Гражданское общество отличается тем, что дебаты и полемика относятся не только к политическим процессам, но и охватывают все сферы жизни. Это не просто нормально, а даже очень полезно. Всем понятно, что залог развития региона в профессиональных кадрах. Как их заманить в республику с резко континентальным климатом, из которой до Москвы лету 5 часов, не говоря уже о теплых уголках, где любой хочет отдохнуть хотя бы раз в несколько лет? Здесь варианта только два – или заманивать длинным рублем, или взращивать свои. Как прекрасно знают жители Хакасии, большой достаток для нас – это больше исключение из правил, чем система. Совершенно логично, что в такой ситуации к основному вузу республики предъявляются высокие претензии.
Уже не один раз говорилось, что наши школьные выпускники стараются по разным причинам уехать на обучение в другой регион. Престижнее, более современнее, удобнее… и многое, многое, в чем ХГУ на голову ниже не только Красноярска с Новосибирском, но и того же Томска, который хоть и студенческий город, но в части своего экономического потенциала более скромен чем Хакасия в целом. В этом году существенный и очень фактурный задел в претензиях к государственному учреждению дающему высшее образование, дала кандидат экономических наук Татьяна Ковалева:
Ректор университета дала свой ответ на эти претензии:
Но споры и обмен мнениями – это одно, а фактические последствия стратегии существования ХГУ – совсем другое. Вслед за студентами, выбирающими для своего обучения вузы других регионов, дело дошло и до внутри республиканского управленческого смены вектора:
Как было отмечено в этой публикации, особенно чувствительная оплеуха для ХГУ в этом событии в том, что Елена Егорова – один из лучших управленцев в республике и её решения практически всегда обоснованы. Выбор красноярского вуза аргументируется выгодными условиями и технической базой для сотрудничества. Если раньше можно было списывать отток кадров для обучения отсутствием необходимых специальностей в регионе, то теперь стал выпадать блок, которым всегда славилась столица Хакасии, – подготовка педагогических кадров. Татьяна Ковалева написала комментарий к этой статье, который, в силу его развернутой аргументированности, будет интересен для более широкого круга читателей.
«Соглашусь и поддерживаю это решение Е. Егоровой. Более 10 лет назад я говорила в ХГУ о необходимости подготовки учителей для работы онлайн и с образовательными платформами, спрашивала, что мы будем делать, когда наступит эра онлайн-образования? Мне мило улыбались, мол, о чём вы – это произойдёт не при нашей жизни…
Потом случился ковид и оказалось, что вся система (прежде всего чиновники) не готова к организации образовательного процесса в онлайн-среде… И эти не готовые, чтобы оправдать свою профнепригодность, до сих ищут подтверждение тому, что образование офлайн лучше. И только учителя, владеющие методикой и инструментами онлайн-образования, понимают, что разница между офлайн и онлайн-образованием колоссальная, это как подготовка к жизни в разных эпохах – индустриальной и цифровой, а также школьники, которые родились уже в эпоху интернета и гаджетов и которые рассматривают онлайн как инструмент, который позволяет сделать образовательную траекторию по-настоящему индивидуальной.
Так вот, когда такой учитель и такой ученик встречаются, то синергия такого взаимодействия просто фантастическая. НО! Это не про ХГУ. Совсем недавно спрашивала выпускниц это вуза, а была ли у них такая дисциплина, как теория и методика организации онлайн-урока? В чём психологические особенности управления классом во время онлайн-урока? А изучали ли они возможности образовательных платформ для школы? С какими ещё цифровыми сервисами они познакомились во время обучения в ХГУ и могут их использовать, чтобы сделать уроки познавательнее и интереснее?.. Мне ответили, что нет… таких курсов и чего-то подобного они не изучали…
Вот и ответ на вопрос: “Почему Егорова не захотела обращаться в ХГУ?” Потому что там готовят учителей для прошлого века, когда из вспомогательных образовательных инструментов были доска и мел.
И да, это беда не только нашего вуза. Знаю примеры, когда из некоторых московских известных учебных заведений, студентов не берут на работу в крупные кампании, так как в учебном плане этих вузов нет дисциплин, направленных на формирование компетенций, необходимых для работы в цифровой экономике постиндустриального мира.
Делайте выводы сами. Кто-то стремится быть лучшим и конкурентоспособным, а кому-то достаточно быть лучшим среди худших вузов».
К сожалению, ХГУ так и остался АГПИ. Назвавшись гордо университетом, он не перестал быть заштатным педвузом конца 20го века. Увы!
А вы хотели бы, чтобы он стал томским или новосибирским?! Смешно. То же самое про свой вуз говорят выпускники Новокузнецкого универа и других. Одно дело, когда лекции читают профессора, по учебнику которых учатся студенты всех подобных вузов страны, другое – обычные доценты и ассистенты.