Быстро растущий в последние годы Абакан вместе с решением многих проблем, заложенных еще в советские времена,  получил и новые. И хотя городские власти оперативно вносят их в документы стратегического развития города, часть из нужно было бы решать еще лет 10 назад. Тогда сегодня эти вопросы не были бы многозадачными.

Во-первых, это коммунальная инфраструктура. В городе есть улицы и кварталы, где до сих пор жители пользуются водой из водонапорных колонок. Центральное водоснабжение, которое активно развивается в районах многоэтажной застройки, сегодня недоступно жильцам бараков, оставшихся в старых районах города, и особенно в частном секторе. Поэтому развитие сетей ХВС все еще остается перспективной задачей для городских властей.

Теплоснабжение развивалось в последнее время СГК и концессией с ЮСТК и имеет ряд перспективных направлений – девятый и десятый районы, Мостоотряд и Согра, Разъезд и далее на село Подсинее Алтайского района. Но инвесторы сейчас озадачены теплоснабжением Черногорска, так что перспективы Абакана здесь просматриваются в отдаленном будущем. И тут есть вопросы уже в экологической плоскости.

Не менее остро стоит и проблема системы водоотведения. Коллектор в районе села Калинино, который вроде бы и отремонтировали этим летом, продолжает тревожить местных жителей и специалистов. Но это не единственное проблемное место – неоднократно СМИ указывали на порывы на р. Ташеба в черте города. Да и общий износ канализационных сетей составляет около 70%.

Более благополучно обстоят дела с сетями энергоснабжения. Абакан остается единственным муниципалитетом, у которого эффективно функционирует уличное освещение (хотя есть проблемы в частном секторе, междворовых проездах, тупиках), есть возможность подключения новых объектов, в том числе – социальных. В этой системе главной задачей остается вопрос повышение качества энергоснабжения. Помимо надежности, абаканцев, прежде всего малый и средний бизнес, волнуют тарифы на техприсоединение и непосредственно плата за потребленные киловатты. Расходы на электричество для многих просто неподъемные.

Во-вторых, социальная инфраструктура. Многим абаканским детсадам и школам старой постройки требуется и простой, и капитальный ремонт, замена окон, и не только в учебных классах, благоустройство пришкольных территорий, в том числе и установка современных спортивных городков, асфальтирование территории. Одной из последних инициатив Николая Булакина как раз была идея о создании нацпроекта по ремонту старых школ и детских садов.

Отремонтированный ГЦК “Победа” – давно уже достопримечательность города, но прилегающая территория явно нуждается в ремонте тротуара и оборудовании автостоянки. А вот культурно-досуговые центры, пока относительно новые, уже через несколько лет будут нуждаться в обновлении фасадов и интерьеров. Украшением города стала также обновленная художественная школа. Во внимании нуждаются и оставшиеся клубы по месту жительства.

Спортивные сооружения муниципального подчинения на сегодняшний день тоже находятся в более-менее приличном состоянии, но в городе абсолютно не развита система дворовых спортплощадок и игровых коробок. Есть несколько действующих, которые поддерживаются либо управляющими компаниями, либо энтузиастами, но большинство из них построено 20-40 лет назад и нуждается в ремонте, качественном содержании и обслуживании.

Еще один момент – в Абакане отсутствует общественная территория для массовых мероприятий, в том числе и не только тех, которые организовывает и проводит администрация города. Парк культуры и отдыха в силу своей специфики на эту роль подходит только при организации конкретных мероприятий; Черногорский парк также нуждается в серьезном обновлении и дополнительном благоустройстве. Многочисленные скверы и минипарки имеют ограниченные ресурсы для проведения каких-либо массовых культурных акций.

Сейчас эту нишу пытается занять новый музейно-культурный центр, но это закрытое помещение. Абакану стоит всерьез задуматься над созданием такой арт-площадки, которая бы выполняла сразу несколько функций в сфере культуры. Здесь главное условие – пешая доступность из любого района города. Новая территория – “парк Арбан” – может выполнить эту задачу, но пока там не предусмотрена именно площадка для массового сбора граждан.

В-третьих, самая напряженная сфера – дорожно-транспортная инфраструктура города. К качеству дорог в Абакане особых претензий нет, но есть вопросы по ливневой канализации. Абаканские водители с ходу могут назвать с десяток луж-озер, которые десятилетиями и годами портят настроение как пешеходам, так и автолюбителям. Стандартные – на ул. Павших Коммунаров в районе школы №2 и в районе АОМЗ; проезд под коммунальным мостом в районе улицы Набережной; Автовокзал и Центральный рынок; Управление ГИБДД по Хакасии на улице Ярыгина; и классика – перекресток Чертыгашева и Щетинкина и ряд других в разных районах города.

В этом сезоне было многое сделано для решения этой проблемы, но в полной мере работоспособность обновленной ливневки можно будет оценить только в следующем году. Остается надежда, что при реализации дорожного нацпроекта до 2024 года удастся решить решить проблему с огромными лужами в Абакане, которые так портят репутацию города. Есть просто ужасные участки для подъезда к ряду школ и детских садов.

Есть и застарелые проблемы с трафиком. Улицы Некрасова и Кирова взяли на себя огромную нагрузку, но все равно в городе остались узкие места, которые в самые неожиданные моменты превращают город в один большой затор.

Прежде всего, это улица Советская от кольцевого пересечения с улицей Пушкина с Некрасова. Будними вечерами там скапливается довольно-таки внушительная по абаканским меркам пробка.

Второе узкое место – кривой перекресток Чертыгашева и ЛенКомсомола. Это самое ужасное место в центре Абакана, и когда его перекрывают, это становится почти непреодолимой проблемой для автомобилистов. А когда вместе с ним закрывают перекресток Чертыгашева-Ярыгина, то для абаканского трафика это означает практически полную остановку движения в этой части города. Кстати сказать, и сама Ярыгина в промежутке от Ленина до Тельмана также остается проблемным участком для движения. Есть вопросы по движению из Красного Абакана, по проезду Северный, части Кати Перекрещенко.

Несмотря на недавний капремонт Щетинкина, проблема с заторами так и осталась. Зачастую можно видеть как машины “ползут” от ЗАГСА и практически до Пушкина. Особенно – от Ленина до Универмага, поскольку крайние полосы заняты стоящими машинами.

Это означает еще одну локальную, но очень важную проблему – парковки и стоянки в квадрате К.Маркса-Ленина-Щетинкина-Пушкина, на улице Ленина от К.Маркса до Парка “Орленок”, параллельно – по ул. Хакасская и так далее.

Ждут абаканцы и реконструкцию виадука по улице Мира, где сейчас при повороте налево на Гагарина также отмечаются серьезные заторы. А вот изменение схемы движения в этом районе абаканцы уже оценили – проехать по Мира стало легче. Своего часа ждет и виадук по Тараса Шевченко, поскольку и он пользуется повышенным спросом тех водителей, которые двигаются по ул. Павших Коммунаров.

Еще один комплекс проблем – городское благоустройство. Созданное Городское парковое хозяйство и цех озеленения Спецавтобазы ЖКХ, УК и ТСЖ  приложили немало усилий для наведения порядка в системе зеленой архитектуры Абакана, но работы еще много. А для этого необходима отдельная городская программа в этой сфере, которая бы работала вместе с проектом городской комфортной среды.

Есть вопросы и по предновогоднему оформлению Абакана, как впрочем и по  предпраздничному в целом. Нужны какие-либо инициативы в этой сфере от власти, общества, бизнеса. У города, по сути, нет своего праздничного “лица”, Абакан трудно отличить в праздники от любого другого провинциального города России.

Старая проблема, которая стала только еще острее – строительство в городе. Абакан перегружен коммерческой недвижимостью в новостройках, новые микрорайоны многоэтажной застройки превратили город в “человейники”, адресная программа достаточно сложна для навигации и логистики, особенно в районе Авиаторов, Северного, МПС, Центра. да и сочетание сталинской трехэтажки и шестнадцатиэтажки вызывает недоумение.

Комплексная многоэтажная застройка где-то вызывает положительные эмоции (Парковый, Ленинград и другие), а где-то просто недоумение (жилмассив за супермаркетом “Калина”, например).

Не хватает Абакану и хакасского национального колорита, малых архитектурных форм в этой сфере, вообще – этники, как ее называют обыватели. А это означает, что Абакану далеко, при его оригинальном социокультурном коде, до эффективного бренда города.

* * *

Подводя итоги в целом, стоит обратить внимание на то, что старые, застарелые проблемы Абакана, или вновь возникающие, дают Абакану и идеальные перспективы для дальнейшего развития. И это не только городская инфраструктура и благоустройство, но еще и такие не охваченные полноценно сферы, как краеведческий, событийный и этнографический туризм, развитие бизнес-сообщества, транспортного обслуживания города (нужны еще маршруты для электробусов, например – из МПС напрямую до рынка “Северный”, до спорткомплекса “Абакан” и т.д.).

Что же касается всего цикла “Сила Абакана”, то это была попытка не только дать оценку достоинствам и недостаткам города как сообщества с его традициями, сложившимися механизмами управления и взаимодействия участников городской жизни, но и попытаться рассмотреть ближайшие и отдаленные перспективы Абакана, которому предстоит с начала следующего года новая перевернуть страницу своей истории на новую. Главное, чтобы еще и не забыть, что было на предыдущих важных выборах. Кто может не только сохранить всё, что есть у столицы, но и приумножить, развить город? Практики, знающие проблемы изнутри, понимающие все процессы и видящие путь вперёд, должны с этим справиться. Они решат эти задачи вместе с поддержкой горожан, которые сделают свой выбор 22 декабря 2019 года, нацеленный на сохранение достигнутого и движения вперёд.

Дмитрий Буреев

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Анатолий Сидоров

Прочитал на одном дыхании. Прямо бери каждый азац и планируй, планируй…. Очень грамотное и совершенно положительное изложение. Сразу видны основные направления развития города, акценты по расшивке узких мест. И это хорошо!