Экс-глава регионального исполкома ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев прокомментировал конфликт, произошедший между координатором хакасского реготделения ОНФ Ксенией Лухман (Бугановой) и исполняющим обязанности руководителя аппарата главы Хакасии Владиславом Никоновым.
«Столкновение взглядов на допустимый уровень общественного контроля за ситуацией с ковидом в Хакасии и его публичного освещения, произошедшее между координатором регионального отделения ОНФ Ксенией Лухман и и.о. руководителя аппарата губернатора Владиславом Никоновым, вызвало большой общественный резонанс. К сожалению, негативный. По существу вопросы с обеих сторон были поставлены обоснованные, однако формат ведения дискуссии у сторон был совершенно разный.
Если говорить по существу позиций сторон, то ОНФ вполне справедливо отстаивает интересы жителей региона, отслеживая динамику ситуации и задавая неудобные вопросы. Для чиновников же вполне естественно пытаться замалчивать неприятные моменты. И без общественного контроля многие вещи оставались бы без огласки, не пресекались, а негативный эффект бы не минимизировался. Поэтому давление со стороны властей на ведение общественного контроля недопустимо. Отмечу и моральное право ОНФ ставить перед правительством неудобные вопросы.
Начиная с весны прошлого года региональное отделение ОНФ в Хакасии внесло немалый вклад в борьбу с коронавирусом и его последствиями. Так, по линии ОФН в регион поступило 10 млн руб., на которые было закуплено и развезено силами волонтеров 20 тысяч бесплатных продуктовых наборов жителям республики. Отмечу, что эта работа велась в тесном сотрудничестве с правительством Хакасии, Министерством образования РХ.
Волонтеры ОНФ принимали активное участие в доставке лекарств амбулаторным пациентам, помогали в приеме и обработке звонков на горячую линию в Хакасии, на федеральном уровне ОНФ также была организована горячая линия, на которой принято уже около 4 млн звонков. Также ОНФ на постоянной основе осуществляет мониторинг наличия лекарств в аптеках по всей стране. Именно на основе результатов этих мониторингов было принято решение о предоставлении пациентам на амбулаторном лечении бесплатных наборов лекарств. Всё это важная и нужная работа, которая велась в сотрудничестве с региональным правительством Хакасии. Поэтому случившееся вызывает лишь сожаление. В конечном счете страдают интересы людей.
Со стороны правительства было высказано пожелание не использовать тему коронавируса для «раскачивания лодки».
Действительно, ситуация весьма напряженная. И нельзя сказать, что правительство Хакасии провалило работу на этом направлении. По России год назад, в начале октября 2020 года, выявлялось 9-15 тысяч случаев, в октябре 2021 года – 25–33 тыс случаев. Конкретно на 19 октября 2021 года по России было 33740 случая, годом ранее – 15982 случая. Как видим, рост в 2021 году к 2020 году по России более чем в 2 раза (2,1 раза). По Хакасии на 19 октября 2021 года выявлено 160 новых случаев, тогда как годом ранее было 83 случая. Рост также примерно в 2 раза (если точно, то в 1,9). Таким образом, ситуация в Хакасии полностью повторяет общероссийскую.
Нельзя говорить о каких-то провалах, равно как и об удержании ситуации лучше среднероссийской. По уровню коллективного иммунитета в Хакасии ситуация несколько лучше, чем по России. Но это может быть следствием большого количества переболевших людей.
Безусловно, для чиновника уровня заместителя главы региона совершенно недопустимо вести диалог в том формате, что мы увидели. Да, многие руководители в текущей работе считают, что такой стиль общения более «доходчивый», позволяет экономить время. И зачастую другие участники дискуссии не возражают – т.к. обычно это люди подчиненные. Но заместитель главы региона – фигура совершенно иного уровня, которая обязана придерживаться определенной этики. И не важно, записывают при этом разговор или нет. Тем не менее, следует отметить, что Никонов принес свои извинения – в части использованной лексики, но подтвердил свою позицию по существу. Тем не менее, все же отмечу, что координатор ОНФ Ксения Лухман вела дискуссию более корректно. Не буду вставать на чью-то сторону – каждая из них права и не права одновременно.
Полагаю, все случившееся стоит признать недоразумением, а участникам инцидента, ОНФ и правительству, стоит сесть и проговорить формат сотрудничества на будущее. Если объединить усилия, то можно добиться гораздо большего, чем, если тратить время на ненужные споры и обвинять друг друга. В ситуации с коронавирусной инфекцией мы все в одной лодке и должны сообща противостоять этой беде».