелось бы отметить, что нас, грубо говоря, два человека работают в коллективе. Я снимаю, освещаю, договариваюсь с людьми, люди мне звонят, а вот документы уже подготавливает моя коллега Екатерина. То есть мы зафиксировали обращение, мы на него выехали, пообщались с людьми, например, и дальше мы уже работаем с юридической точки зрения – готовим официальные обращения и направляем их в различные инстанции. Начинаем, как правило, с администрации муниципальных образований, потому что это первый орган, который у нас отвечает за все социальные вопросы, проблемы населенных пунктов.
– Если администрация не дорабатывает либо занимается отписками, какое может быть продолжение?
– На практике это прокуратура, но зачастую без прокуратуры и не обходится, и различные министерства выше, то есть мы поднимаемся по лестнице: администрация, министерство, прокуратура.
– Как строится взаимодействие с администрацией, с органами исполнительной, законодательной власти? Есть с кем-то контакт, общее взаимопонимание, когда вы можете без документов что-то решить, попросить, к примеру, ту же мэрию, обратить внимание, или в каком-то личном чате сообщить, что есть какие-то претензии?
– Поначалу, когда мы только знакомились с администрациями, министерствами, всё решалось только через официальные обращения. Сейчас, конечно, спустя шесть, лет если надо что-то оперативно решить, то это по звонку решается, если это какая-то обычная проблема – яма на дороге или фонарь не работает. Администрация Абакана если видит посты какие-то про себя, они сразу звонят и говорят: «Беназир, почему эта информация не у нас, ты должна была сначала нам её отправить, мы должны были её решить, и потом уже вместе с положительным ответом выкладывать у себя пост». Это примерно так и происходит – муниципалитеты уже звонят сами, просят им напрямую сообщать и с ними решать вопросы уже в неформальной обстановке, по телефону.
– Интересный момент затронули про то, как работают администрации разных муниципальных образований. У нас недавно была статья о том, что вы опять фиксируете проблемы Черногорска, а если посмотреть ваш телеграм-канал, то видно, что есть проблемы в Саяногорске, Сорске и Абакане, но превалирующее большинство — не ошибусь, если скажу, что не менее 75 процентов, — это всё-таки Черногорск. Почему так сложилось? Одна из версий — вы территориально находитесь в Черногорске и для вас это всё ближе, вторая версия в том, что там всё-таки такая «зона уныния». Как правильнее считать?
– На самом деле и первый и второй вариант верны. Территориально мы действительно находимся в Черногорске, мы это не скрываем, и соответственно мы первые видим какие-то проблемы по городу, часто ездим и видим социальные вопросы, которые нужно решать. Но и на самом деле Черногорск – это действительно зона уныния, потому что люди из этого города чаще всего присылают обращения. У нас в закромах, наверное, больше десятка обращений, которые мы зафиксировали на своём портале, отправили, но я целенаправленно не выкладывала их в интернет, потому что понимала, что Черногорск уже всем надоел, даже нам. Потому что одно решили, а сверху еще каких-то десять проблем, которые нужно решить, и каждый раз всё больше и больше. Администрация говорит: «Ну да, мы хотим сделать это, но у нас денег нет». И каждый раз всё упирается в финансирование.
– То есть это самое лёгкое на что можно ответить. Но при этом простой пример приведу: мы с вами недавно были на улице, которая годами не делается, и администрация говорит – денег нет. И задали конкретный вопрос: «А вы вообще пытались войти в программу благоустройства по конкретной территории с конкретным проектом?» И такой же ответ – нет. Так а откуда тогда придут деньги, они же с неба не свалятся. Может быть, всё-таки вопрос в том, что администрация сидит ждет манны небесной, а под лежачий камень вода не течет?
– Да, я согласна, у нас было много обращений касаемо администрации Черногорска. Мы к ним обращаемся, предписание прокуратуры уже, к примеру, выписано, но им проще заплатить штраф 5-10 тысяч, чем пойти решить проблему. Какое-то такое у них отношение к ситуациям, которые складываются в городе, я не понимаю почему.
– То есть на штрафы деньги есть?
– На штрафы да, а вот на решение какой-то проблемы нет денег.
– Одна из животрепещущих и очень серьёзных проблем — это аварийное жилье в Черногорске. Буквально на днях связывался с Народным фронтом, который этот вопрос тоже держит под контролем и говорит о том, что сроки, которые были даны на исправление, истекли и дальнейший этап — это уже возбуждение уголовных дел через Следственный комитет, через прокуратуру. Вы со своей стороны активно участвовали в освещении этой проблемы. Не оставили её?
– Мы четыре года помогали в освещении этой проблемы, мы писали везде письма, и мы будем продолжать освещать эту проблему до тех пор, пока всех жителей не переселят. Конечно, если с объективной точки зрения судить, мы понимаем, какой это дом, все понимают – это пятиэтажное общежитие и там 70% жильцов неблагополучного слоя, много выпивающих, но мы боремся за тех людей, которые к нам обратились 4 года назад и которые просили помощи. Это больше десятка семей, которые хотят этого переселения, и мы в первую очередь сейчас за них бьёмся, чтобы они все-таки получили это жилье. Мы даже доходили до президента, писали письма, и нам приходил официальный ответ, но потом, четыре года назад, это всё благополучно замялось, и никто не стал следить за этой ситуацией
– Но будем надеется сейчас на то, что Народный фронт всё-таки доведет дело до конца, потому что дело получило уже и федеральную огласку. Понятно, что сейчас Черногорск в унынии, но будем надеяться, что через два года состоятся выборы главы города и всё-таки новая администрация будет более деятельная, более чуткая к таким вопросам, и деньги будут находиться не только на штрафы, но и на решение проблем.
Перейдем к организации вашей работы. Вы упомянули про портал. Что это за портал, как можно направить вам обращение? Для тех, кто еще не знает, как с вами можно коммуницировать, что можно подсказать?
– Наш портал – ЦРОК.рф, вбиваете в любом браузере, и он сразу выходит первый в поисковике. Заходите, вбиваете свой номер телефона, это всё, что нужно для регистрации, после этого появится форма на главной странице, в которой вы можете описать суть своей проблемы. Всё, оставляете это обращение, мы его увидим.
– То есть это в какой-то степени инкогнито и не нарушает персональные права?
– Можно инкогнито, персональные права мы абсолютно не нарушаем, никогда не выдаём ничьи данные. Если человек не боится и хочет указать свои данные, он может это сделать.
– ЦРОК.рф — это федеральный проект или субъектовый?
– Федеральный. Мы работаем на четыре региона, у нас Чита – Забайкальский край, Тува, Красноярский край и Хакасия.
– Что насчёт Сорска?
– Сорск тоже у нас зона уныния, это второй город после Черногорска. Там у нас очень много проблем, и каждый раз, когда администрации кто-то доносит, что мы собираемся в Сорск ехать, они на входной двери снимают ручку, закрывают на двери замок и нас не пускают.
– Помимо того, что Сорск тоже зона уныния, он еще и как-то информационно обделен, такое ощущение, что это город где-то там, вне Хакасии, какой-то своей отдельной жизнью существует. Где-то там греют тазики с водой на балконах, где-то там что-то происходит с какой-то котельной, а мы об этом городу узнаём, только когда там мэр начинает менять свою окраску. Вот что делать с таким богом забытым местом, как работать с Сорском? Есть какие-то перспективы того, что там жизнь у людей улучшится?
– Это не нам решать, улучшится здесь жизнь людей или нет, но мы делаем всё возможное, чтобы хоть какие-то маленькие проблемы решить, чтобы хоть какая-то радость у них свершилась. Тот же мусор у них постоянно – постоянные жалобы, которые поступают каждую неделю. Там даже не надо писать обращение порой, только мы выпускаем пост — и мусор убирается автоматически. Как-то администрация это регулирует, и люди счастливы какое-то время.
– Можно ли сказать, что это как раз показатель того, что администрация Сорска более способная, чем в Черногорске?
– Можно и так сказать. В Черногорске они тоже в принципе готовы решать проблему, но у них каждый раз какие-то препятствия на пути встают. В основном, это деньги, конечно. Но в Черногорске и проблемы посерьёзней. Это не только мусор, тут и освещение, и дороги, и аварийные здания, в Черногорске вообще масса проблем. Это, наверное, самый проблемный город Хакасии.
– В целом за 6 лет у вас уже были тысячи обращений. По количеству и качеству обращений, какие, на ваш взгляд, муниципальные образования республики самые проблемные? Сделаем некий рейтинг – какие районы самые проблемные, а какие относительно благополучные, где оперативно идут навстречу, решают вопросы?
– Если начать с негативного рейтинга, то, естественно, на первом месте Черногорск, второй — Сорск и третий — Вершина Тёи. Благоприятные — это Абакан, Администрацию Абакана я каждый раз отмечаю, потому что они действительно открыты и всегда идут на диалог. На втором месте Аскизский район — сам Аскиз и все населенные пункты этого района, кроме Вершины Тёи.
– Аскиз имеется ввиду само муниципальное образование, за счёт работы главы муниципалитета Марины Анжигановой, я правильно понимаю?
– Да. И третий — это Саяногорск. По Саяногорску очень мало обращений, меньше всего.
– Может быть, их просто всё устраивает?
– Может быть. Есть еще такая проблема – люди равнодушны к каким-то вопросам. Черногорцы молодцы тем, что они такие активные, не боятся и говорят о своих проблемах. Но есть много равнодушных людей, которые просто мимо проходят, их всё устраивает, они думают: зачем делать лучше, если так можно жить. Это грустно.
– На самом деле это проблема Хакасии, очередной итог выборов — красочное подтверждение тому. Но спасибо вам за то, что вы есть, спасибо, что мы общими усилиями пытаемся сделать жизнь лучше.
Читайте также:
- Беназир Мирова о Центре развития общественного контроля. Личность в студии
- ЦРОК фиксирует новые проблемы Черногорска
- К решению проблем дачников Хакасии подключился ЦРОК
- Переселенка из Чернобыльской зоны живет в Черногорске в заброшенной пятиэтажке без воды и отопления
- Жители снова жалуются на «Артель старателей Хакасия»
- В Аскизском районе золотодобывающая артель вырубает леса и загрязняет реки
- Черногорским предпринимателям закрыли дорогу на рынок
- Администрация Сорска не решает проблему водоснабжения
- Жители Черногорска пожаловались Путину на бездействие Белоногова