В третьем по величине городе Хакасии вместо Михаила Валова теперь руководит выходец из РУСАЛа Евгений Молодняков, однако разительных перемен в жизни горожан не произошло. Возможно, время ещё не пришло, а возможно, что Валова на Молоднякова меняли совсем не для этого.
Саяногорск построили, чтобы в новом городе жили работники алюминиевой отрасли. Такова была практика советских лет, когда вокруг больших промышленных предприятий вырастали населенные пункты. В девяностые многие моногорода пришли в упадок, потому что производственные комплексы разрушили и местным жителям стало негде работать. Но Саяногорск стал исключением. Алюминиевый завод здесь выдает продукцию даже в самые сложные годы, поэтому люди имеют стабильную работу с хорошим заработком.
Деньги металлургов помогают жить всему городу, поддерживая на плаву сферу услуг и торговли. Саяногорску завод тоже помогает, но уже больше по инерции советского прошлого, потому что чем дальше, тем меньше становится социальных программ и тем чаще во главу угла ставится трезвый расчет. Ситуация обусловлена объективными причинами – в руководство РУСАЛа приходит молодежь, отучившаяся по лекалам западных экономических школ и построившая карьеру в новых условиях, когда прибыль – это приоритет, а социальные обязательства – странный рудимент прошлой жизни.
Но если в плане выполнения социальных программ РУСАЛ проводит линию оптимизации, то вот в политической плоскости скромности, напротив, не проявляет. Последние 20 лет в Саяногорске руководили мэры, очень близкие к алюминиевой отрасли. Но в 2018 году произошла неожиданность в виде избрания Михаила Валова. Пришедший к власти на протестной волне глава города за время своего четырёхлетнего правления наломал немало дров, но самое главное – так и не стал «своим» для алюминщиков.
Для сравнения: в Черногорске дела обстоят далеко не лучшим образом, чем в Саяногорске, но непопулярный у горожан Василий Белоногов уже который срок сидит в своем кресле. Наверное, он устраивает местный крупный бизнес. А вот Валову пришлось уйти. Народный избранник вызвал возмущение определенного круга лиц, недовольных, что в «их» городе, без их ведома пришел к власти не их человек.
К слову Валов, как и его «протестный» коллега Коновалов, спотыкался буквально на ровном месте. Опытный журналист не только не позаботился о своем позитивном имидже, а напротив, как будто специально давал поводы, чтобы его имя звучало в негативном свете. И делал такое, что нарочно не придумаешь. Например, сел за руль в нетрезвом виде и попался автоинспекторам. Как результат – скандал, судебное разбирательство и подмоченная репутация. Плюсом к этому стал ряд упущений в работе, что фактически подвело черту в его управленческой карьере.
В отличие от Коновалова, Михаил Валов упираться не стал и освободил кресло по собственному желанию. В городе провели досрочные выборы, по итогам которых, мэром избрали выходца из РУСАЛа Евгения Молоднякова. Что после этого изменилось в Саяногорске? Практически ничего, за исключением того, что сегодня «своим» городом, управляет «свой» человек.
Посыпалась в результате этого манна небесная на Саяногорцев? Вряд ли. А вот возможные недочеты, в том числе в социальной сфере, теперь будут нивелировать более усердно. То есть в тех случаях, где независимый от металлургов Валов мог выступить от лица саяногорцев, добиваясь бонусов от алюминиевого предприятия, Молодняков ожидаемо промолчит.
- Читайте также: РУСАЛ хочет вернуть Хакасию в политические 90-е?
Это удобно промышленникам, но неудобно горожанам, которые, выбирая Валова, надеялись, что некогда известный журналист станет человеком, который не даст спокойной жизни чиновникам администрации и менеджерам алюминиевой компании. Но не сложилось. Результатом стало возвращение Саяногорска под контроль алюминщиков. То же самое может произойти и в Хакасии, где накануне решающих выборов 2023 года РУСАЛ планирует масштабную акцию по проведению во власть своих людей.
Действительно важно, чтобы Верховном Совете и Правительстве РХ были представлены интересы всех жителей Хакасии и бизнес-сообщества республики, но если одна из промышленных групп будет иметь определяющее влияние, Хакасия рискует превратиться в банановую, вернее алюминиевую республику.
Александр Соловец