В конце ноября Верховный Совет Хакасии намерен узаконить свои новые полномочия и вместо принятия программ социально-экономического развития региона оставить за собой обязанность утверждать документы по стратегическому планированию развития республики.
Казалось бы, аналогичные понятия, но федеральный законодатель их развел между собой, и вот теперь региональные депутаты вынуждены уточнять свои новые полномочия. Отметим только, что проект программы социально-экономического развития Хакасии до 2030 года уже разработан Правительством и активно обсуждается на всех уровнях власти и экспертами – большинство оценок либо откровенно критические, либо весьма и весьма скептические.
Также депутаты уточняют полномочия ряда своих комитетов. Так, вопросы жилищной политики станут новыми для комитета по экономической политике, транспорту и строительству; кураторство Общественной молодежной палаты (Молодежного парламента) при ВС РХ переходит от комитета по социальной политике к секретариату сессий Верховного Совета; комитет по экологии, природопользованию и природным ресурсам уточняет сферу свой компетенции как “окружающая природная среда”. Все эти изменения не затрагивают основы работы республиканского парламента, лишь уточняют некоторые ее детали.
А вот отзыв на проект федерального закона о газоснабжении должен хотя бы частично успокоить потребителей бытового газа жильцов многоквартирных домов, прежде всего в Черногорске и Абакане, в части безопасности. Госдума предлагает, во-первых, отказаться от использования газа во всех вновь построенных многоквартирных домах; во-вторых, отказаться от сжиженного углеводородного газа в баллонах в МКД; в-третьих, усиливает взаимную ответственность эксплуатирующей организации и собственников жилья при использовании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Все эти меры должны снизить риски аварийности на газоснабжающей инфраструктуре и исключить по максимуму вероятность взрывов газа.
Кроме того, депутаты вернутся к рассмотрению нашумевших законопроектов в сфере льготного налогообложения, особых условий при реализации региональных инвестпроектов, налогов на прибыль и имущество организаций. На сентябрьской сессии документы были приняты в первом чтении и в течение двух месяцев шло согласование поправок к ним. Главная суть разногласий между правительством и группой депутатов парламента – потенциальное попадание в число льготников угледобывающих предприятий Хакасии.
В тоже время, как сообщили накануне в программе “Вести. Енисейская Сибирь”, в рамках межрегионального социально-экономического проекта угольщики Хакасии готовы инвестировать в новые мощности десятки миллиардов рублей и довести уровень добычи угля на Бейских разрезах до 20 млн тонн черного топлива.
Также в повестке ближайшей сессии Верховного Совета Хакасии значатся:
- поправки к закону о транспортном налоге: участники локальных войн будут освобождены от уплаты налога за ТС мощностью до 150 л.с.;
- об уполномоченном по правам человека: в основном они касаются деятельности общественных наблюдательных комиссий в системе исполнения наказаний и взаимодействия в этой сфере омбудсмена и Общественных палат федерального и регионального уровней;
- ряд других законопроектов, требующих изменений и дополнений в связи с изменением федерального законодательства.
Однако центральными вопросами станут проекты законов о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020-2022 годы и бюджете ТФОМС по Республике Хакасия на ближайшую трехлетку. Обсуждение предстоит не из простых, поскольку уже сейчас к бюджетному законопроекту есть немало вопросов как у депутатов, так и у муниципальных властей. Но первый публичный раунд выяснения межбюджетных отношений намечен на 20 ноября, когда должны состоятся публичные слушания.
Решением Президиума Верховного Совета депутаты соберутся на сессию 27 ноября.
Александр Рыков