Сегодня, 15 августа, свой праздник отмечают те, кто изучает историю и анализирует прошлое. Экспедиции, раскопки, артефакты – все это связано с профессией археолога. С помощью специальных материалов и техники исследователи пытаются реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их по крупицам.

Летом в составе научной экспедиции студенты-историки провели полевые археологические исследования в Ширинском районе Хакасии. Работы осуществлялись на территории Ефремкинского карстового участка, где над водной гладью Белого Июса возвышаются величественные горные утесы Тохзаса («Девять ртов») с десятками черных провалов пещер и гротов.

Фото из личного архива автора

Предметом исследования стали объекты археологического наследия: Грот Проскурякова, две Тохзасские пещеры и Тохзасское поселение. Инвентаризация проводилась с целью уточнения сведений, определения технического состояния и установления границ территории памятников.

Кроме того, археологическая разведка состоялась и на территории, отведенной под туристско-экскурсионный центр «Тропа предков». Работы проводились по заданию Государственной инспекции по охране объектов историко-культурного наследия и Туристического информационного центра Республики Хакасия.

Фото из личного архива автора

Об особенностях археологических находок в Гроте Проскурякова и Тохзасском поселении корреспонденту «Пульса Хакасии» рассказал кандидат исторических наук, заведующий музеем истории, археологии и этнографии Александр Поселянин.

Пещерные гиены, мамонты и бизоны

В 1889 году археолог, краевед, учитель гимназии, первый директор Красноярского городского музея Павел Проскуряков провел здесь первые исследования. Он осмотрел 17 пещер, в одной из которых, известной сейчас как Большая Тохзасская, были найдены находки керамики, обработанной кости и палеонтологический материал, а также выполненная краской руническая надпись на стене пещеры. В честь этого события позднее один из гротов и был назван «Грот Проскурякова». Сейчас он входит в состав Ширинского археологического парка и является одним из популярных туристских маршрутов на Тропе предков.

Фото из личного архива автора

В 1973 году по поручению Института истории, филологии и философии СО АН СССР исследование грота продолжили и другие ученые: Николай Оводов, Вячеслав Дмитриев и др. В результате были обнаружены еще три каменные пластины и значительная коллекция костных останков животных. Причем видовой состав млекопитающих указывал на его принадлежность к так называемому палеолитическому или мамонтовому периоду в среднесибирском варианте с характерными представителями: мамонтом, шерстистым носорогом, бизоном, дикой лошадью, песцом, пещерной гиеной.

На этом же участке находится известная верхнепалеолитическая стоянка Малая Сыя. Первые археологические работы на памятнике проводились в 1974-1975 гг. Открыто местонахождение Николаем Оводовым.

Глиняная посуда и кости хищников

В 1980-е гг. археологические разведки в долине р. Белый Июс проводил Юрий Белокобыльский, который открыл местонахождение на правом берегу (недалеко от Большой Тохзасской пещеры). Оно и получило наименование Тохзасское поселение.

Большая Тохзасская пещера открыта в 1890 году Павлом Проскуряковым. При ее осмотре найдены черепки глиняной посуды с орнаментом (и без), обделочные костяные палочки длиной 4-6 см с желобками, а также кости небольшого хищника и диких (домашних) животных: северного оленя, быка, лошади, косули, каменного барана и др. Найденные в пещере остатки культуры относятся к железному веку и, по-видимому, принадлежат древнетюркской народности (VIII-Х вв. нашей эры). А в 1940-х гг. пещеру обследовал известный иркутский археолог Павел Хороших. Он скопировал руническую надпись, а перевод выполнил известный тюрколог Сергей Малов.

Следы древнего огнища

Памятник расположен на правом берегу реки Белый Июс недалеко от д. Ефремкино в известняковом массиве Тогыз. Высота пещеры над уровнем реки примерно 40 м, склон крутой, местами отвесный. Грот относится к коридорному типу, имеет обширную полость в районе входа с высоким потолком и практически горизонтальным полом. Вход пещеры ориентирован на юго-запад, предвходовая часть хорошо освещается и прогревается во второй половине дня. Недалеко от входа у правой стены прослеживается оплывший котлован от старого шурфа палеонтологов.

Большая Тохзасская пещера имеет при входе высоту около 10 м и тянется вглубь до 30 м. Ее самое узкое место – шириной несколько метров. В конце пещеры потолок вдается вверх в виде конуса. У входа, посередине, ранее находилось три больших камня, около которых были видны следы древнего огнища с пережженными костями, золой и углями. На ее восточной стене, вблизи входа, сохранились древние рунические тюркские надписи, сделанные в три строчки красной и черной красками (VII-IХ вв. нашей эры).

Ирина Гусева