ДомойПолитикаСила Абакана. Часть 1: Бюджет, экономика, инвестиции

Сила Абакана. Часть 1: Бюджет, экономика, инвестиции

-

Еще официально не объявлены досрочные выборы Главы Абакана, а борьба за «наследие Николая Булакина» развернулась не на шутку.

Уже возникло несколько десятков кандидатов, желающих получить контроль над республиканской столицей, формируются предвыборные команды и коалиции, высказываются многочисленные мнения о том, кто и зачем торопится с выборами.

И это на фоне начавшегося бюджетного процесса, который из простой формальности может в одночасье превратиться в начало конца абаканского благополучия. Но за что все-таки готовы бороться в ближайшие недели потенциальные кандидаты и их сторонники?

Бюджет, экономика, инвестиции. Абакан, столица Хакасии – самый финансово емкий и одновременно стабильный в финансово-экономическом отношении муниципалитет республики и один из самых успешных в этом отношении в стране. Основа этому – муниципальная собственность, которая приносит в бюджет Абакана около половины всех доходов.

Это раздражало и продолжает раздражать многих, потому что на протяжении многих лет эти сотни миллионов рублей не только были фундаментом для экономических проектов абаканских властей, но и давали Николаю Булакину практически полную политическую самостоятельность и независимость от республиканских властей.

Это положение было как раз его личной заслугой, это были собственные доходы бюджета. Политический компромисс в обоюдном сотрудничестве с республиканским руководством был достигнут в 2007 году, крестным отцом его выступил Сергей Шойгу. Он же был и гарантом того, что паритет будет соблюдаться независимо от любых внешних и внутренних потрясений. Баланс был нарушен лишь однажды, в 2015 году, когда правительство Хакасии было вынуждено изъять из бюджета Абакана 700 миллионов рублей в свою пользу, но позже, в 2018 году, они вернулись сторицей – в виде НДФЛ Эдуарда Худайнатова и федерального финансирования мегастроек в Абакане.

Сейчас бюджет вместе с поправками составляет почти 7 миллиардов рублей, но большинство из них – средства по нацпроектам. Но и собственных средств более двух миллиардов. И около 700 миллионов из них – так называемые «свободные». Это означает, что Администрация города сама принимает решение, на какие конкретно цели и программы их направить: благоустройство, дороги, стройки, ремонты и т.д. А самое главное – в какой пропорции и решает вопрос с подрядчиками и исполнителями.

А с учетом того, что Абакан сохранил сеть муниципальных предприятий, то очень немногие «со стороны» смогли участвовать в освоении муниципальных миллионов. Это было «правило Булакина»: деньги города тратятся городом, а не пришлыми.

И вот теперь появилась возможность сломать эту систему. Охотников – много. Кого-то могут заинтересовать миллионы на транспортное обслуживание льготников; кого-то – средства на обеспечение учреждений социальной сферы (ремонт, питание, оборудование и т.д.); кого-то – еще что-то. Главное здесь в другом: абаканский бюджет в случае смены нынешней команды получает нового хозяина с его собственными представлениями о приоритетах в расходах.

Но бюджет – это только инструмент для реализации планов властей. Это расходы. И эти расходы должны быть обеспечены доходами. Один из источников доходов – деньги из вышестоящих бюджетов. До смены власти в 2018 году этот механизм, хоть и с определенными трудностями, работал в интересах и Абакана, и Хакасии. Сейчас его бесцеремонно ломают. «Комиссарский» подход в виде «хочу дам, хочу не дам» поставил под угрозу перспективы Абакана, появившиеся еще в 2013 году с горизонтом реализации до 2025-2027 годов.

Это чревато конфликтом и необратимыми последствиями во многих сферах. Новой перестройки, вернее, слома трендов, Абакан не переживет. Но процесс смены механизма передачи средств Абакану из республиканского и федерального бюджетов уже запущен. Собственные же средства бюджет Абакан зарабатывает на доли НДФЛ, части налога на имущества (и может регулировать коэффициент кадастровой оценки имущества для исчисления налога), земельный налог и льготы по нему и так далее. Но основной источник – аренда муниципальной собственности, а ее у Абакана на десятки миллиардов рублей.

Вообще, если бы какой инвестор захотел купить Абакан на корню, то ему пришлось бы выложить за всё-всё-всё от 80 до 120 миллиардов рублей. Тот факт, что Булакин не дал в свое время распродать по бросовым ценам муниципальную собственность (здания, земельные участки, сети и т.д.), сегодня приносит в бюджет ежегодно миллионы, которыми и располагает впоследствии городская власть.

Еще одна опора абаканского экономического благополучия – малый бизнес. Пока не будем брать во внимание малые производственные предприятия, ограничимся торговлей и сферой услуг. Именно их обороты и доходы серьезным образом подпитывают местный бюджет. За товарами первой необходимости, продуктами и всем остальным в Абакан (его торговые центры и базы) съезжаются тысячи жителей Хакасии. И это не считая самих абаканцев.

Но когда однажды попробовали создать портрет среднего абаканского покупателя, то в нем оказалось немало черт… жителя Тувы. Наши соседи еженедельно оставляют в Абакане столько денег, что можно уверенно говорить о том, что торговое счастье Абакана твердо опирается на тувинские рубли.

Есть еще одна причина стабильности Абакана – его муниципальные предприятия. Это и электросети, водоканал, ритуальные услуги, но самыми показательными остаются муниципальные рынки «Центральный» и «Северный», которые существенным образом влияют на общую картину цен на товары повседневного спроса и продукты питания, не давая магазинам красноярских сетей окончательно монополизировать торговлю в городе.

Впрочем, это передний и видимый фронт абаканской муниципальной экономики. Абаканские власти давно и успешно выстроили взаимоотношения с бизнесом. Да, безусловно, по принципу «наши-не наши», но система выстроена, и она до сих пор работала. Теперь у «не наших» появилось желание что-то поменять, получить реванш и наконец прорваться в первые ряды.

Но у абаканского экономического благополучия есть и второе дно, если можно так сказать. Или тайное оружие, которое вроде и на виду, но об этом мало кто помнит – ООО «Хакасский муниципальный Банк». Иметь в своем активе целый банк, который, несмотря ни на что, остается на плаву и при этом эффективно работает, мечтает любой глава города.

В свое время Николаю Булакину удалось создать этот институт, и, пройдя череду экономических кризисов, он понял, какой ценный у него есть союзник в бюджетной сфере, он всячески лелеял ХМБ, старался его не просто защищать, но и лишний раз не привлекать к нему внимание – большие деньги не любят шум.

Теперь, после ухода Николая Булакина, в подвешенном состоянии находится и судьба ХМБ. Ведь как поведет себя второй крупнейший акционер банка – неизвестно.

* * *

За четверть века, без громкого прожектерства и пиара, Николай Булакин со свой командой экономистов и финансистов выстроил эффективную модель муниципальной экономики. Можно приводить массу примеров, но самый верный признак – рост численности населения, новые микрорайоны, соцобъекты и так далее Для любого экономиста, банкира, бухгалтера это свидетельствует о том, что люди едут туда, где лучше. Это влечет за собой строительство, развитие торговли, сферы услуг. Это ведет и к росту налогооблагаемой базы, а налоги идут на социальные стройки, дороги, благоустройство. Такая инвестиционная модель (в самой приближенной и грубой ее трактовке) говорит о глубоком понимании процессов.

Действия мэрии походили на компьютерную игру: построили новые жилые дома, благоустроили рядом зону отдыха – и на бывших пустырях закипела жизнь. Логика игры в Абакане дала превосходные результаты. Но жизнь – не игра. Правила намного жестче. И за все это бюджетно-экономическое наследие уже развернулась борьба. И скоро нам предстоит увидеть, чем она закончится – новым витком развития или новым переделом сфер влияния.

Дмитрий Буреев

Пульс Хакасии в telegram

4 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Валентина
4 лет назад

Кто из команды Булакина будет баллотироваться?

Илья
Reply to  Валентина
4 лет назад

Алексей Викторович Лёмин

Кожемякин
4 лет назад

Надо смотреть, есть ли в городе люди, способные держать удар и грамотные управленцы, чтобы противостоять коноваловцам. Нынешняя команда была за Булакиным, как за каменной стеной, и вряд ли приучена принимать самостоятельные решения. Мне так видится, но буду рад услышать доказательства, что не прав)))

Антон
4 лет назад

Булакин четко и грамотно построил работу Администрации города,нельзя дать всё это разрушить.

4
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x