ДомойОбществоИсторик из Хакасии рассказал о древних дворцах и храмах степной республики

Историк из Хакасии рассказал о древних дворцах и храмах степной республики

-

Ученый-историк Александр Поселянин рассказал, что на древней Хакасской земле археологи обнаружили четыре монументальных здания, построенных вопреки степным традициям не из дерева и войлока, а с применением глины. По размерам они сопоставимы с храмом, сельской школой или клубом. И, прежде всего, вызывает удивление, как могли отапливаться такие 10-комнатные особняки в суровые сибирские зимы.

«Хакасия – степной островок среди Саяно-Алтайского нагорья, поросшего дремучей тайгой. Это накладывало печать на хозяйственные занятия и культуру древних жителей, обитающих по левобережью долин Енисея и Абакана. В таежной части могли заниматься рыболовством с охотой, на равнинных черноземных землях бытовало мотыжное земледелие. Но на большей части Хакасско-Минусинской котловины существует суровый континентальный климат и каштановые малоплодородные почвы не позволяли развивать земледелие.

Поэтому в степной части сформировался тип хозяйства полукочевников – скотоводов, связанный с рациональным использованием степных пастбищ. Приходилось перегонять стада животных на новые места, чтобы не вытоптать траву полностью. Вся жизнь семьи степняков подчинялась сезонному кочеванию домашнего скота. Основу такого образа жизни составляли: выносливый неприхотливый домашний скот (лошади, овцы, верблюды, псы-волкодавы), транспортные средства (верховой конь, колесная арба) и разборное жилище – войлочная юрта. Существовала и степная мода одежды, также изготовленная из обработанных шкур и удобная для езды верхом на коне. Пищевая культура дополняла степной стиль культуры кочевников. Только молочная, мясная и растительная пища, которую давала родная хакасская земля. Больше степняку не на что было надеяться.

Поэтому очень любопытно выяснить время создания и архитектурные особенности этих зданий. В первую очередь, раскопки всех дворцов проводил наш знаменитый земляк – Леонид Романович Кызласов (доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ).

Первое здание – Ташебинский дворец. Он найден на окраине современного Абакана в 1940 году. Раскопки проводились археологами: С.В. Киселевым, Л.А. Евтюховой (Москва) и В.П. Левашевой (Минусинск). Леонид Кызласов, будучи школьником, уже принимал участие в раскопках древнего архитектурного памятника. К его изучению приступил после Великой Отечественной войны, во время обучения в МГУ.

Ташебинский дворец был построен без фундамента, на выровненном участке. Он имел внушительные размеры 35х45 м и площадь 1500 кв. м, состоял из 20 комнат. Здание ориентировано по сторонам света, дверь и вестибюль находились с юга. В центре – большой зал (132 кв. м), который окружали комнаты площадью до 30 кв. м. Во внешних стенах устроены окна. Основу здания составляли стены толщиной от 1,5 до 1,8 метров, и высотой до 1,5 метров, которые формовались из пластов влажной глины без примесей песка. Так, слой за слоем укладывали пласты хорошо перемешанной речной глины на высоту до полуметра. Затем давали время просохнуть и строили дальше. Между слоями добавляли мелкую щебенку, чем достигали еще большей прочности. Кровля опиралась на столбы, и была четырехскатной в двухъярусном расположении. Покрытие крыши состояло из хорошо обожженной керамической черепицы, в виде полуцилиндрических желобов, которые крепились к стропилам железными гвоздями. Стыки также плотно закрывались черепичными полуцилиндрическими плитками. Некоторые из них –дополнены декоративными оттисками с благопожеланиями китайскими иероглифами: «Сыну неба тысячу осеней и десять тысяч лет весной радости без горя». Интересной является и система обогрева огромного здания. Ее основу составляли тепловые каналы, устроенные под полом здания, где проходил горячий воздух их нескольких очагов. Дымоходы и очаги были устроены из песчаниковых плиток. На дверях центрального зала были закреплены дверные ручки с рогатыми антропоморфными изображениям с кольцом в носу. Внутри здания отсутствуют признаки интенсивной хозяйственно-бытовой жизни, только с внешней стороны стен найдены остатки костей животных. Находки железных изделий и глиняной посуды относятся к таштыкской археологической культуре, и только один сосуд несет следы влияния хуннской традиции. Керамические черепицы и нефритовая чашечка указывает на принадлежность к китайской культуру времен империи Хань. По мнению Леонида Романовича Кызласова, архитектурные приемы изготовления стен из слоев глины (пахсы) и система отопления, устроенная под полом здания, связаны со среднеазиатской градостроительной традицией. В отличие от среднеазиатских мастеров, китайские архитекторы строили здания на фундаменте, из формованных саманных кирпичей, а отопительные печи-каны размещали вдоль стен здания, и не углубляли их под полом.

Существует несколько точек зрения на датировку Ташебинского дворца, однако все они относятся к хунно-сяньбийской эпохе. Когда в Центральной Азии во время противостояния кочевников с Ханьским Китаем была создана кочевая империя во главе с племенами хунну, которая просуществовала три века– с III в до н. э. по II в н. э. В отдельные периоды хунны вынуждены были искать источники восполнения ремесленной и земледельческой продукции в Забайкалье, Южной Сибири, Средней Азии. Хакасско-Минусинская котловина привлекала, как сырьевая база железной руды. По приказу хуннских шаньюев на реке Ташеба создали факторию, и направили китайских чиновников и ремесленников – металлургов

После этого Леонид Романович занимался изучением поселений и городищ в Средней Азии и Республике Тыва. Также открытию древнехакасских городов предшествовало изучение раннесредневековых арабских и персидских источников. Поиски начались еще в 1958-1959 гг. с обследования крупных горных крепостей Хакасии: Оглахтинской, длина каменных стен которой составляла около 25 километров, и Барбаковской – до четырех. Однако обнаружить археологические следы этих городов удавалось в начале1970-х годов.

Второе здание – Ербинский замок. Он был расположен на железнодорожной станции Ербинская, на второй надпойменной террасе реки Сора. Котловина Copra лежит в верховьях бассейна реки Уйбат, знаменитой в археологии крупным княжеским могильником – Уйбатским чаатасом. Вместе с приведенными данными это выделяет долину реки в истории Хакасии. На территории могильника также проводились археологические исследования Л.Р. Кызласовым. Памятник до раскопок представлял огромный прямоугольный холм, вытянутый с запада на восток на 80 метров, а с севера на юг – на 60. Он представлял остатки разрушенного здания из саманного кирпича размером 48×24-26×11 см. Выяснилось, что здание было построено на массивной, сложенной из гранитных валунов платформе, размерами 41×32,5 м и высотой 1,5-1,7 м. Края ее были глинобитными, ограниченными по низу опалубкой из бревен. А наружные размеры стен – 37,5×28,5 м. Они сохранились на высоту до двух метров, первоначально возвышались над платформой до трех метров. Изнутри стены оштукатурены глиной и побелены известью. Сохранившиеся под их завалами остатки деревянных балок, матиц, брусьев, досок и колонн свидетельствуют, что огромный зал, вероятно, имел пристенные галереи. Вдоль северной и южной стен имелись четыре узких пьедестала, сложенных из кирпичей. Вероятно, служившие для размещения святынь, которые не раз перестраивались. Входов в здание было несколько, и к ним снаружи вели пологие пандусы. Восточный дверной проем (2,45 м) имел два порога и двустворчатых двери, так же, с тамбуром, был устроен и северный вход (шириною 2 м по верху и 1,3 – по низу). На объекте отсутствовали жилые остатки и отопление, что, наравне с особенностями интерьера, указывало на храмовый характер здания. Немногочисленные находки свидетельствовали, что оно было сооружено во второй половине VIII века, и продолжало существовать в IХ-Х вв. Храм погиб при пожаре.

Сопоставление формы хакасского названия долины Copra со свидетельствами рунических памятников привело Л.Р. Кызласова к выводу, что известная битва орхонских тюрок с первым древнехакасским каганом, состоявшаяся зимой 710 года «в черни Сонга», произошла в высокогорном течении реки Сон, севернее места раскопок. Обнаружение манихейского храма позволяло думать, что здесь и ранее размещался один из административных и религиозных центров государства, потому Барс-каган не случайно решил дать отпор врагу в этих горах.

Третье здание – Уйбатский храм 1. Он расположен в четырех километрах северо-западнее села Райков. Памятник размещается на второй надпойменной террасе реки Абакан, вытянут с запада на восток на 120 метров, а с севера на юг – на 360. Состоит из остатков разрушенных двух зданий из саманного кирпича. На территории памятника проводились археологические исследования Л.Р. Кызласовым и И.Л. Кызласовым. Раскопки в дельте Уйбата шли в течение 8 сезонов (1974-1981 гг.). Изучение обоих холмов и их округи показало, что здесь на протяжении пяти веков существовал крупный городской духовный центр, в котором, сменяя друг друга, действовали храмы. Большинство их представляло собою монументальные архитектурные сооружения со стенами из сырцового кирпича, но при строительстве применялись и деревянные конструкции и блоки. Часто использовались формировавшие интерьеры и поддерживавшие кровлю деревянные колонны.

Наиболее крупный холм (75x52x4 м) скрывал руины трех храмов, сменявшие друг друга на одной точке, начиная с VIII в. Первоначально это было сферическое оштукатуренное строение со стенами из тонких прутьев, возведенное в западной части открытого к небу двора (22×22 м). Затем все внутреннее пространство занял колонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали 169 мощных деревянных колонн, опиравшихся на каменные базы. Позднее зал был засыпан и над ним, во втором ярусе, сооружен квадратный храм, не имевший кровли. Основой храма служило круглое святилище (диаметром 8,8 и высотой 0,75 м), на которое с севера вела лестница в три ступени, посредине же располагался квадратный алебастровый алтарь с низким бортиком, повернутый углами по сторонам света. В разное время к этим менявшим облик храмам были пристроены еще два небольших сырцовых и четыре деревянных святилища. С южной стороны – сооружен квадратный в плане монастырь, очевидно, разделенный деревянными перегородками на ряд помещений. В восточной стене монастырской половины оставлены широкие ворота, в которые могла проехать повозка. В результате был создан прямоугольный комплекс, общими размерами 60×30 метров, вытянутый с северо-запада на юго-восток. К южному и северному углам здания пристроены одинаковые высокие восьмигранные сооружения с уплощенным верхом. За счет выступания башен размеры всего комплекса увеличились до 72×37 м.

Четвертое здание – Уйбатский храм 2. Он был воздвигнут в XI в. Это отдельное прямоугольное здание (20×16 м) без окон, входом с востока. Внутри располагался зал площадью 228,5 кв. м, в западной части которого 10 колонн на каменных базах ограничивали квадратное пространство, стороною 7,5 м. По археологическим данным храм просуществовал до монгольского завоевания Хакасии, по-видимому, до 1293 года. Вместе с ним действовало и пристроенное снаружи деревянное святилище.

В результате проведенных в Хакасии раскопок, Л.Р. Кызласовым было установлено, что население региона было вовлечено в орбиту политических процессов Центральной Азии. В результате мирных и военных контактов распространяется архитектора, характерная для оседлоземледельческих цивилизаций Древнего Востока, создаются древнехакасские города с храмовыми зданиям, а также манихейская религия».

Пульс Хакасии в telegram

2 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Пенс
3 лет назад

Ах, господа сотрудники сайта, археологи Евтюхова и Левашова! Поэтому их фамилии надо склонять как женские…

Владимир Данилов
Editor
Reply to  Пенс
3 лет назад

Спасибо за уточнение!

2
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x