Общественный деятель из Хакасии Александр Мяхар побывал в Москве, где встретился с легендой шахматного мира, международным гроссмейстером Анатолием Карповым.

За 50 лет профессиональной шахматной деятельности Анатолий Евгеньевич сыграл свыше 2500 партий и имеет наилучший результат среди ранее игравших и ныне играющих чемпионов мира. Он является победителем более 150 шахматных турниров высшей категории, одиннадцатикратным обладателем «Оскара» – высшей награды шахматного мира, а также автором свыше 150 шахматных книг, сборников и учебников, изданных в России и за рубежом на 20 языках мира.

Президент ФИДЕ Макс Эйве провозглашает Анатолия Карпова 12-м чемпионом мира по шахматам. Москва. Колонный зал Дома Союзов. 24 апреля 1975 г.

Анатолий Карпов – член Союза журналистов РФ, автор многочисленных журнальных и газетных статей на общественно-политические, экономические и социальные темы, президент Международной Ассоциации фондов мира (с 1982 по 1992 – Председатель Правления Советского фонда мира), посол Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). За свои спортивные достижения он внесен в Книгу Рекордов Гиннеса.

– Я отношу себя к поколению советского периода и горжусь тем, что сейчас нахожусь рядом с легендой шахматного мира. Вы стали чемпионом мира достаточно молодым, в 23 года, какие чувства испытали в тот момент?

– Начал я играть в шахматы, так как мне это очень нравилось. На тот момент я ещё не задумывался о том, могу ли добиться таких высоких результатов и быть чемпионом мира. И даже когда я стал самым молодым международным гроссмейстером, я еще не ставил перед собой задачу в кратчайшее время стать чемпионом мира.

Но жизнь так сложилась, что я очень быстро прогрессировал и уже 1974 году понимал, что у меня очень хорошие шансы. Я нацелился на чемпионство, обыграв всех на тот момент играющих шахматистов. Причем это были не простые матчи. Они были намного длиннее обычных партий не только по тем временам. Самый короткий из них, который по правилам должен был играться между претендентами в четвертьфинальном матче, составлял 16 партий. Сейчас в матче за первенство мира играют 12. Я должен был играть 16 партий с Львом Полугаевским. Мне удалось его одолеть за половину и третью победу одержать уже в восьмой партии. Следующим соперником стал Борис Спасский, с которым мы играли матч уже из двадцати партий или четырех побед. Я проиграл первую, но затем выиграл 4 из 10. А с Виктором Корчным мы отыграли по полной программе – 24 партии.

– У вас была внутренняя установка и стержень на достижение результата? Что бы вы сегодня, став чемпионом мира, могли пожелать современной молодежи?

– Главное заниматься любимым делом. Но найти это не так просто. И, конечно, счастье, когда любимое дело становится профессией, как это случилось у меня.

– Сейчас вы политик. Насколько шахматы и политика схожи?

– Я всегда занимался политикой в том или ином роде, поскольку многие годы руковожу Международной Ассоциацией фондов мира (с 1982 по 1992 – Председатель Правления Советского фонда мира), поэтому данная сфера никогда далеко от меня не стояла.

– Насколько я помню, у вас даже был интересный эпизод – великое противостояние «Карпов – Каспаров», когда вам оставалось всего одно очко, но вмешался секретарь КПСС из Азербайджана…

Стартовая партия первого матча с Гарри Каспаровым. Москва. 1984 г.

– Да, он был достаточно сильной фигурой. Но из Азербайджана ему бы не удалось сделать то, что он сделал в Москве.

– Существовало политическое давление?

– Да, это было именно политическое вмешательство Гейдара Алиева. Тогда он являлся членом Политбюро и Первым заместителем Председателя Совета министров. Спорт, культура и медицина – все эти сферы были под его патронажем.

– Может, эта несправедливость и побудила вас прийти в большую политику?

– Думаю, что нет. Но несправедливость была большая. У меня, конечно, отобрали часть рекордов, которые я мог бы установить, наверно, даже по длительности владения званием чемпиона мира. Но, несмотря на то, что мне нанесли эти страшнейшие удары, все равно я смог вернуться. Кстати, это тоже рекорд. Ведь такого никогда ещё не было, и звание чемпиона мира возвращали только в матч-реванше. Это делали несколько раз Михаил Ботвинник и Александр Алёхин. Но чтобы после восьмилетнего перерыва вновь выиграть весь цикл соревнований и стать чемпионом мира, такого в истории шахмат ещё не было.

Это огромный срок, и если бы не проблемы и преследования, которые существовали, то даже при соперничестве с Гарри Каспаровым, которое возникло, мне удалось установить рекорд Линаресе – это оказалось лучшее выступление на международном турнире за всю историю развития шахмат. После чего я вернул звание чемпиона мира до 1999 года. И даже в тот промежуток – 8 лет, который у меня забрали, я всё равно оставался бы чемпионом мира.

– Какие яркие моменты были в вашей политической карьере?

– Повторюсь, что политикой я всегда занимался, так как руководил одной из крупнейших общественных организаций – Советским фондом мира. И мы всегда проводили социально направленные программы. К примеру, если вспомнить, то я был депутатом «Горбачевской поры» и на первом Съезде народных депутатов СССР призывал приравнять минимальную заработную плату к уровню прожиточного минимума в стране.

И только в этом году мы смогли выполнить эту задачу, но уже в Государственной думе РФ. И это совершенно правильно. Тогда были очень низкие пенсии, особенно на селе, и я даже от нашей организации (коллективным решением) в 1989 году передал Михаилу Горбачеву чек, сразу после своего выступления – в 50 млн рублей. Тогда это было около 80 млн долларов. Это были денежные средства Советского фонда мира как первый взнос в данную программу. Но её так и не приняли, деньги «скушали» совершенно в других направлениях, хотя это был целевой взнос.

Выступление моё носило содержательный характер. В большей степени оно было экономическим, а не политическим, так как в то время проводилась конверсия промышленности. Она оказалась непродуманной, спонтанной, которая нанесла серьезный удар оборонной промышленности, в том числе предприятиям данного направления.

И тогда я призывал Михаила Горбачева тщательно проработать этот вопрос. Поскольку в больших цифрах и масштабах вроде бы все сходилось, а когда мы начинали «приземлять» международное соглашение, то наталкивались на колоссальные проблемы конкретных предприятий. И самое несуразное решение было принято по отношению к Воронежскому механическому заводу, где проводили диагностику космических аппаратов и военной техники. Там они могли провести четыре этапа, и, несмотря на все сложности, завод продолжал работать. Загружать его ничем было нельзя, так как если настроил всю аппаратуру на испытание, то на другое переоборудовать его невозможно. И таким образом получалось, что такой цех должен был тянуть три квартала за счет своих других каких-то производств. А один квартал они работали сами на себя и давали прибыль.

Причем, думаю, что таких несуразностей по Советскому союзу было очень много и они наносили большой ущерб. Я уже не говорю о безумной кампании по уничтожению виноградников. В этом году мы принимаем закон, который поможет восстановить винодельческую промышленность в России. Тогда мы нанесли серьезный удар по единству страны, так как Молдавия, Грузия и Крым не могли понять, как таким образом можно относиться к народному богатству, истории, традициям.

– В Хакасии есть популярная политическая программа «Телегамбит», где между собеседниками устанавливается шахматная доска, и разбираются различные игровые комбинации. А один из любимых вопросов ведущего: «С какой шахматной фигурой вы, как политик, себя ассоциируете?»

– Провести аналогию трудно, поскольку количество игровых фигур на шахматной доске ограничено. Я, наверно, как чемпион мира, мог бы себя ассоциировать в большей степени с королем, но это не так. Я отдал бы предпочтение ферзю, близкому мне по мобильности, так как очень быстро передвигаюсь по стране, решаю разноплановые задачи и могу сказать, что моя пробивная сила достаточно велика.

– Как вы относитесь к тому, что ваш помощник Эльфан Рамазанов, активно участвует в политической жизни Республики Хакасия и уже собрал подписи за отставку действующего главы?

– Мы с ним давно очень хорошо знакомы. Республика Хакасия – его вторая родина, так как после службы в армии он остался там и работал руководителем железнодорожных предприятий. Его хорошо знают в регионе. И насколько я понимаю, у него болит душа по поводу такого любительского управления, сложившегося в республике.

Вообще, мне странно видеть такое положение, как сейчас в Сибири, ведь ещё при Советской власти надо было как-то иначе строить экономическое развитие, так как Алтай и Саяны – это фантастический источник сырья и богатейшие природные ресурсы. Наверно, именно там можно было создавать различные кооперативы. Можно еще вспомнить и старую работу Ленина о кооперации, которую забыли: ягоды, грибы, лечебные травы – всё это можно было организовывать тогда и сейчас, чтобы и население занять, и выгоду получить. Ведь сегодня к этому как-то по-особенному прислушиваются в мире. Охрана и поддержание здоровья – одна из основных задач государства и даже отдельной семьи. Вот у него и болит душа, что богатый ресурсами регион влачит жалкое существование.

Эльфан Рамазанов, Анатолий Карпов, Александр Мяхар в рабочем кабинете депутата Государственной Думы Анатолия Карпова

– Но по сути причины низкого экономического развития только две: неэффективное руководство или отсутствие инструментов (налогов, преференций, логистики и т.д.), с помощью которых регион может развиться. Какова ваша точка зрения по этому поводу?

– Неэффективное управление – само собой, но также это ещё и удаленность от экономически развитых регионов. Но, к примеру, Аравийский полуостров когда-то тоже был совсем забитым, по пустыне ходили бедуины, а потом там нашли нефть. И сейчас в экономическом плане это процветающий регион. Они добывают нефть и газ, который продают во всем мире. Ведь очень важно построить систему, которая помогает жить.

– Но это не отдельный регион внутри Федерации, а структурная единица, которая ведет самостоятельную политику. Разве у нас это возможно сделать?

– На Аравийском полуострове, где расположены Объединенные Арабские Эмираты, практически все самостоятельны, и главное то, что у его населения большие преимущества. Я понимаю, что многомиллионное государство обеспечить ресурсами сложно, но в Хакасии проживают около 600 тысяч человек. Думаю, что только одного каменного угля при правильной организации должно хватить для того, чтобы население не чувствовало проблем. Я уже не говорю о других ресурсах.

– Что тогда важно: изменить структуру управления регионом, более тщательно подходить к подбору управленцев (высших должностных лиц) или дать инструмент и, к примеру, сделать республику свободной экономической зоной?

– Прежде всего, должна быть отлаженная система подготовки кадров и работа с ними, потому что неподготовленных людей, даже если они выигрывают выборы, на такие важные «хозяйственные» должности, как руководители регионов, назначать нельзя.

Такие люди должны иметь экономическую подготовку и опыт руководства промышленностью. Можно вспомнить времена, когда эта система была отлажена и работала, не могу сказать, что без сучка и задоринки, но срывов много не наблюдалось. Руководителем крупного города или области не назначался человек, который не имел практического опыта. В большей степени ими были строители.

– Нам нужно менять выборную систему?

– Нет, повторюсь, что главное – это подготовка квалифицированных кадров. Там, где «чистые политики», надо организовывать скоростные курсы по азам экономики и эффективности производства. Может быть, политическим партиям следует подумать о выдвижении на такие хозяйственные должности более подготовленных кандидатов, которые имеют опыт руководства крупными предприятиями или сельхозобъединениями, в зависимости от того, какое главное направление в регионе.

Это очень важно. Кроме того, можно заранее готовить своих лидеров в этом направлении, потому что в какой-то момент лидер любой партии захочет стать руководителем региона, республики, области или даже выше. Но тогда он должен заранее подумать и готовиться стать профессиональным лидером, а не только политическим.

– Что пожелаете нашему небольшому с точки зрения населения сибирскому региону в сложившихся условиях?

Одолеть все проблемы, быть самодостаточным и благополучным регионом!

Беседу вёл Александр Мяхар

«Пульс Хакасии» поздравляет Анатолия Евгеньевича с юбилеем его мамы Нины Григорьевны, которой 9 января исполнится 100 лет.

Архивные фотографии взяты из подарочного альбома Анатолия Карпова (Москва 2010 г.)

Биографическая справка

Российский шахматист, многократный чемпион мира Анатолий Евгеньевич Карпов родился 23 мая 1951 года в городе Златоусте Челябинской области, в семье потомственных рабочих. Играть в шахматы он начал с 6 лет, а уже в 9 – получил первый разряд.

В 1963 году 12-летний Карпов стал самым юным в стране кандидатом в мастера спорта и выиграл чемпионат Златоуста среди взрослых. В 1966 – получил звание мастера спорта СССР, а через три года стал чемпионом мира среди юношей. А в 1970 – чемпионом России и получил звание гроссмейстера.

В 1968 году Анатолий Карпов окончил с золотой медалью общеобразовательную школу (математический класс) в городе Туле, куда семья переехала в 1965 году, и поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова. В 1969 – перевелся на экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), который окончил в 1978 году. С этого периода он работал младшим научным сотрудником НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. С 1980 – являлся старшим научным сотрудником кафедры политэкономии гуманитарных факультетов МГУ.

В 1972 году Анатолий Карпов дебютировал в составе сборной СССР на Всемирной шахматной олимпиаде в Скопле (Югославия). После чего начал борьбу за титул чемпиона мира по шахматам. Победив на межзональном турнире в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Карпов сыграл претендентские матчи с гроссмейстерами Борисом Спасским (десятый чемпион мира), Львом Полугаевским, Виктором Корчным, в которых победил и получил право встретиться в матче с одиннадцатым чемпионом мира американцем Робертом Фишером. Однако последний отказался подчиниться правилам Международной шахматной федерации (ФИДЕ) и явиться на матч, и 3 апреля 1975 года президентом ФИДЕ Анатолий Карпов был объявлен двенадцатым чемпионом мира.

В 1978 и 1981 гг. Карпов отстоял свой титул в матчах с Виктором Корчным. В борьбе за титул чемпиона мира Анатолий Евгеньевич провел пять матчей с Гарри Каспаровым.

После распада прежней системы чемпионатов мира Карпов стал трижды чемпионом мира по версии ФИДЕ, выиграв матчи с Яном Тимманом в 1993 году, с Гатой Камским в 1996 – и первый чемпионат-турнир по олимпийской системе в 1998 году, в финале одолев Вишванатана Ананда.

Анатолий Карпов является заслуженным мастером спорта СССР, международным гроссмейстером, 16-ти кратным чемпионом мира, восьмикратным чемпионом Европы, а также победителем личных чемпионатов СССР, чемпионом РСФСР и мира среди студентов, юниоров и чемпионом Европы среди юношей (1967-1968 гг.).

Анатолий Карпов является победителем 167 шахматных турниров высшей категории (по рейтингу ФИДЕ). Всего он сыграл свыше 2 тысяч партий и имеет наилучший (рекордный) результат среди ранее игравших и ныне играющих чемпионов мира.

На протяжении долгих лет Анатолий Карпов сочетает свои шахматные выступления с общественной деятельностью. В 1989-1991 гг. он был депутатом Верховного совета СССР. С 1982 года являлся председателем правления Советского фонда мира, а после его реорганизации в 1992 – президентом Международной ассоциации фондов мира, объединяющей фонды мира стран СНГ и Балтии и ряд общественных организаций других стран, с 1989 года – председателем Попечительского совета Международной неправительственной гуманитарной организации «Чернобыль – Помощь».

Анатолий Карпов вносит большой вклад в развитие, организацию и популяризацию шахматного массового движения в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. При его непосредственном участии были открыты и открываются шахматные клубы, в школьную программу вводятся шахматы.

За выдающиеся достижения в развитии российских и мировых шахмат, общественную деятельность Анатолий Карпов награжден орденами и медалями СССР, России и зарубежных стран, в том числе орденом Трудового Красного Знамени (1978 г.), орденом Ленина (1981 г.), «За заслуги перед Отечеством» III степени и Олимпийским орденом (2001 г.).

В 1998 году ему было присвоено почетное звание «Посол Детского фонда ООН (UNISEF) по России, странам СНГ и Восточной Европы».

Еще интервью:

Николай Фоменко о человеческой квинтэссенции и героях нашего времени

Александр Любимов: «Борьба за свободу граничила с отчаяньем»

Рецепт от Сергея Полонского: побеждать и оставаться людьми, чтобы… выжить!

Дмитрий Потапенко: «Нашей экономике оторвали ноги»

Юрий Афонин о правительстве Валентина Коновалова

Подписаться
Уведомление о

3 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Валентина
4 лет назад

С таким губернатором врятле нас ждет самодостаточность.

михаил
4 лет назад

Карпов голосовал за увеличение пенсионного возраста.Позор!Рядом пристроились:хозяин палатки и какой-то чудик.

вася
Reply to  михаил
4 лет назад

Ага, и чет-то этот пристроившийся чудик бывшему главе не задавал вопросов про распил средств и выкачивание бабла из республики.