ДомойОбществоТарифный комитет РХ – «Водоканал» обанкротить «не прокатило»?

Тарифный комитет РХ – «Водоканал» обанкротить «не прокатило»?

-

В трёх предыдущих материалах о МУП «Водоканал» Абакана и ГУП «Хакасресводоканал» мы писали об откровенном бардаке с тарифами на услуги этих предприятий. Напомним вкратце, о чём идёт речь.

Сначала о муниципальном предприятии Абакана МУП «Водоканал». Предприятие это, прямо скажем, стратегического значения, потому как обеспечивает питьевой водой Абакан и окрестности, а технической водой и того больше. Стоит напомнить, что у Абаканской ТЭЦ нет своих водозаборов, поэтому водой она запитывается от «Водоканала». Стало быть, ВСЯ вода в домах Абакана (холодная, горячая и в отоплении) поставляется именно МУП «Водоканал». Также ВСЕ муниципальные образования, подключенные к Абаканской ТЭЦ, точно так же зависят от «Водоканала». Согласитесь, значение такого предприятия трудно переоценить.

А теперь представьте, что случится, если такое предприятие довести до полной нищеты, а затем и обанкротить, растащив все активы? И кто-то вполне может на этом здорово погреть руки, а затем и вовсе упорхнуть из Хакасии с отяжелевшими карманами и «золотым парашютом» в придачу, а после – хоть трава не расти.

Такая история уже имела место в Хакасии: республиканское ГУП «Хакресводоканал» утопили в долгах и обанкротили, а все долги – простили. Казалось бы, самое логичное и верное решение – передать очистные сооружения разорённого предприятия абаканскому «Водоканалу» (стоки которого составляли около 85%), в Черногорске воссоздать свой городской МУП «Водоканал», для обоих предприятий установить тарифы согласно государственным нормативам, и всё – наслаждаемся слаженной работой коммунальщиков.

Но нет. В 2021-2022 годах, когда «Хакресводоканал» окончательно прекратил своё существование, глава Хакасии Валентин Коновалов сначала вроде бы принял такое логичное решение — передать все активы обанкроченного предприятия вместе с очистными сооружениями Абаканскому «Водоканалу». И даже было подписал план мероприятий по перераспределению имущества ГУП РХ «Хакресводоканал», но потом что-то пошло не так. Не иначе как вмешались советчики, набившие руку на таких делах?

И начался театр абсурда. На пепелище «Хакресводоканала» создали ГУП «ХакАСресводоканал», поставив руководителем того же человека, который и привёл предыдущее предприятие в долговую яму и к банкротству. Подкинули из республиканского бюджета почти 20 000 000 рублей «на развитие» и отпустили вожжи по тарифообразованию, как новообразованному предприятию.

На самом деле, ни МУП, ни ГУП сами себе тарифы «с потолка» назначить и утвердить не могут – для этого в Хакасии есть государственный комитет тарифного регулирования. А вот этот комитет, как оказалось, именно таким ценообразованием и занимается. Муниципальному предприятию назначили тариф на водоотведение за кубометр 29,94 руб., а «Хакасресводоканал» за обработку стоков уже с абаканского «Водоканала» будет брать 29,55 руб. Как видим, разница всего 39 копеек. И никуда не денешься, будешь платить – очистные ведь есть только у республиканского предприятия, не в чистом поле же отходы сливать.

Но это данные только по водоотведению. По всем остальным пунктам ситуация не лучше, а кое в чём даже хуже. Тарифный комитет РХ своим нормативным правовым актом полностью перекрыл кислород и закрутил всевозможные гайки муниципальному «Водоканалу», при этом своему, республиканскому предприятию наоборот – выдал всё по максимуму, наплевав на законность своих выводов и решений. Тут под каким углом ни смотри, а выглядит это как банальнейшая попытка обанкротить МУП «Водоканал».

Естественно, что руководство «Водоканала» с таким положением мириться не стало и обратилось во все возможные инстанции, вплоть до полпреда президента по СФО. И широкими жестами тарифного комитета в сторону своего, республиканского ГУП наконец-то заинтересовались всерьёз. Проверка антимонопольщиками всей документации привела к обескураживающим результатам: практически по каждому пункту принятого нормативного акта возникли вопросы.

Пояснений от тарифного комитета в адрес ФАС РФ по поводу существенного роста тарифов (особенно в сравнении 1 и 2 полугодий) не предоставлено. Простите, а это как вообще? Как в том анекдоте про слесарей СТО, которые подсунули клиенту смету с пунктом «прокатило», а когда он спрашивает что это за пункт, то просто отвечают «ну, не прокатило, вычёркиваем». Так, что ли?
С чего тогда такие высокие тарифы, поблажки и преференции для отдельно взятого предприятия? Исходя из пояснений хакасского тарифного комитета, все цифры были выведены в результате анализа экономической обоснованности. Правда вот, означенный анализ в ФАС РФ не предоставили (да и был ли он – вопрос сложный).

Исходя из данных отчёта ФАС РФ по проверке документации по тарифам для новообразованного республиканского ГУП «Хакасресводоканал», практически по каждому пункту следуют выводы в двух формулировках: либо «не представляется возможность определить, чем подтверждаются принятые в расчёт… (нормы, тарифы и т.д.)», либо «указанные данные подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением указанных расходов».

И это, как уже было сказано, практически по каждому пункту. Будь то затраты на электроэнергию, на подачу воды или на водоотведение, на обработку стоков. Судя по отчёту ФАС РФ, напрашивается вывод, что тарифный комитет Хакасии все расчеты по ГУП «»Хакасресводоканал» делал «от балды», авось не заметят, да «прокатит», а на законность такого тарифообразования – наплевать.
Однако пункт «прокатило» из сметы придётся вычеркнуть – не «прокатило». ФАС РФ об этом прямо заявил – всё пересчитать, перепроверить, сделать анализ, и свой грабительский тарифный план придётся пересмотреть. И сроку – месяц, с последующим опубликованием нормальных результатов в республиканском печатном издании.

Это подтверждается и в судебном решении Верховного Суда РХ – МУП «Водоканал» всё-таки выиграл дело, оспаривая нормативный правовой акт хакасского тарифного комитета. Означенный акт признан несостоятельным, а тарифный комитет теперь обязан решением суда всё исправлять и переделывать, как говорится, «в ритме вальса».

Выходит так, что, перекрывая кислород абаканскому МУП «Водоканал», хакасский тарифный комитет действовал вразрез с правовыми нормами? А ведь, по словам руководства «Водоканала», к Наталье Михайленко (и.о. председателя Государственного комитета тарифного регулирования РХ) они обращались, едва узнав о предстоящей катастрофе с тарифами. Однако та их и слушать не стала.

Как тогда понимать её действия? Судя по реакции, мимо неё изменение тарифов точно не прошло. И отсутствие необходимых экспертных исследований перед принятием означенного нормативного акта тоже не было случайным? Сюда же следует отнести и нежелание принимать во внимание доводы руководства «Водоканала»? Вот только теперь не совсем понятно – создание этого нормативного акта, из-за которого муниципальное предприятие могло оказаться банкротом, было решением именно г-жи Михайленко, как и.о. председателя Государственного комитета тарифного регулирования РХ? Или же на неё кто-то надавил сверху, заставив пойти на явное нарушение закона, принимая этот нормативный акт?

Думаем, что выяснением всех тонкостей этой подковёрной возни стоит заняться прокуратуре и Следственному комитету.

Игорь Бац

Читайте также

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x