Демократия (народовластие) – термин, который употребляют десятки стран и сотни миллионов людей многие годы и который стал все больше отрываться от своей фундаментальной сущности. Мы произносим его машинально, подчас как ассоциацию с недостижимой мечтой, моментально понимая, что нет нигде никакой демократии, а возможно, что никогда и не было.
Нет власти народа, есть власть над народом. Нами руководит исполнительная и законодательная власть, нас судит судебная система, за нами закреплены надзорные и правоохранительные органы, а ко всему этому над нашими желаниями и потребностями стали все больше властвовать транснациональные корпорации, такие как Гугл. Мы можем лишь говорить о том, в какой степени мы можем использовать наши права в той или иной стране или регионе.
Не будем замахиваться на анализ политического строя в России, но обратим внимание на одну характеристику общественного аспекта жизни в родной Хакасии.
Ни минувшей выходной неделе, в Рождество, руководитель аппарата правительства коммуниста Валентина Коновалова Владислав Никонов предоставил общественности свои размышления относительно развития политической системы страны, косвенно указав на то, что выборы 2018 года в Хакасии показали демократичность системы.
«Здоровая, зрелая политическая система – залог долгой и успешной жизни государства. Система, в которой договариваются, а не приказывают, в которой учитывается мнение населения, — вот то, что нам очень нужно. Подчеркну, речь идет о политике, а не о государственном управлении, здесь как раз дискуссии неуместны».
При этом отмечу, что, говоря про полифоничность политической системы, Владислав Анатольевич больше описывает законодательную власть и в своем ключевом выражении очень четко разделяет политику как таковую и систему государственного управления. Очень правильно, надо сказать, разделяет, потому что в Хакасия потеряла и одно, и другое.
Про политику и «систему, в которой договариваются». На примере Хакасии покажите яркий пример того, чтобы кто-то с кем-то договаривался. Те же новогодние и рождественские праздники у жителей Хакасии омрачились совершенно несносным воздухом с запахом гари на улицах. Почему это происходит?
Люди надеялись, что в рамках гражданского общества они будут спрашивать с Коновалова, довлеть над ним и получать желаемые результаты, в числе которых и чистый воздух.
Что в итоге? Драконы Майрыхского разреза продолжают дымить, реки отравляются золотарями, в большой тени вырубки леса… Кто с кем договорился? Где Коновалов? Ходит на спектакли, в филармонию и в ус не дует. А с другой стороны, где общественники? Выражают протест, в лучшем случае (даже ОНФ играет в невидимку), но ничего большего, потому как и не возможно ничего большего.
Помнится, в 2018 году были те, кто поддерживал Валентина Коновалова, говоря, что если он не будет справляться, то и его снимут, как Зимина. Говорили это люди, в том числе борющиеся за экологию. И что? Явно видно, что не справляется, дышать нечем. Снимайте. Куда подевались? Не работает это так. Добились пока только того, что для некоторых людей исполнились строчка из Интернационала – «кто был ничем, тот станет всем». Жители Хакасии подарили комфортную жизнь кучке «избранных», а сами утерлись протестом, с которого сыт не будешь.
Чиновники с народом ни о чем не договариваются – это факт, но и это еще полбеды. Эти люди, пришедшие к власти на волне демократического процесса (Коновалов и К), не договариваются и с представителями власти. Хакасия не вошла в программу газификации, и не стоит гадать, почему: ноги у Коновалова и его помощников трясутся, чтобы входить в двери высоких московских кабинетов и договариваться, или просто нет у них такого желания – договариваться с федеральным центром о том, чтобы улучшить жизненное важные факторы для населения.
Когда одни выписывают себе премии, не слышат других и не могут вести диалог с другими чиновниками – это не здоровая и точно не зрелая, по выражению Никонова, политическая система. Полифония и демократия в законодательной власти? Давайте посмотрим на действующий созыв Верховного Совета. Полифония есть, это видно, а результат не особо наблюдается. Демократия? Так спросите себя сами: общались ли вы ли с депутатом по своему округу, выполняет ли он ваши наказы, управляете ли вы его деятельностью? В лучшем случае вы просто знаете, кто ваш и депутат, и то далеко не всегда.
Вернусь к выражению Никонова: «Здоровая, зрелая политическая система – залог долгой и успешной жизни государства. Система, в которой договариваются, а не приказывают, в которой учитывается мнение населения, — вот то, что нам очень нужно. Подчеркну, речь идет о политике, а не о государственном управлении, здесь как раз дискуссии неуместны». Другими словами, Никонов сам признает, что для системы государственного управления эффективнее работает система приказов, чем договоренностей. Государственное управление – это в том числе управление республикой, даже если это процесс у граждан язык не поворачивается назвать управлением. А если, как в нашем случае, договоренности не работают вообще, да еще и приказы дают сбой? Правильно, застой и откат назад в большинстве сфер жизни.
Коновалову, по большому счету, совершенно наплевать, что он не поднимается со дна в рейтинге управленцев страны. Его мало волнует, что его хают и клянут в социальных сетях. У него лично все хорошо – сравните фотографии за два года и увидите, как юноша раздобрел физически и как в его глазах ярко видно наслаждение жизнью.
При этом он хорошо понимает, что, даже если он не будет ничего делать, уровень его личного благосостояния будет повышаться. Одной своей принадлежностью к КПРФ он обеспечивает себе плавание по течению. Симбиоз политической системы и государственного управления, в случае с Хакасией, играют очень плохую шутку. Президент сто раз подумает, прежде чем снимать коммуниста с должности, как раз в силу политических причин.
А теперь представим, что государственное управление не смешивается с политикой, а занимается именно управлением. Другими словами, во главе субъекта находится управленец, одобренный вертикалью власти, то есть Кремлем. Во-первых, такой управленец не будет отвлекаться на политические аспекты и будет заниматься работой, а во-вторых, он действительно будет переживать за любой резонанс, за реакцию общественности на управленческие действия, за место в рейтинге эффективности, потому как от этого будет зависеть его личная карьера. Для любого управленца есть свой KPI, который отслеживает вся вертикаль. К тому же снятие любого представителя, близкого к партии власти, не будет восприниматься чем-то неординарным и нарушающим демократические устои.
Получается парадокс. Демократия по своему определению, а именно степень участия народа в управлении, начинает эффективнее работать, когда с классической точки зрения эта демократичность нарушается, а вертикаль управленческой власти более жесткая.
Для губернатора, работающего в общей федеральной системе подчиненностей и договоренностей, включаются другие алгоритмы отношения к обществу: доверие жителей, уважение коллег, достоинство в глазах страны. Возьмем для примера тот же Красноярск, где стартовал проект электрификации частного сектора, потому как нет другого выхода у губернатора Усса, недовольство населения ставит под угрозу его дальнейшую карьеру. А Коновалову на свою карьеру дальнейшую наплевать с этой точки зрения, она зиждется не на набирании очков эффективности управления, а на принципе «Баба Яга против», на том, что сам по себе красный цвет партии не даст его потопить. В этом и вся разница.
Вот и получается, что гражданское общество работает по факту лучше там, где сильнее вертикаль власти. А там, где произошел политический протест, мы видим бесконтрольность и пофигизм, совпадающий со снижением уровня жизни. И это все по привычке продолжают назвать демократией, хотя ничего общего эти процессы не имеют. Нужна ли нам такая псевдодемократия, политика безответственности, несправедливости и грязного воздуха, жирующих чиновников и разочарованных жителей?
Пусть все же, при всех минусах законодательной власти, все политические противоборства и полифонические баталии происходят внутри парламентов, наш Верховный Совет переизберем в 2023 году и выводы сделаем. А в системе государственного управления чего ждать? Если уж Администрация президента не хочет повернуться лицом к народу Хакасии и снять неэффективных, может, у низ самих совесть проснется? Уходите, пожалуйста, вы все полным составом кабинета министров вместе с Коноваловым. Может, воздух чище станет.
Александр Рыков
P.S. Хотя, где Коновалов и где совесть – вопрос риторический.
Да уж! Никонов что не скажет теперь, всё перл! Хочется сказать про ” ни стыда, ни совести” — но таким людям это всё божья роса. Тридцать серебряников продолжают искушать слабых. Но и осины растут, растут
А почему на картинке такой смешной ленивец? Что, не могли нормальную фотографию Коновалова подыскать)))))
да вроде нормальная 🙂 сходство на высоком уровне 😉
Ну да. Радостный лентяй))))
например гринча