Дорогие друзья и просто читатели нашего издания, начинается важный политический год для Хакасии. Осенью пройдут выборы, которые способны кардинально изменить образ исполнительной и законодательной ветвей республики. Мы как всегда будем пристально смотреть за движениями наиболее важных интересантов и акторов этих процессов. А начнем деловую активность с обращения внимания к тем, кто может существенно повлиять и на выбор главы Хакасии, и на состав Верховного Совета, к одному из самых мощных олигархических предприятий, действующих на территории республики – РУСАЛу.

Уже не первый месяц в кулуарах обсуждается сценарий того, что РУСАЛ может попытаться реализовать политический сценарий конца 90-х, начала нулевых, когда главе субъекта будет противостоять сильное лобби внутри законодательной власти, а именно Верховного Совета из числа представителей компании Олега Дерипаски. Для этого представители компании должны получить не менее 7-8 мандатов и контроль над одним ключевым комитетом и вхождением в президиум, в идеале с получением должности вице-спикера. Официальных заявлений об этом вы никогда не увидите, но аргументы для таких размышлений точно есть.

Аргумент «персоналии». Сюда относится факт работы на территории Виктора Конопацкого, который периодически прилетает в Хакасию. Иногда отличается в сводках и Елена Безденежных. К ее персоне мы ещё вернемся в этом году, а пока остановимся на Викторе Конопацком, чье имя и фамилия известны в Хакасии меньше чем, Безденежных, но достаточно хорошо определяется в поисковиках.

Не будем затрагивать весь жизненный путь Виктора, потому что нас интересует лишь его текущий статус. Он представитель GR-блока РУСАЛа. Что такое по своей сути GR? Это сокращение от government relations — «связи с государством», что обозначает выстраивание отношений между частными и государственными структурами. GR часто служит для бизнеса инструментом выстраивания коммуникации с чиновниками, чтобы донести до них свою позицию и повлиять на их решения в свою пользу. Ключевое в этом определении – повлиять на решения власти в пользу бизнеса.

Кстати, после одного из последних приездов Конопацкого в республику активизировалась повестка по продаже аэропорта. Кому? Это вы и сами, мудрый читатель, знаете и способны различать за разными названиями типа АО «ЭРА ГРУПП», МКООО «ЭН+ГРУПП», «Базел Аэро», ООО «Аэродинамика» или каких-либо других одно, до боли привычное не только нам, но и даже американцам название РУСАЛ.

Стоит отдельно сказать, что сами по себе GR-отделы не такая уж распространенная практика. Для России это больше редкость и свидетельствует в первую очередь о том, что компания занимается не только бизнесом, но и активно погружена в политическую повестку. По крайней мере для Хакасии GR-терминология пока применима только к РУСАЛу. Обсуждается, что помимо получения преференций для компании именно перед Конопацким стоит задача создать лобби компании в Верховном Совете следующего созыва, что на самом деле не входит разряд нетривиальных для него и компании задач.

Аргумент «практика». Подобные сценарии активного продвижения своих представителей в депутатский корпус для РУСАЛа не нова. Как здесь не вспомнить тот же опыт Хакасии девяностых или последние выборы в Законодательное собрание Красноярского края, когда расхоже было выражение «большинство внутри большинства». Это походит на тактику троянского коня, когда РУСАЛ активно взаимодействует с «Единой Россией», под её флагом и благодаря своим выборным бюджетным вложениям проводит в депутатский корпус своих людей, а потом начинает играть по собственным правилам.

Аргумент «выгода». За всеми этими действиями политического характера всегда в первую очередь стоят бизнес интересы. В Красноярском крае компания активно идет в политику, потому что традиционно остается напряженность в связи с ситуацией на «Норникеле».

В Хакасии интересов влияния компании на политические решения не меньше. Взять хотя бы Сорский ГОК, которому значительно понизили налогооблагаемую базу. Спасение города и комбината – это да, но промышленники из других отраслей резонно спрашивают: а почему крупный холдинг не мог помочь Сорску с прибыли в других сферах своей деятельности на просторах нашей необъятной страны, а может, даже и заокеанских коллег, учитывая информацию о том, что часть акций РУСАЛа принадлежит представителям США? Или мы у себя в Сибири помогаем именно далеким заокеанским ребятам?

Взять всё ту же сделку по аэропорту. Вот только мизерная часть заголовков:

До сих пор продажа аэропорта сопровождена разногласиями и не дошла до логически выгодного для РУСАЛа конца. Согласитесь, куда проще было бы передать аэропорт в собственность компаниям Олега Дерипаски, имея под собой карманное правительство и Верховный Совет. И это ещё с лупой не стали смотреть на новый проект, где планируется создать некую особую экономическую зону с понижением налогов для компании в окрестностях Саяногорска.

Выгода прямого влияния на политику для компании очевидна.

Аргумент «информационный вектор». Если взять суть ведения политики 90-х в республике, когда алюминщики имели своё сильное лобби в законодательной власти, то надо смотреть не на само по себе лобби, умеренное представительство разных промышленников в парламенте не просто нормально, но и даже полезно, вся сердцевина этого процесса – хаос. В политическом хаосе проще влиять и, как говорится, ловить рыбку в мутной воде.

Все прекрасно понимают, что медиагруппа «Юг Сибири» де-факто принадлежит РУСАЛовскому холдингу, и это СМИ сделало в 2022 году крутой политический крен, практически явно начав поддерживать Коновалова. И это при том, что даже если взять состав саяногорских депутатов, относящихся к алюминиевой компании, то они все единороссы.

Компания сама по себе считается системной и по всей логике должна поддерживать партию власти и Сергея Сокола. Но логика может быть разной. Продажа аэропорта, снижение налогов при Коновалове – тоже, знаете ли, железная логика, да и сам по себе хаос и осложнение пути Сокола к губернаторству – тоже логика. Поэтому будет совсем не удивительно, если крупная олигархическая компания активно поддержит в выборах главы субъекта хоть коммуниста Коновалова, хоть какой-либо третий путь, но не Сокола. С одной стороны, как мы предполагаем, политический хаос для компании выгоднее, чем стабильность; с другой стороны, есть нюансы, связанные с персоной Сергея Михайловича.

Аргумент «Сокол». Крупный бизнес всегда обособлен и защищает в первую очередь свои собственные интересы. Редко когда между олигархами возникает дружба, скорее это всегда конкуренция. Как есть интересные моменты между Потаниным и Дерипаской, так есть и своеобразные отношения между РУСАЛом и Ростехом, который по определенным признакам представляет Сергей Сокол. Исходя из этой логики, РУСАЛ не должен поддерживать Сокола, и даже наоборот, должен противостоять ему, что косвенно, по действиям «Юга Сибири», и получается.

Но делать это открыто тоже нельзя. Система государственного управления так устроена, что нельзя идти наперекор рекомендациям Администрации Президента, которая свой выбор может остановить на Сергее Соколе. И тогда как раз, помимо теневой поддержки других кандидатов на главу республики, все более очевидным становится другой путь – троян внутри «Единой России», как со стороны создания подфракции в Верховном Совете, так и со стороны нагнетания напряжения вокруг выборов главы субъекта.

И это напряжение касается не только косвенной поддержки Валентина Коновалова. Зря, что-ли, появляются разговоры о том, что кандидатом на пост главы может стать Ирина Войнова, которую за глаза называют не только «майрыховна», но и «русаловна» в силу её больших хлопот по продаже аэропорта.

Хотя именно этот сценарий меньше всего вероятен, даже при огромных финансовых вливаниях. Как бы ни создавали антураж вокруг Войновой, что она в силу поведения «и вашим и нашим» является неким видом баланса, Ирина Ивановна постепенно выходит из большой политики. Даже её посты в социальных сетях выглядят как размышления не сильной фигуры, а женщины, получающей умиротворение от праздников, созерцания игры на гармони и прочих деревенских радостей. А образ поведения «и вашим и нашим», может, и воспринимается частью политических сил внутри республики, но точно не будет принят в высоких московских кабинетах. План «Войнова – губернатор» больше подразумевает своей целью внести лепту в раздор как внутри партии власти, так и в целом. Это выгодно, если в центре замысла стоит олигархическая игра – «большинство внутри большинства».

Как мы видим, аргументы вполне есть и ожидать атаки алюминщиков на политическую повестку очень даже приходится. Правда при этом есть и свои препятствия.

В первую очередь это кадры. Серьезного кандидата на главу у компании точно нет, а для серьезного лобби внутри Верховного Совета нужны сильные политики республиканского значения. С этим дефицит вообще у всех в Хакасии. Тактика выжженного поля, консервирования старых элит и боязнь ротации периода нулевых-десятых пагубно отражается не только на ЕР, но и на всем политическом пространстве республики.

Кроме того, форпостом достижения политических целей, но в то же время камнем преткновения этого процесса для РУСАЛа всегда будет Саяногорск, считающийся их городом, а значит и их визитной карточкой. Особенно в условиях того, когда мэром города стал представитель компании.

Проведите собственный эксперимент и задайте саяногорцам простой вопрос: а что изменилось после того, как мэр Валов, ассоциирующийся с алкогольными напитками, заменен на РУСАЛовца Молоднякова, по которому совсем недавно бравурно озвучивали рубеж – 100 дней управления?. Уверен, что в 99% вам скажут – да одна байда. Город продолжает быть серым без видимых прорывных движений вперед.

Молодняков – хороший блогер, внимательный к праздникам и поздравлениям по разным поводам человек, но что ещё? Как с таким реноме компания может претендовать на изменение региональной политики в целом? Всем ясно, что лобби РУСАЛа на законодательном уровне уже частично существует и оно в Совете депутатов Саяногорска, но, как и в вопросе с мэром, где ощутимые результаты? Для чего нужен такой прототип в Верховном Совете? Если огромной олигархической компании так сложно улучшить жизнь в небольшом городе, то стоит ли в перспективе верить её представителям, обещающим улучить жизнь в республике?

Подводя не черту, а показывая вектор, скажу, что мы озвучиваем лишь вероятные сценарии развития событий, чтобы избирателю была помощь в принятии правильного и верного решения. Что-то нам неподвластно. Кто может помешать РУСАЛу вдруг ещё раз каким-то чудесным образом донасчитать себе налогов и закинуть 2 млрд в бюджет, да ещё и перед выборами, накалив обстановку до предела? Но мы все можем точно знать, что наш голос принадлежит только нам, и мы понимаем, что может стоять за каждым решением. Все эти олигархические игрища между Норникелем, Ростехом, Русалом и т.д. – явления даже в определенном спектре нормальные. Конкуренция в бизнесе – это хорошо. Плохо другое – когда избранники народа думают в первую очередь не о жителях, а о внутрикорпоративных интересах и о том, как извлечь больше прибыли, а не дать больше благ обществу, даже учтивая тот факт, что в исключительных случаях это может совпадать.

Хакасии важны такие понятия, как объединение и работа на общий результат, а не разделение и углубление хаоса. Может, мы и увидим от компании перед выборами отдельные проекты, подкупающие симпатиями, но при этом важно помнить и то, что бизнес всегда очень хорошо умеет считать деньги и всегда найдет возможность вернуть уплаченные авансы, вопрос лишь в том, за чей счет.

От нас с вами будет зависеть, куда мы дальше пойдем – откатимся в политические девяностые или все же откроем новую чистую страницу для развития Хакасии.

Александр Рыков

Подписаться
Уведомление о

5 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Анатолий
1 год назад

Очень интересный материал.Сочный и последовательный. Но остается ощущение совершенной растерянности. Возвращение субстанции под именем РУСАЛ с руками и ногами на стол, тревожит.
Начнется привычное кромсание всех и вся…
Надежды на упорство и умение местных кадров никак не складывается. Значит опять должна Москва встряхнуть свой мешок и выкатить кости.

Гавриил
Reply to  Анатолий
1 год назад

А не фиг было от Красноярского края отделяться? За 30 лет очень ярко и убедительно доказали неспособность местных элит руководить Республикой. Того гляди пойдём в Москву с протянутой рукой: Поможите люди добрые, совсем облажалась со своим суверенитетом и местными вождями.

Лаврентий Берия
Reply to  Гавриил
1 год назад

Очень точное замечание! Накушались суверенитета полной поварешкой! Аж пуп надорвали! 30 лет Хакасию трясет и ломает! Те, кто боролся за власть главы и посты министерские, или в мирах иных, или в деменции, а республике расхлебывай их волюнтаризм и желание независимости. Все сломали, взамен ничего не построили в сравнении с тем, что было при СССР и при Красноярском крае.

Виктор
Reply to  Гавриил
1 год назад

Лилипутский суверинитет не решает глобальных проблем. Главные для народа проблемы тарифы и цены. Они полностью нивелируют потуги государства поднимать уровень жизни. Антимонопольный комитет и Роспотребнадзор в отсидке, прокуратура в ожидании, Для комитета по тарифам слово себистоимость совсем не ведомо. Чистое поле для волков бизнеса. Люди проснитесь, не Путину же чистить наши конюшни! Нам должно быть стыдно перед теми кто воюет за Россию, кто жизнь свою отдал – пора проводить добровольную мобилизацию за гражданские инициативы, за регулярный общественный контроль работы чиновников, за будущее России и наших детей и внуков.

Анатолий
Reply to  Виктор
1 год назад

…»Чистое поле для волков бизнеса». Золотые слова.
Так и осталась Хакасия «страной не пуганных идиотов», как сказал главный герой фильма «Гений».
Уж на что Иркутская область во много раз больше Хакасии, а проглотили ее монстры Вексельберг и Дерипаска в мгновение ока.