Еще несколько месяцев назад Фейсбук и Инстаграм, принадлежащие компании Meta, которая ныне признана экстремистской и запрещена в РФ, считались самыми востребованными социальными сетями по продвижению личных брендов и бизнеса. Но далеко не все предприниматели спешат от них отказываться и продолжают пользоваться с помощью VPN. Насколько это правомерно, разберемся вместе с автором рубрики «Право для бизнеса», адвокатом Валентиной Игольниковой.
Все началось с решения Тверского районного суда города Москвы, который 21 марта 2022 года по иску генпрокуроры к холдинговой компании Meta Platforms Inc., запретил ее деятельность на территории РФ. Основанием для принятия такого решения стало то, что в течение длительного периода данной компанией допускались серьезные нарушения российского законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, а ее корпоративная политика направлена против интересов России и ее граждан.
Примеров очень много. Так, в марте 2016 года данной компанией в соцсети Instagram в открытом доступе были размещены фотоизображения нацистской символики и атрибутики, а также аннотация, пропагандирующая произведение «Моя Борьба». Также решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 января 2020 г. экстремистским информационным материалом признан видеоролик «Упадок уммы и средства выхода из него», размещенный в социальной сети Facebook.
В данном видеоматериале оправдывалась деятельность приверженцев религиозного экстремизма, пропагандировалась жестокость, насильственные и иные противоправные действия в отношении представителей органов государственной власти и правоохранительных органов. Он признан запрещенным к распространению в России, поскольку содержит пропагандистскую и противоправную информацию. Видеоролик может быть использован в ходе организации мероприятий, направленных на воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов, нарушения прав и законных интересов граждан по признакам отношения их к религии, а также доступ к видеоролику могут получить и несовершеннолетние.
Помимо прочего, как указал суд в своем решении, в связи с проводимой Вооруженными силами РФ спецоперацией по защите Донецкой и Луганской народных республик в соцсетях Facebook и Instagram распространяются многочисленные информационные материалы, содержащие призывы к совершению насильственных действий в отношении граждан России, в том числе военнослужащих. С целью возбуждения ненависти и вражды в отношении российских граждан и СМИ в названых социальных сетях тиражируются публикации, содержащие недостоверную общественно значимую информацию о ходе проведения спецоперации, действиях российских военнослужащих, а также материалы с призывами к участию на территории страны в несогласованных массовых акциях и массовых беспорядках.
Ознакомившись с материалами решения Тверского районного суда города Москвы, я для себя выявила много неясностей. Для лучшего понимания и разъяснения цитирую это решение:
«В связи с изложенным суд признает деятельность компании Мета экстремистской в части размещения, распространения и непринятия мер по блокировке материалов, содержащих призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан Российской Федерации и изменения основ конституционного строя, вследствие чего такая противоправная деятельность должна быть прекращена.
Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Meta физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.
Исковое заявление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации к холдинговой компании Meta Platforms Inc. о запрете деятельности на территории РФ удовлетворить: запретить деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации».
Исходя из этого, я сделала следующие выводы.
Во-первых, деятельность соцсетей Instagram и Facebook в России признана экстремистской и запрещена, но пользоваться ими по-прежнему можно, хотя и с рядом ограничений.
Во-вторых, использование гражданами и компаниями соцсетей Facebook и Instagram с помощью VPN не может быть признано экстремизмом, конечно, при условии, что посты пользователей не будут содержать призывов экстремистской направленности. Но в том случае, если государство приравняет VPN к чему-то запрещенному, вероятно, придется отвечать за это перед законом. Правда, очень сложно представить, как на деле отслеживать использование VPN, да и контролирующие органы, скорее всего, не смогут войти в соцсеть без VPN. То есть вопросов пока больше, чем ответов.
В-третьих, ответственность может наступить за размещение рекламы. К уголовной ответственности могут привлечь пользователей, которые перечисляют деньги компании «Meta».
Но если взглянуть на данную ситуацию с другой стороны, то пользователи заблокированных социальных сетей могут при определенных условиях приравниваться к экстремистам.
Так, действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за участие в экстремистской деятельности по ч. 2 ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ в виде штрафа до 600 000 рублей или лишения свободы на срок до шести лет. В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» под участием в деятельности понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации. То есть, если будет доказано, что вы каким-то образом пропагандировали данную запрещенную организацию, участвовали в каких-то мероприятиях, проводимых ею, или распространяли материалы.
Получается, что установленные приложения в телефонах и других устройствах могут быть приравнены к экстремистским материалам, а их использование к участию в экстремистской деятельности.
В любом случае каждый пользователь сам принимает решение пользоваться ли Instagram и Facebook под угрозой быть привлеченным к уголовной ответственности или все же лучше от них отказаться. Безусловно, во многом все зависит от профиля работы пользователя и характера размещаемых публикаций. Но стоит задуматься, насколько необходим вам такой риск.