Правительство Хакасии в последнее время активно пытается (или делает вид, что пытается) сделать республику привлекательной с точки рения туризма. Одним из шагов в этом направлении стала презентация Хакасии на выставке «Интурмаркет» в Москве. Татьяна Юрьевна Ковалева, к.э.н., общественный представитель АСИ в Республике Хакасия по направлению «Предпринимательство и технологии», уже рассказывала, почему так делать не надо. Теперь – о том, как надо.
«Меня спрашивают, что, на мой взгляд, нужно сделать, чтобы туризм в Хакасии превратился в экономически эффективную отрасль?
Начну с того, что свои предложения больше года назад я старалась донести до тех, кто сегодня рулит нашей республикой. Даже концепцию развития так и назвала: «Разработка туристического предложения Великое Саяно-Алтайское кольцо». Но очень быстро меня, без объяснения причин, отодвинули от этой истории, и в каком состоянии она сейчас, сказать не могу. Однако последующая динамика событий указывает на то, что туризм у нас решили развивать по старинке, через организацию форумов, участие в выставках и другие формы бездумной траты не своих, а бюджетных средств.
Предлагаю к обсуждению 10 шагов, которые, на мой взгляд, нацелены на результат, на повышение привлекательности Республики Хакасия, как туристического предложения.
1. Как сказала на туристическом акселераторе представительница отдела по развитию туризма из Удмуртии: «Мы не ивентщики и не работаем с туристами непосредственно. Мы чиновники, и поэтому нам нужно активное сообщество предпринимателей, которые работают в этой сфере, которые будут обозначать нам свои потребности, и наша задача – решать те их проблемы, которые мы можем решить».
Итак, во-первых, для ориентированной на получение результата деятельности необходимо взаимодействие с предпринимательским сообществом, потому как чиновники должны работать для них, а не наоборот, и здесь я говорю обо всех предпринимателях, а не только о группе (приближённых) товарищей.
Во-вторых, необходимо оценить текущий вклад этой сферы в экономику республики. Ответить на вопросы. Какие виды деятельности по ОКВЭД относят к этой сфере? Какие косвенно дополняют это кластер? Сколько человек официально в этой сфере занято? Сколько хозяйствующих субъектов по видам деятельности в этой сфере и сколько налогов они уплачивают? Какое количество земель выведено в туристические рекреации? Сколько времени уходит на такой перевод? И т.д.
Зачем? Это необходимо, чтобы оценить «нулевой уровень» и получить возможность смоделировать, например, что произойдет, если число официальных туристов удвоится. Иначе необходимо обозначить понятную цель. Чего хотим достигнуть? Например, «совокупный вклад индустрии гостеприимства, развлечений и путешествий к 2030 году в Республике Хакасия должен составить 5% поступлений в бюджет (предположительно на тот момент времени около двух млрд рублей)», и далее, что нужно сделать, какие ресурсы вложить, чтобы этот показатель был достигнуть, а также оценить вероятность достижения этой цели.
2. Министр экономического развития Республики Хакасия В.Н. Богушевич в недавнем интервью сказал, что на озёрах в Ширинском районе в сезон отдыхает 1 млн человек, и также добавил: «представьте, если каждый там оставляет 10 тыс. рублей, то это какие деньги». Ну, тут всё просто: 1 млн человек умножим на 10 тыс. рублей и на 6% по УСН – это значит, что при таком раскладе поступления в бюджет должны оставить при первом приближении 600 млн рублей. Вопрос: а где эти деньги? Где эти поступления?
Проблема низкой собираемости налогов в этой сфере не перестает быть актуальной. К сожалению, предлагаемые решения касаются в основном коллективных средств размещения, а что делать с туристами, которые приезжают на своих машинах, живут в палатках, едят то, что привезли с собой и т.д., и при этом используют наши природные рекреационные ресурсы?
Необходимо прописать «пользовательскую историю» для каждой категории путешественников в нашей республике, чтобы понять, в каких точках они действительно у нас тратят деньги и как сделать так, чтобы поступления в финансовую систему компенсировали те расходы, тот урон, который наносится нашим природным локациям и достопримечательностям так называемыми неорганизованными, «дикими» туристами.
Один из вариантов решения проблемы – разработка цифрового сервиса, единого цифрового билета путешественника по Хакасии, без которого посещение природных и других достопримечательностей станет невозможным. Конечно, для этого придётся сделать доступными для интернета объекты осмотра, но это всё решаемо.
Зачем? Такой инструмент весьма полезен, позволит контролировать потоки туристов, а также отсечет «мутных» товарищей, которые непонятно за что собирают деньги, якобы в оплату осмотра достопримечательностей, только на просьбу «дайте чек» они обычно грустнеют и говорят: «Ну, ладно, проезжайте так».
Считаю, что без увеличения числа цифровых сервисов нам проблему повышения фискальной эффективности этой сферы не решить.
3. Законодательно оформить зоны вокруг объектов посещения, как природных, так и культурных, сформировать несколько законченных туристических продуктов для разных клиентских групп, брендировать их и начать их профессиональное продвижение с использованием таргетированной и контекстной рекламы, а также других инструментов прямого воздействия на целевую аудиторию.
Зачем? Расходы на продвижение – это огромная часть предпринимательского бюджета, а реклама отдельных объектов – это дорого и вряд ли окупится. Так вот, если эту часть расходов возьмёт на себя республика, как обязательство в соответствии с договором концессии (частно-государственное партнёрство), и будет заниматься продвижением отдельных объектов, как части регионального предложения, а предприниматель возьмёт на себя обязательство по сохранению и допустимому развитию территории вокруг объектов осмотра, в том числе строительство глэмпингов и т.д., то такое предложение будет весьма привлекательно для предпринимателя.
4. Для построения клиентского профиля – выполнить анализ поисковой статистики в интернете. Чтобы понять, кто, когда, из каких регионов, какой поисковый запрос делает и какой контекст должны содержать наши сообщения, чтобы человек, которого мы считаем нашим целевым клиентом, определяющийся с тем, как он проведёт свой отпуск, попадал на страницы наших сервисов. Иначе необходимо сопоставить профиль клиента, как его видим мы, с профилем, который нам рисует интернет.
Зачем? Для анализа соответствия – а под того ли клиента мы будем затачивать эту сферу, и если получаемый результат нас не устроит, то можем ли мы изменить ситуацию. Если да, то с помощью каких инструментов?
5. Надо перестать обманывать людей. Мне друзья рассказали, что на последней выставке услышали, как девушки на нашей экспозиции рассказывали про тёплые озёра Хакасии. Сколько раз мы слышали, как люди, к нам приехавшие издалека, наслушавшись о наших озёрах, говорили, что лучше бы поехали в Египет…
Зачем? Недовольный клиент – это гибель для бизнеса. Очевидно, что Хакасия значительно хуже по уровню сервиса, чем тот же Алтай. Там уже несколько поколений бизнесменов сменилось, и качественный скачок в отношении к клиентам уже произошёл, а мы по-прежнему, если честно, предлагаем за небольшие деньги романтику сервиса с удобствами во дворе и песнями под гитару. Необходимо отстроить нормальную логистику и сервис, прежде всего, чтобы жители республики стали защитниками предлагаемого туристического продукта, рассказывая в социальных сетях, как им комфортно и весело отдыхать в своей республике круглый год.
6. Начать работать с районами и муниципальными образованиями, потому что туризм у них на территории развивается, только на вставки они не ездят! В том числе проработать раздел развития туризма в планах развития районов, вплоть до проектов, чтобы понимать какие работы нужно сделать, какие инвестиции и под какие проекты привлечь!
Зачем? Почему-то считается, что все жители республики просто ждут те толпы дешевых туристов, которые, судя по реализуемым мероприятиям, к нам заманивают власти региона. Как человек, путешествующий по республике, знакомый с предпринимателями на земле, скажу вам: нет, далеко, не все готовы принимать непонятных гостей, наплыв которых, очевидно, меняет традиционный уклад жизни. И это проблема не только Хакасии. Уже есть примеры, когда деревни открывались, к ним начиналось «паломничество», и через пару лет так всё затоптано, что деревни умоляют перестать возить к ним туристов, так как денег это на самом деле приносит не очень много, а обычную размеренную деревенскую жизнь вести не позволяет. Надо с каждым населенным пунктом очень бережно отработать на предмет того, как и в какой форме, они готовы включиться в этот процесс.
7. Совместно с районами, активно включится в проект по созданию экологических троп, чтобы стать частью федерального проекта «Национальные тропы России», который был представлен и получил поддержку на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени -2020». Год назад я предлагала сделать по 10 пеших маршрутов в каждом районе и брендировать их. То есть, придумать для каждого легенду, эту легенду должны поддерживать жители района и местные гиды рассказывать, а также они должны быть представлены на цифровых сервисах (цифровых гидах по Хакасии)
Зачем? Чтобы появилась возможность комфортно путешествовать по Хакасии самостоятельно. Например, я приезжаю на конечную остановку на рейсовом автобусе, у подножья гряды, в которую входит гора Куня (Усть-Абаканский р-н), иду по указателям по тропе, слушая в наушниках цифрового гида, наслаждаюсь видами, получаю физическую нагрузку, и выхожу на федеральную трассу, где есть остановка и все рейсовые автобусы, проезжающие там, обязательно останавливаются, чтобы забрать людей, которые завершают свои однодневные путешествия. Или то же самое, но в обратную сторону.
8. Создать единый событийный календарь (ивент-календарь) на пять лет вперед, в который будут входить не только региональные, но и районные, и поселенческие мероприятия.
Зачем? Практически все путешественники сегодня самостоятельно планируют свои маршруты и те мероприятия, которые они хотят посетить. И делают они это, прежде всего, на основе событийного календаря. Его наличие и возможность предварительной регистрации для участия в конкретных событиях позволит оценить их привлекательность, внести корректировки в продвижение и т.д.
9. Провести республиканский конкурс «Моя Хакасия» и издать книгу с описанием достопримечательностей, природных красот и легенд, с ними связанных, основных сказок и мифов республики, наложив это на те туристические маршруты, которые мы бы хотели видеть в качестве бренда республики. Книгу разместить для бесплатного скачивания на всех цифровых платформах.
Зачем? Наши потенциальные гости скачивают, читают, знакомятся, и у них появляется желание это увидеть, прочувствовать, попробовать на вкус, они выбирают конкретно им подходящий маршрут путешествия по Хакасии.
10. Перестроить систему подготовки персонала и предпринимателей в этой сфере на основе практико-ориентированного подхода, в соответствии со стандартами WorldSkills Russia.
Зачем? Если эта отрасль – стратегический выбор нашей республики, то современная индустрия впечатлений, как сейчас принято называть сферу туризма, требует квантового скачка в региональной системе подготовки кадров, которые в будущем в этой сфере будут работать. Нужны увлечённые гиды, любящие свое дело смотрители объектов осмотра и природных рекреаций, творцы глэмпингов и т.д. На сегодняшний день профессиональная подготовка в соответствии с требованиями чемпионата профессий WorldSkills является признанной мировой системой подготовки профессионалов высокого уровня, которые нам нужны уже сегодня.
Сделать надо много и надеюсь, что хотя бы часть, из мною предложенного выше, будет взята в работу. Всегда готова к совместной деятельности, и, возможно, в ближайшее время появятся следующие 10 шагов по развитию этой и других сфер экономики Республики Хакасия».
Что за привычка после драки кулаками махать. Тебе дали возможность , но ты об….. и нечего на других пенять. С себя начинать надо. А предложения по сути ничем не отличаются от того что горе правительство делает. Не разовьёт это туризм
Кадры- Вы где?! Пока надлежащего кадрового состава не будет, мы все будем наблюдать персонажей из басни Крылова. Музыки не будет.
А что автор имеет против песен под гитару у костра? Это очень большая редкость. В основном на турбазах стандартный набор – водка, шашлык, баня и дискотека…