Сегодня День российской печати – профессиональный праздник работников периодической печати, СМИ и журналистов. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер газеты «Ведомости».

Если история российских СМИ изучена довольно глубоко, то в Хакасии ситуация противоположная. Летопись журналистики нашего региона самая неизученная. Этой теме и посвятила свои научные исследования доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики института филологии и межкультурной коммуникации ХГУ Юлия Костякова.

История Хакасии, в том числе и изучение прошлого ее средств массовой информации – главное научное направление Юлии Борисовны. Но помимо этого она проявляет интерес к филологии, философии, психологии, социологии, то есть к любой науке, изучение которой позволяет расширить кругозор, пополнить багаж знаний, «родить» новую идею и почувствовать себя разносторонним человеком.

Откуда появилась такая любовь к науке, мы решили узнать у самого ученого.

– Юлия Борисовна, кто или что повлияло на ваше решение заниматься наукой?

– Я думаю, что человек не приходит в науку только потому, что принял такое решение. Обычно это лишь один из шагов, который делаешь на своем жизненном пути. Одного желания или решения заниматься наукой мало. Наверное, причину нужно искать достаточно глубоко, может быть, даже и в детстве. Вот представьте, каким может вырасти ребенок, если обе бабушки и мама – учительницы? Когда в общении постоянно всплывает что-то «педагогическое», какие-то профессиональные разговоры. Я с детства знала, что такое «часы», «нагрузка», «завуч»… Еще тогда решила, что никогда и ни за что не стану учителем. Но, видно, от судьбы не уйдешь… Хотя попытаться, конечно, можно. Например, выбрать такую профессию, которая никак не предполагает преподавание. И журналистика – это самое то! Журфак, три года в газете, 13 лет на радио, два года в пресс-службе ХГУ. И вот опять знакомое: «часы», «нагрузка», «завуч»… Ой, нет, здесь же завкафедрой! Интересный опыт, интересные ребята, интерес к общению с новыми людьми. И мысль о том, что одного профессионального образования и опыта для преподавания недостаточно. Нужны знания и информация, которую не найти в учебниках, чужих научных статьях и монографиях. И получить это можно лишь в том случае, если сама начнешь изучать свою тему, искать сведения, анализировать факты, копаться в архивах, искать людей, которые помнят что-то из прошлого.

– И вашей темой стала история журналистики Хакасии…

– Да, она оказалась самой неизученной. Но чтобы реконструировать ее, необходимо было изучить историю Хакасии. И этого не сделать без освоения российской истории, по крайней мере, трех ее последних столетий. Конечно, в своем журналистском прошлом приходилось общаться с учеными, интересоваться историей при подготовке статей и передач. Но чем журналист отличается от ученого? Он не изучает сам, а ищет того, кто знает, и берет у него интервью. Ученый же сам ищет факты и источники, анализирует, реконструирует причинно-следственные связи событий и явлений, восстанавливает биографии людей. И отчасти его научная работа тоже сродни журналистской, ведь в итоге наша аудитория получает новое знание о мире, о своей стране или малой родине, о прошлом своего народа или даже семьи. Ну а студенты – учебный материал, который расширяет их представления о прошлом, помогает лучше понимать настоящее и – кто знает – прогнозировать будущее. Но, знаете, заниматься наукой может, наверное, каждый. А вот стать ученым без помощи своего наставника, руководителя – это весьма проблематично. И я благодарна своему «проводнику» в научный мир – Надежде Яковлевне Артамоновой за то, что она в меня поверила, и в то, что журналист может стать профессиональным историком.

– Если бы представилась возможность задать любому ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и что за вопрос?

– Интересно было бы взять интервью у Петра I. Понятно, что он был личностью разносторонней, и ученым его можно назвать, скорее, условно. Но кто внес больший вклад в развитие российской науки? Я бы спросила его: какие напутственные слова он сказал Д.Г. Мессершмидту, когда отправлял первую научную экспедицию в Хакасию?

– Что вас мотивирует по жизни?

– Дети и упрямство. Детей трое, но самая младшая сейчас в таком любопытствующем возрасте, что приходится не просто «шерстить» Интернет в поисках нужной информации, но и перечитывать детские книжки, энциклопедии. А в результате этого меняются представления о мире. Приоритеты становятся другими. Интересы появляются новые, в том числе и научные. А упрямство… Когда не верят, когда сомневаются в моих силах, когда машут рукой и твердят, что ничего не получится, вот тогда и просыпается оно – упрямство. Нет, не так – УПРЯМСТВО! А вот и сделаю, а вот и получится, а вот и докажу, что могу. Это супермотиватор в любом деле, и в науке тоже.

– Чем вы любите заниматься в свободное время?

– Любимое занятие – отдыхать вечером на диване с планшетом и ни о чем серьезном не думать… Ага, поверили? Нет, отдыхать, конечно, люблю, особенно когда голова переполнена информацией. Но самый лучший отдых – это закопаться в «интернетные» дебри, найти очередную электронную библиотеку с научной или исторической литературой и несколько дней в полном азарте скачивать книги. Наверное, это можно назвать современным библиофильством: когда нет стеллажей с пыльными фолиантами, а только терабайты памяти, забитой под завязку файлами. Самые ценные в моей коллекции – это старые газеты. Они – источник информации, но и вдохновения для новых статей, монографий, учебных предметов и научных идей.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments