На днях Президиум Верховного Совета утвердил повестку следующей сессии, и там есть любопытные моменты, на которые обратил внимание экономист Евгений Мамаев.
Евгений Мамаев пишет в соцсетях: «Во-первых, видим очередную попытку правительства передать полномочия ЖКХ с муниципального на районный уровень. История тянется уже два года, было несколько провальных попыток утвердить нужные поправки.
Суть вопроса в том, чтобы за отопление в селах отвечал не глава сельсовета, а глава района. Очевидно, что такой подход является более эффективным – можно централизовать закупки угля, увеличить контроль качества закупаемого угля, установить весы и следить за соответствием фактического веса угля оплаченному количеству, оперативно балансировать поставками угля внутри района с общего склада, привлечь более квалифицированных управленцев, юристов, бухгалтеров, техников и т.д., при этом общий фонд заработной платы в масштабах района сократится. Казалось бы – нужно принимать решение, выгода очевидна. Но есть и иное мнение.
- Читайте также: «Битву за ЖКХ» правительство Хакасии проиграло в третий раз
Противники заявляют, что у районов нет средств на исполнение этой функции. Но у сел этих денег еще меньше. Безусловно, сельская отрасль ЖКХ убыточна и сводит концы с концами только за счет выпадающих доходов, которые должен выплачивать республиканский бюджет. При предыдущем правительстве Хакасии выплата этих выпадающих доходов производилась по минимуму.
Недофинансирование составляло сотни миллионов рублей. Как следствие, котельные не могли рассчитаться с энергетиками за электроэнергию, те подавали в суд, блокировали счета, грозились отключить подачу электроэнергии. Однако отключение объектов жизнеобеспечения запрещено законом. Так и жили – отрасль недофинансировалась, долги копились. Существует схема, когда предприятие с большими долгами банкротилось, а вместо него создавалось новое, и история повторялась с чистого листа.
Казалось бы, а при чем тут передача полномочий на районный уровень? А дело в том, что если схема с выплатой выпадающих доходов сбоит, то энергетики начинают бить тревогу, когда сумма долга перевалит несколько миллионов. В результате когда есть сотня отдельных организаций с долгом в миллион рублей, то вроде как можно терпеть каждый долг в отдельности. Но если образуется одно централизованное предприятие, то его сумма долга уже будет 100 млн руб. А энергетики обратятся в суд гораздо раньше, предположим, после 5 млн руб. И выставят требование об уплате на счета района. А там деньги водятся, в отличие от счетов сельсоветов. Пример Ресводоканала перед глазами. После той истории и началось дробление отрасли ЖКХ.
Таким образом, сбой в выплате выпадающих доходов при текущем положении дел блокирует только работу нижнего звена, а при передаче полномочий – и районного, и уровня сельсовета.
Да, последнее время правительство Хакасии в значительной степени нормализовало ситуацию с выплатой выпадающих доходов, даже погашены долги предыдущего правительства. Однако нет никаких гарантий, что завтра не нужно будет заткнуть какую-нибудь архиважную финансовую дыру и это не произойдет за счет выпадающих доходов.
- Читайте также: Главы муниципальных образований Хакасии объединились для решения вопроса по передаче полномочий в сфере ЖКХ на уровень районов
Это хозяйственная часть вопроса. Но есть и политическая. На этой теме мы видим противостояние двух политических блоков – правительственного во главе с Коноваловым и оппозиционного с размытым лицом. На мой взгляд, хозяйственная часть тут уже мало кого интересует – идет принципиальное политическое противостояние. На кону – контрольный пакет депутатских голосов. Если Коновалов не получит его, это закрывает перед ним ряд дверей.
И вот тут мы переходим ко-второму моменту повестки, о котором я говорил в начале – в повестке нет вопроса об утверждении первым заместителем главы региона Владислава Никонова. Хотя трехмесячный срок с момента его назначения прошел. Как не видим и вопроса об утверждении министра финансов.
Предположу, что отсутствие этих вопросов напрямую связано с описанной выше проблемой с контрольным пакетом голосов.
Но есть и еще один важный момент – законопроект о внесении поправок в закон о выборах главы региона о снижении планки муниципального фильтра для выдвижения – с 10 до 5 процентов депутатов. Без этой поправки шансы Коновалова пройти муниципальный фильтр на выборах 2023 года весьма невелики. Принятие поправок в ЖКХ будет означать падение первой линии обороны.
Вот что еще по сути стоит на кону за, казалось бы, хозяйственным вопросом о передаче полномочий ЖКХ.
Пикантность ситуации еще в том, что у правительства более обоснованная позиция с крепким фундаментом – поправки нужно принимать. Позиция противников базируется на предположениях, что последствия теоретически могут быть негативными. Но это изначально весьма слабый аргумент.
Будем наблюдать за ситуацией».