Состоялась 22-я сессия Верховного Совета Хакасии, на которой комитету по бюджетной политике во главе с Олегом Ивановым удалось в очередной раз продемонстрировать своё альтернативное видение финансового благополучия республики.

Следует отметить, что некоторые из принятых на этой сессии поправок были если и не долгожданными, то уж своевременными точно. Как пример: законопроект о перераспределении 30% налога по упрощенной системе налогообложения в бюджеты муниципалитетов. В теории, это должна быть хорошая такая финансовая подпорка муниципалитетам. Предполагается, что в сумме это составит около 250 млн руб. в год.

Тем более, что в нынешних условиях, когда у муниципалитетов каждая копейка на счету, это могло бы хоть как-то исправить ситуацию. Опять же, без «НО» в этом деле никак. Теория – штука хорошая, много чего допускает. А вот практика к гипотетическим прибылям не так лояльна – приходилось уже республике спотыкаться об «умно свёрстанный» и «прагматичный» бюджет. Ну да ладно, расскажем пока что о плюсах нынешней сессии.

Также был принят законопроект «О едином нормативе отчислений в местные бюджеты в Республике Хакасия». Суть законопроекта в передаче части штрафов, которые раньше шли прямым ходом в бюджет республики. Согласитесь – неплохое финансовое подспорье муниципалитетам.

Ещё один положительный момент – в приведении республиканского закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в соответствие с федеральным. Как нам пояснили опытные охотники, по сути, это скорее возврат к старым нормам, которые нормально работали. Нововведения сказались не лучшим образом, и поэтому было принято решение вернуть начальный, рабочий вариант.

Остальные изменения не столь ярки, но сказать о них всё же стоит. Пример – проект изменения в закон «О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий в целях благоустройства». Оказывается, рассматривается он практически с мая этого года, а до сих пор вызывает вопросы. Председатель комитета по экологии, природным ресурсам и природопользованию Валерий Старостин спросил у докладчика о наличии риска удорожания услуг ЖКХ и целесообразности вообще принятия этой поправки. Однако объяснения в стиле «мы не знаем, мы попробуем, если что, обратно поменяем» никого не удовлетворили, и потому эта поправка так и осталась принятой лишь в первом чтении, отправившись на очередную доработку.

Особо стоит отметить невразумительную активность главы комитета по бюджетной политике Олега Иванова. Практически после каждого докладчика по изменениям, в той или иной степени касающихся финансов, он выходил к трибуне с поправками. И ладно бы все они были значимыми, стоящими внимания или хотя бы потраченного на них времени. К сожалению, нет.

Достаточно быстро утомившись этим степенным вышагиванием от своего места до трибуны и обратно, Владимир Штыгашев сделал г-ну Иванову замечание, что выступление с его поправками каждый раз именно с трибуны совсем не требуется, можно вносить их с места. Ну а уж коли есть такая охота вещать с места докладчика, то лучше сесть поблизости, на первом ряду, а не рассекать через весь зал. Дошла вот только эта простая мысль до адресата далеко не сразу. Отпустил замечание Владимир Штыгашев и по поводу качества работы комитета по бюджетной политике вместе с его главой: «Вас там вон сколько голов, а продумать досконально не можете. Идите и работайте, объяснять людям всё по-нормальному надо». Просто замечательная, на наш взгляд, характеристика.

Фото Пульс Хакасии

К этому времени, к поправкам г-на Иванова у депутатов появлялось всё больше вопросов. Ну и, конечно же, без внятных объяснений их доверие к его изысканиям уменьшалось в обратной пропорции. Стоит особо выделить область, в которой глава комитета по бюджетной политике показал во всей красе своё альтернативное мышление, причём вместе со своим комитетом. Речь идёт о внесении изменений в статью 11 закона РХ «О налоге на имущество организаций».

Нет, конечно, подавалось это под вполне подходящим к случаю соусом – нехватка средств в республиканском бюджете и, как следствие, срочная необходимость эту нехватку устранить. В общем, судите сами. Г-н Иванов НЕ предложил урезать расходы на представительство в Москве. Он также НЕ предложил урезать премии любителям трёхзначных цифр в процентном соотношении (500% и т.д.). Он НЕ предложил вернуться к прежнему налогообложению крупного бизнеса (убрать льготы, не оправдавшие надежд).

Зато этот «высокопрофессиональный» верстальщик «прагматичных» бюджетов нашёл более подходящий, по его мнению, способ. Глава комитета по бюджетной политике пошёл путём средневековых европейских королей: если казна пустеет, то надо увеличить налоги! Своей целью он выбрал юридические лица республики, предложив вменить им налог на гаражи и прочее недвижимое имущество, вплоть до недостроя!

Его предложение встретили в штыки депутаты, не способные НАСТОЛЬКО АЛЬТЕРНАТИВНО мыслить. Они сразу же заявили, что бизнес в Хакасии и так, что называется, висит на волоске – кто-то разоряется, кто-то регистрируется в другом регионе, кто-то уходить в тень. Такая мера только усугубит положение, а безработные, как известно, доходов в бюджет не приносят вообще.

Несмотря на вскипевшие страсти и попытки здравомыслящих депутатов донести эту истину до г-на Иванова, в первом чтении это изменение всё же удалось протолкнуть. Удастся ли это закрепить законодательно – очень большой вопрос. Тем не менее, во время перерыва, глава комитета по бюджетной политике услышал много непечатных слов по поводу своих умственных способностей.

Фото Пульс Хакасии

Конфликт не перерос (к счастью или к сожалению – не нам судить) в рукоприкладство, хотя приглашения к нему звучали с обеих сторон и каждый остался при своём. Однако впечатление всё это произвёло тягостное.

После перерыва, вопреки ожиданиям, накал страстей убавился, и обсуждение бюджета прошло без эксцессов. Критики предварительно было достаточно, но всё же бюджет Республики Хакасия на 2021 год был в первом чтении принят.

Осталось много вопросов о том, кто же у нас в республике на самом деле отвечает за бюджет и как такие люди оказались настолько близки к таким важным моментам в жизни региона. Неужели Хакасию ожидает принятие ещё одного «прагматичного» и «умно свёрстанного» бюджета? Многое станет ясно на следующей сессии. Тем более, что на сайте Верховного Совета РХ уже есть вопросы, которые будут на ней обсуждаться.

Там и о бюджете на 2021 и 2022-2023 годы, там и о размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения госслужащих, там и о статусе депутата ВС РХ. Словом – интересного много.

Борис Игнатенко

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments