Заявление Валентина Коновалова о желании еще пять лет быть главой Хакасии предсказуемо. Московские коллеги из КПРФ это решение уже давно приняли, и Коновалову оставалось его только озвучить. Зачем это надо федеральному руководству компартии и отдельным персонам – Юрию Афонину и Юлии Исмагиловой? Версии разные, вплоть до коррупционных. Об этом судить не беремся, а что касается шансов действующего главы, то с позиций сегодняшнего дня оценку дать можно определенную.
Федеральная поддержка
Кандидату на должность главы Хакасии нужна федеральная поддержка. Персону Валентина Коновалова будет продвигать Геннадий Зюганов. Он лидер второй по величине партии в стране, в большой политике уже более 30 лет. Опыт и политический вес есть. Зюганов будет обсуждать губернаторское будущее своего протеже в Администрации Президента. Этот шаг вполне логичен, потому что баллотироваться на второй срок нужно после обсуждения этого важного шага в высшем руководстве страны.
Действующий губернатор, даже если это представитель оппозиции, это часть государственной машины, поэтому согласование участия в выборах – вполне логичная процедура, никоим образом не противоречащая демократическим принципам. При этом может быть принято соломоново решение, по которому в Хакасии за пост главы республики будут бороться несколько реальных претендентов, и кто из них одержит победу, того с ней и поздравят.
Электоральная база
Социологически опросы и замеры общественного мнения во многом от лукавого. Их результат зависит от того, какие вопросы задать, поэтому судить о реальном рейтинге Валентина Коновалова сложно. Но по наблюдениям за обществом можно утверждать, что большую часть своего электората он растерял. Не став своим в действующей системе власти, Валентин Коновалов также настроил против себя многих избирателей, которые ждали от него выполнения предвыборных обещаний. Если пройтись по всем тезисам, не сделано практически ничего.
Люди разочарованы, и оппоненты действующего губернатора еще неоднократно по пунктам вспомнят программу «светлого будущего», которую рисовал Коновалов, и что он в итоге сделал. Единственное, что может этому противопоставить действующий глава, рассказывать избирателям, что республика больше не живет в долг. Хакасия не берет новых кредитов и по возможности гасит старые. Впрочем, это как плюс, так и минус. Кредиты позволяют развиваться, когда собственных ресурсов не хватает. А жизнь по принципу «мы бедные, но гордые» не самый лучший двигатель прогресса. Пока соседи Хакасии строятся и развиваются, республика живет в режиме затянутых поясов. Такая перспектива еще на пять лет мало кого прельщает.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Чтобы бороться за пост губернатора, нужна команда единомышленников. За четыре года Валентин Коновалов ее так и не создал и предпосылок, что она появится, не просматривается. Все годы, что Коновалов находится у власти, в правительстве РХ идет пресловутая кадровая чехарда. Последние попытки помахать шашкой, убрав из правительства «предателей», несли в себе исключительно информационную подоплеку. Да и та оказалась пшиком. Увольнение Пономаревой и Гимазутиной политических бонусов не принесло, а вот система управления социальной сферы и образования перед новым учебным годом понесла ощутимый урон.
Новости о возвращении в Хакасию Богдана Павленко также похожи на действия утопающего, который в надежде спастись хватается даже за соломинку. Когда впереди предстоит жесткая политическая борьба, нужны единомышленники, которых Коновалову придется искать в рядах КПРФ, поднимая старую гвардию. Но и там бойцов немного, потому что в молодом секретаре республиканской партийной ячейки разуверились. Найдутся ли желающие идти с ним в решительный бой? Это, пожалуй, ключевой вопрос выборной кампании Коновалова в 2023 году.
Вся надежда на то, что можно будет снова лихо обещать невыполнимое. Вдруг избиратели Хакасии еще раз поверят. Поощрять такой настрой будет и федеральное руководство КПРФ, которому выгодно еще пять лет иметь своего человека в кресле главы Хакасии. В этом случае можно иметь в своем активе хороший политический козырь, возможность пристраивать на хлебные места своих соратников и при этом ни за что происходящее в Хакасии ответственности не нести.
Александр Соловец