Республика Хакасия находится на грани экономического коллапса. Связано это не просто с остановкой отдельных видов работ предприятий региона, но и с перспективой полной остановки производства уже в ближайшее время. Некоторые организации угольной отрасли находятся на грани ликвидации своего производства. По этому поводу депутаты Верховного Совета РХ направили обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

Исполнительный директор ООО «Разрез Аршановский» Евгений Юрин рассказал представителю редакции «Пульса Хакасии» о проблеме.

– Евгений Юрьевич, какова ситуация на сегодняшний момент? Изменились ли нормы отгрузки?

– Пока от федерального центра ответа мы не получили. В начале месяца, 6 июля, депутатами Верховного Совета РХ рассмотрено обращение нашего предприятия в части происходящей ситуации, связанной со снижением отгрузок региона по нескольким направлениям: Восток и Запад. Связано это с работой РЖД, в частности с отправкой грузов из регионов. Было направлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина. О результатах его рассмотрения информации пока нет, но за последнюю неделю ситуация стала еще более критичной. По имеющимся данным позиция РЖД, которая была обозначена для региона, предусматривает определенные объемы отгрузок на второе полугодие. Речь идет о том, что РЖД предоставило для республики индикативные (основные) параметры отгрузок в восточном направлении, согласно которым падение даже относительно сегодняшних объемов, недостаточны для региона и эффективной работы предприятий. Иначе говоря, наблюдается тенденция снижения объемов отгрузок в 3-4 раза. Так, если на июль эта цифра составляет 543 тысячи тонн в восточном направлении, то к декабрю составит уже 174 тысячи тонн.

Что из этого следует? На сегодняшний момент «Восток» – это единственное направление, которое позволяет существовать предприятиям и является рентабельным, обеспечивающим хоть какую-то доходность ввиду того, что западное направление отсутствует. Сложившаяся же ситуация с отгрузкой не дает возможности предприятиям угольной отрасли не то что развиваться, а вообще существовать. Разделим 174 тысячи на 9 предприятий, получится в среднем порядка 30 тысяч на каждое из них. Если мы возьмем наш регион, то в прошлом году было отгружено 26 млн тонн угольной продукции, из которых 5,6 млн ушло в восточном направлении. Мы проделали колоссальную работу в плане увеличения этого объема, поскольку этого всего оказалось недостаточно. Результатом работы стало поручение президента РФ, согласно которого для Республики Хакасия было утверждено 9 млн грузов, в том числе для Тувы – 0,4 млн, то есть конечная цифра для региона составила 8,6 млн.

На сегодняшний момент каких-либо других документов, регулирующих этот объем, насколько мне известно, не существует. Они отсутствуют, а уровень снижения отправок порядка падения на 3 млн для региона – это снижение на 60% даже от плановых показателей.

Если ситуация в кратчайшие сроки не поменяется, то Хакасия окажется на грани экономического коллапса. Все это может привести к остановке предприятий, многие из которых уже сейчас находятся на стадии закрытия.

Сейчас, согласно существующим индикативным (основным) параметрам, обозначенным РЖД, даже удержание нынешних показателей невозможно, и снижение неизбежно. Поэтому пока даже малейшие перспективы развития, к сожалению, отсутствуют.

– Что значит сокращение плановых показателей на 60%? Означает ли это, что предприятие просто прекратит свою деятельность?

– В экономике у каждого предприятия существуют условно-постоянные и переменные затраты. Первые из них – заработная плата, соответствующие отчисления, социальные выплаты, аренда земельных участков, то есть все платежи, которые существуют. Доля этих условно-постоянных расходов в экономике составляет порядка 40-50%, независимо от того, работает предприятие или нет. Все это требуется на его содержание. Речь идет о так называемом производственном потенциале предприятия, то есть о возможности ведения его деятельности. Падение на 60% и более означает полное отсутствие переменной части и дефицит доходности в плане обеспечения постоянной части. Предприятие будет вынуждено расторгнуть какие-то договоры аренды земельных участков, чаще всего заключенные с муниципальными образованиями, которые перестанут получать доход в свой бюджет. Далее последуют вопросы, связанные с выплатой и поддержанием уровня заработной платы, что тоже является обязательной и приоритетной составляющей любого предприятия. Отсюда появятся и проблемы численности, направлений привлечения отдельных производств (ремонтная база). Предприятие будет вынуждено отказаться от всего этого. А все это, в свою очередь, отразится на том же НДФЛ, налогах на землю, арендных платежах. И так одно за другим, по цепочке, что неизбежно приведет к печальным последствиям.

– Правильно я понимаю, что ключевым аспектом такого «снежного кома» станет потеря налога на прибыль, того самого, которому правительство РХ так радовалось в первом квартале текущего года? Можно ли предположить, что уже в третьем квартале мы столкнемся с дефицитом бюджета, так как доля угольной отрасли в бюджете Хакасии – это практически третья часть?

– В интервале третьего квартала мы, безусловно, столкнемся с этой проблемой. Сегодня налог на прибыль выплачивается в течение месяца. Если раньше это были квартальные платежи, то сейчас они начисляются ежемесячно. Думаю, что если ситуация не изменится, то все это будет ощутимо уже в сентябре. Поступления налогов от предприятий в бюджет региона будут практически отсутствовать. А отрицательные показатели даже не позволят производить какие-либо перечисления. Думаю, что некоторые предприятия, которые делали какие-то авансовые платежи в бюджет и тем самым пополняли его, начнут брать в зачет так называемые уже выплаченные авансовые платежи из региона. Все это приведет к очень сложной экономической ситуации, которая проявится уже в течение ближайшего квартала.

– Понятно, что самое главное видимое решение – увеличение объема отгрузок. На ваш взгляд, кто может наиболее эффективно этому поспособствовать: местная власть, или федеральный центр, или те и другие во взаимосвязи? Какие оперативные управленческие решения необходимо предпринять, чтобы Хакасия не погрузилась в экономический коллапс?

– Во-первых, регион должен обратить на себя внимание. Нельзя бездействовать и молчать о происходящей ситуации. Сейчас соседние регионы заняли лидирующие позиции в части отправок грузов, которые будут отправляться через Хакасию транзитом. Да, безусловно, железная дорога будет на этом зарабатывать, но жертвуя при этом возможностью отправки наших грузов, что также влияет на работу предприятий и их доходность. Именно из-за сложившейся ситуации и пришлось обратиться за помощью к президенту РФ. Решения, которые были вынесены, закрепляют определенные гарантированные объемы для региона в восточном направлении: Хакасия – Бурятия – Тува. По этим показателям мы находимся на равных позициях с Кузбассом.

Такие решения и стали гарантом жизни и работы предприятий, их доходности и дальнейшего существования. Но ситуация почему-то ушла в сторону, и про наш регион забыли. Поэтому, повторю, первое, что необходимо сделать – это обратить на себя внимание. В связи с этим огромная благодарность депутатам Верховного Совета РХ за принятие обращения в адрес Михаила Мишустина.

Также мы будем обращаться в разные ведомства: РЖД, Минтранс, Минэнерго в части того, какие все-таки установлены объемы для региона и почему во всей этой ситуации Хакасия опять затерялась. Главный вопрос на сегодня – что делать дальше…

Ведь ключевой аспект в том, что за каждыми решением стоят люди. Чем отличаются жители Хакасии от тех же работников Кузбасса? Людям нужно кормить семьи, платить кредиты, ипотеки и т.д. Всем хочется нормально жить. В регионе не так много рабочих мест, которые являются доходными. Но уровень заработной платы в Хакасии ниже, чем в том же Кузбассе. Сложившаяся ситуация повлечет за собой отток кадров и уменьшение покупательской способности. Поэтому сейчас, прежде всего, надо вспомнить, что наш регион есть и он не только уникальный в плане туризма, но еще хорошо развитый промышленный центр. Потерять все это ни в коем случае нельзя, ведь ломать – не строить. Восстановить производство будет практически невозможно.

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments