Деньги любят тишину. Знаменитое выражение, но в современном информационном мире это далеко не так. Хотя в нашем сегодняшнем случае есть и скандальный крик, и чуть различимая тишина, которая кроется под вуалью информационного шума.
В чем истинная суть того угольного скандала и давления на Разрез Аршановский, который возник на этой неделе в Хакасии? Предложим свою оценочную версию событий.
В конце 2021 года, как гром среди ясного неба, прозвучала новость о том, что бывший министр природных ресурсов Хакасии Борис Варшавский и бывший владелец «Руды Хакасии» Александр Бородаев исключены из владельцев и руководителей компании «Коулстар».
В тот же период компания Эдуарда Худайнатова «Коулстар» создает в Хакасии новое юридическое лицо с уставным капиталом 3 млрд руб. — ООО «Угольная компания «Разрез Бейский», которая связана с Разрезом Майрыхский. 99% уставного капитала Разреза Бейский принадлежит Разрезу Майрыхский, а 1% «Коулстару». Зачем придумана такая схема, когда сам Разрез Майрыхский на 100% принадлежит компании «Коулстар»? Ответ в таких случаях всегда прост. Новое предприятие, которым является Разрез Бейский, должно иметь для работы лицензию и ресурсы для деятельности: технику, людей, что как раз может дать им Разрез Майрыхский.
По сути, де факто, с начала 2022 года уже начался раздел Разреза Майрыхский на два предприятия. (Собственные источники говорят о том, что это даже породило нездоровую атмосферу в коллективе Разреза Майрыхский – кому нравится, когда начинают делить коллектив, и как понять, где будут лучше условия для работы.) Одно будет добывать уголь на участке недр Бейский Западный. Это предприятие называется ООО «Разрез Бейский», второе ООО «УК «Разрез Майрыхский» останется добывать уголь на участке Майрыхском.
Несмотря на то, что оба разреза принадлежат по факту компании «Коулстар», физические собственники, с большой долей вероятности, будут разные. Можно предположить, что новое перспективное предприятие Разрез Бейский будет под контролем Эдуарда Худайнатова, а Разрез Майрыхский за Борисом Варшавским. Несмотря на то, что его официально вывели из компании «Коулстар», он очень много сделал для компании на Бейско-Западном направлении, и разрез может стать своего рода благодарностью ему от «Коулстара» – золотым парашютом.
Также стоит отметить, что на участке Майрыхском имеется огромное количество неразрешимых проблем, связанных с неустранимыми замечаниями Ростехнадзора. История может закончиться весьма плачевно – полной остановкой предприятия, т.к. неоднократные штрафы за невыполнение выданных предписаний не разрешают имеющейся проблемы – строительство разреза с нарушением проекта, прошедшего Главгосэкспертизу.
reshenie-majryhТо есть стратегически для компании «Коулстар» к разрезу Майрыхский может потеряться интерес, и с ним можно расстаться. Разрез Бейский находится в более выгодном стратегическом положении, и не только в силу историй с Ростехнадорозом. Смотрите, как наглядно выглядит логистическая картинка.
Хорошо видно, как на основная магистраль железной дороги, по которой будет осуществляться вывоз угля (черно-белая полоска) приходится сразу несколько разрезов: Бейский, Аршановский, Кирбинский и тот же Майрыхский. Все прекрасно понимают, что железная дорога не резиновая и имеет определенную пропускную способность. Находясь в выгодном расположении по железнодорожной ветке, разрез Бейский обязательно поставит под вопрос квоты на перевозку добытого угля с других разрезов.
Логистические войны неизбежны, в силу той инфраструктуры, которую мы видим сейчас, и с этого ракурса становится очень ясно, почему происходит искусственно созданный правительством Валентина Олеговича ажиотаж в отношении Разреза Аршановский.
Вряд ли для кого-то секрет, что Борис Варшавский имеет тесные связи с правительством республики, одно только получение налоговых льгот для сектора производства коксующегося угля чего стоит. Совершенно логичным будет предположение, что истинная цель всего шума не забота о налогах для казны республики и даже не торги за возможную поддержку Валентина Коновалова на его выборах на второй срок. Все может быть гораздо банальнее и прозаичнее – речь о гарантированных объемах вывоза угля с разреза Майрыхский.
Далеко не факт, что после исключения Бориса Варшавского из «Коулстара» у него останутся теплые отношения с Худайнатовым, он может попасть в условия, когда торговаться за вывоз угля через основную ветку по территории Бейский-Западный придется на равных условиях с остальными интересантами в том числе и с Эдуардом Худайнатовым. При желании Разрез Бейский с легкостью изымет часть квот вывоза угля по железной дороге у Майрыхского разреза, которая проходит по лицензионному участку выделившегося участка.
Чего не отнять у Бориса Варшавского, так это стратегического ума. Вероятно, что, подстраховываясь сейчас по официальному закреплению определенных квот вывоза угля на разрезе Майрыхский, он получает гарантированные квоты как минимум на год, что уже неплохо в текущей ситуации и при непонятном будущем самого Бориса Николаевича, в связи с пристальным вниманием ФБР к его персоне.
В итоге, уважаемый читатель, за всеми популистскими заявлениями правительства Коновалова можно вновь и вновь усмотреть банальный и холодный расчет, причем далеко не самого лица, занимающего пост главы субъекта, а тех, кто выше него и по финансовому состоянию, и по мышлению. Такая конструкция власти у нас в республике на сегодня, к счастью, только временная и уже в ближайший год-два все может измениться.
Александр Рыков